Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику в целом и экономику Украины в частности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1.Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………..
1.1Сущность и возникновение монополии………………………………..
1.2Виды монополии…………………………………………………………
1.3Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть…..
1.4Монопольное равновесие………………………………………………..
2.Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии………………………………………………………………
2.1Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен…….
2.2Общественные издержки монопольной власти…………………………
2.3Антимонопольная политика……………………………………………
3. Монополизм в современных условиях Украины……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Перечень ссылок……………………………

Файлы: 1 файл

курс микро.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

    Социально значимым  является антимонопольное регулирование  рынков жилищно-коммунальных услуг. Как известно, Антимонопольный комитет Украины не обладает законодательными полномочиями по контролю за установлением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Функции установления тарифов на эти услуги возложены на органы местного самоуправления, которые отвечают за их исследование и утверждение. Антимонопольный комитет и его территориальные отделения могут только отслеживать порядок формирования тарифов, контролировать возможности включения в них необоснованных расходов.

    Важное значение в нынешних условиях приобретает проблема эффективности согласования (координации) действий Антимонопольного комитета Украины и Национальных комиссий по регулированию естественных монополий. Главными проблемами, требующими координации, являются:

  • непрогнозируемые изменения тарифов;
  • перекрестное субсидирование;
  • ценовые диспропорции;
  • неэффективная конкурентная среда на рынках;
  • отсутствие экономических стимулов для эффективного развития объектов естественных монополий;
  • низкий уровень использования современных технологий;
  • низкая инвестиционная привлекательность;
  • плохое качество услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий и субъектами смежных рынков [6,55].

    В последнее время появился несколько другой взгляд на существование монопольных образований в Украине, который заключается в необходимости создания корпоративной системы экономики. Безусловно, как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, корпорации - источник значительных доходов и основное богатство этих стран (для примера можно отметить, что ни в одной стране третьего мира нет корпораций, в том числе и в таких богатых природными ресурсами странах, как Индия, Бразилия, Нигерия и др.). Процессам легального объединения капиталов в отечественном законодательстве положил начало Указ Президента Украины “О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации” от 11 мая 1994г [3,65]. Указ предусмотрел недопустимость поглощения одного хозяйствующего субъекта другим в случае, если их совокупная доля на соответствующем рынке превысит 35 процентов. Следующим этапом расширения сферы приложения крупного бизнеса в Украине стал Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине”[2,57], введенный в действие с 21 мая 1996г, дискуссии в отношении которого велись ещё с начала 1994г. В рамках ПФГ предполагается консолидировать промышленные и банковские капиталы для сохранения и расширения технологических звеньев в целях наращивания экспортного потенциала.

    Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику Украины как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической (она все больше становится политической и общественной). Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В действующем антимонопольном законодательстве целесообразно предусмотреть снижение монопольной доли товара на рынке, что должно затруднить возможности сговора производителей с целью диктата цен и условий продажи товаров.

   Так же представляется необходимым введение действенного контроля за хозяйственной деятельностью государственных предприятий-монополистов и активизация управления государственной частью в акционерных обществах. Кроме того, целесообразно применять мониторинговое слежение за индексами роста затрат и цен по основным видам монопольных товаров на различных стадиях их изготовления, особенно в период роста цен на услуги естественных монополистов (электроэнергия, транспорт, топливо и др.). В то же время не менее актуальным является контроль издержек и снижения цен на продукцию и услуги самих естественных монополистов. Считается целесообразным создание банка данных на продукцию предприятий- монополистов, что позволит оперативно обеспечивать необходимой информацией о ценах на монопольную продукцию потребителей и других заинтересованных лиц.

    Безусловно, конкурентная политика в Украине, как и в других странах мира, а также деятельность антимонопольных (конкурентных) ведомств должна быть открыта для конструктивной критики. Вне такой критики будет невозможным дальнейшее развитие теории и практики конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

    На основании проделанной работы можно сказать, что проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополия – исключительное право определенной области государства, организации, фирмы.

Чистая монополия - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во - первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В экономической теории выделяют следующие виды монополий: естественная, административная, экономическая, случайная. Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства - антимонопольная деятельность. Фирма - монополист обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать, но результатом этой власти зачастую являются издержки общества. С целью уменьшения социальных потерь от монопольной власти государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма, а также контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.

Уровень развития конкуренции на Украине, как бы ни хвалили новое законодательство о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера.

Наиболее яркими представителями монополизма в Украине являются такие компании как: Укртелеком, Нефтегаз Украины, Укрспецэкспорт, Энергоатом, Укрзалiзниця[13,ст.16].

Основную роль в проведении антимонопольной политики в стране играет Антимонопольный комитет Украины (АКУ). В условиях переходной экономики Антимонопольный комитет Украины выполнял и выполняет не только функции, свойственные коллегам в странах с развитой рыночной экономикой, такие как пресечение нарушений законодательства о конкуренции, контроль за рыночной концентрацией или контроль за согласованными действиями субъектов хозяйствования. Комитет играет активную роль в самом становлении конкурентных отношений. Доля предприятий — естественных монополистов в национальной экономике Украины составляет около 40 %. Для поддержания нормального уровня конкуренции в стране государство вводит определенные ограничительные меры. Они предусмотрены Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и применяются Антимонопольным комитетом Украины и его региональными отделениями к хозяйствующим субъектам, нарушившим антимонопольное законодательство.

Антимонопольный комитет Украины еще очень молод, но он находится в процессе постоянного развития, совершенствования и нормализации ситуации по данным проблемам. Ему следует совершенствовать антимонопольное законодательство Украины и в данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых странах[4,ст.135].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень ссылок:

 

 

  1. . Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности: Закон Украины // Голос Украины.- 1992.- №78.- Ст.69-73.
  2. О промышленно-финансовых группах в Украине: Закон Украины // Голос Украины, 1996, №95.
  3. О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации: Указ Президента Украины // Голос Украины.- 1994.- № 93.
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
  5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Д 64 Микроэкономика./ Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1994. 448 стр. ISBN 5-7062-0029-7
  6. Лагутин В. Вред от монополии и польза от конкуренции: так ли все просто?/ В.Лагутин //Экономика Украины. - 2007. - №4. - С.55-61.
  7. Лукьянов С. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции/ С. Лукьянов, Н. Кисляк //Вопросы Экономики. – 2007. – №2. – С.101-110.
  8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 2
  9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.-2-е изд., изм. – М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М) , 2002.-572с.
  10. Принципы микроэкономики. 2-е изд./Н, Мэнкью. – СПб.: Питер, 2003. – 560с.: ил. – ( Серия «Учетник для вузов» ).
  11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. С 84 Ростов Н/Д.:1998-672 с.
  12. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник/Под общей ред.д.э.н.,проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.-М.:Издательство «Дело и Сервис»,2002.-304с.-(Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).
  13. Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред.А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко,А.К. Большакова.-М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров,2001.-784с.
  14. Шаститко А. Экономические аспекты ослабления наказания за нарушение антимонопольного законодательства/ А. Шаститко //Вопросы Экономики. - 2007. - №8. - С.68-79.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии