Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику в целом и экономику Украины в частности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1.Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………..
1.1Сущность и возникновение монополии………………………………..
1.2Виды монополии…………………………………………………………
1.3Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть…..
1.4Монопольное равновесие………………………………………………..
2.Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии………………………………………………………………
2.1Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен…….
2.2Общественные издержки монопольной власти…………………………
2.3Антимонопольная политика……………………………………………
3. Монополизм в современных условиях Украины……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Перечень ссылок……………………………

Файлы: 1 файл

курс микро.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

 

Рисунок 1.2 – Максимизация прибыли монополией

 

    В конце концов фирма уравновешивает объем выпуска таким образом, что он достигает величины QMAX, при котором маржинальный доход равен предельный издержкам. Наш анализ устанавливает общее правило получения наибольшей прибыли: при максимизирующем прибыль объеме выпуска маржинальный доход совпадает с предельными издержками. Таким образом, объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривой предельного дохода и кривой маржинальных издержек. На рис. 1.2 это точка А. Вспомним, что конкурентная фирма также выбирает объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В следовании этому правилу максимизации прибыли конкурентные фирмы и монополии схожи. Однако между ними существует важное различие: маржинальный доход конкурентной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше цены. То есть для конкурентной фирмы: Р = MR -=МС, а для монополии: Р > MR = МС.

    Равенство маржинального дохода и предельных издержек при максимизирующем прибыль объеме выпуска справедливо в случае как конкурентной фирмы, так и монополии. Различие же между ними состоит в том, как цена товара соотносится с маржинальным доходом и предельными издержками.

   Как монополия находит для своей продукции цену, которая максимизировала бы прибыль? На этот вопрос нам дает ответ кривая спроса, которая показывает цену, которую покупатели желали бы заплатить за предлагаемый объем выпуска. Поэтому после того, как монополия определяет объем производства, при котором предельный доход равен маржинальным издержкам, она использует кривую спроса для нахождения соответствующей объему цены товара. На рисунке 1.3 монопольная цена находится в точке В.

Таким образом, мы получаем возможность сформулировать принципиальное различие конкурентного и монополизированного рынков: на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам; на монополизированных рынках цена товара превышает маржинальные предельные издержки. Какую же прибыль получает монополия? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек:

прибыль = TR – TC.

Перепишем это равенство, разделив и умножив правую часть на Q:

прибыль = (TR/Q - TC/Q)

Q. (1,5)

TR/Q — это средний доход, равный цене Р, a TC/Q - средние совокупные издержки АТС [10,356]. Следовательно,

Прибыль = (Р- АТС)

Q. (1,6)

 

Рисунок 1.3 – Максимизация прибыли

 

   Такое выражение прибыли фирмы (в точности совпадающее с выражением для прибыли конкурентной фирмы) позволяет нам измерить прибыль на нашем графике монополии.

Взгляните на прямоугольник EBCD на рис. 1.3. Высота его (отрезок ВС) равна Р — АТС, то есть разности между ценой и средними совокупными издержками, а значит, и прибыли от продажи одной типичной единицы продукции. Основание его (отрезок DС) равно количеству проданной продукции Q.max.Следовательно, площадь данного прямоугольника равна прибыли фирмы-монополии [10,355].

     Если же спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой – монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = MC, понизится ниже средних издержек, фирма – монополист понесет убытки.

 

Рисунок 1.4. Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде

 

    Когда фирма – монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости. В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма – монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма – монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

 Максимизация прибыли показана  на рисунке 1.5. Когда фирма – монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периодах.

    Фирма – монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.

    В долгом периоде фирма – монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

 

 

 

 

Рисунок 1.5. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде

 

 

1.4 Монопольное равновесие

 

 

    На рисунке 1.6 к кривым спроса и предельного дохода добавлены кривые издержек фирмы-монополиста. Приведенные данные можно использовать для выявления такой комбинации «цена – количество», которая приносит максимальную прибыль и равновесие. Это можно сделать, либо сравнивая совокупные издержки с совокупным доходом, либо воспользовавшись предельным доходом.

 

( а )

 

 

 

 

.

( б )

Рисунок 1.6 Монопольное равновесие фирмы монополиста

 

   Подход «совокупный доход – совокупные издержки» для анализа процесса максимизации прибыли монопольного равновесия графически представлен в части (а) рисунка. Совокупная прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми совокупных издержек и совокупного дохода. Этот разрыв максимален при выпуске, равном .

    Предельный подход  равен приросту совокупного дохода  при увеличении объема выпуска  продукции на единицу; предельные  издержки равны приросту совокупных  издержек. Следовательно, до тех пор, пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение выпуска на единицу увеличивает совокупный доход в большей степени, чем совокупные издержки, и, тем самым, увеличивает совокупную прибыль. Когда выпуск превосходит , предельный доход становится меньше предельных издержек; поэтому любое дальнейшее увеличение выпуска продукции ведет к уменьшению совокупной прибыли. Логика ситуации в данном случае та же, что и при совершенной конкуренции. Разница состоит лишь в том, что теперь предельный доход – величина не постоянная, а переменная.

 

    В части (б) рисунка 1.6 приводится графическое сопоставление предельного дохода и предельных издержек. Объем выпуска, дающего максимальную прибыль и равновесное положение, находится в точке, где ветвь кривой предельных издержек, имеющая положительный наклон, пересекает кривую предельного дохода. Это происходит в точке, соответствующей объему выпуска . Прибыль, приходящаяся на единицу выпуска при этом объеме, равна вертикальному разрыву между кривой спроса (которая указывает на цену, по которой продается продукция) и кривой средних совокупных издержек. Прибыль на единицу продукции, умноженная на объем выпуска, равна совокупной прибыли.

    Пересечение  кривых предельных издержек и предельного дохода на рисунке 1. 6 дает объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Цена, дающая максимум прибыли и равновесное положение, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска. Для монополиста такая цена всегда выше предельных издержек.

    Что же можно сказать о долгосрочном равновесии при отсутствии угрозы появления конкурентов? Это – простейший случай. Для фирмы-монополиста, находящейся в такой ситуации, график, подобный представленному на рис. 1.6, может адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном, так и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая, отображающая изменение средних совокупных издержек на рис 1.6, теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы, причем возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее:

  1. В условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать по крайней мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма просто уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.
  2. В отличие от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии отнюдь не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек. Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных средних издержек (как на рис. 1.6), так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой долгосрочных средних издержек (что произошло бы, если бы кривая спроса на рис. 1.6 вдруг неожиданно сдвинулась вправо). Вне зависимости от конкретной величины долгосрочного равновесия выпуска монополист всегда изберет такой размер производственного предприятия, который в наибольшей степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает, что кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска продукции.
  3. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. Начиная с точки долгосрочного равновесия, фирма-монополист может временно увеличить прибыль, поднимая цены и сокращая выпуск продукции, смещаясь тем самым вверх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса. Однако, столкнувшись с более высокой ценой, потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления, уменьшая величину предъявляемого спроса до уровня кривой долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.

Одной из положительных черт рынка совершенной конкуренции является то, что в ситуации равновесия вся выпущенная продукция производится с наименьшими возможными долгосрочными средними издержками. Монополия не обладает подобным достоинством. Точка равновесного выпуска монополии может оказаться в любой части кривой долгосрочных издержек. Поэтому монополия претендует на минимизацию средних совокупных издержек, и в этом смысле экономически она менее эффективна, чем совершенная конкуренция.

    Насколько серьезна эта неэффективность  на практике зависит от конкретных обстоятельств. Необходимо учитывать три возможных случая:

1. В  случае естественной монополии, равновесие будет иметь место при таком объеме выпуска продукции, при котором фирма еще получает экономию на масштабах производства. Разделение выпуска продукции между двумя фирмами и более означает, что каждая из них должна функционировать с еще более низким, и, следовательно. Менее эффективным уровнем выпуска продукции.

    Таким образом, несмотря на то, что естественная монополия осуществляет производство, объем выпуска которого ниже эффективного, ее издержки в этом случае все-таки наименьшие из всех возможных, если принять во внимание заданные кривые предложения и спроса на продукт.

2. Результат эмпирических исследований показывают, что у различных фирм складывается примерно одинаковый уровень экономии на масштабах производства после того, как ими достигнут минимальный уровень эффективного масштаба. Если равновесный выпуск фирмы-монополиста превосходит минимальный уровень эффективного масштаба, монополист будет производить продукцию с минимальными издержками в соответствии с равновесным уровнем даже тогда, когда этот уровень неэффективно низок.

3. Точка  равновесного выпуска может находиться  на восходящей ветви кривой  средних издержек фирмы-монополиста, где эффект экономии на масштабах  производства снижается. Участие  в отрасли двух и более фирм  привело бы к уменьшению средних совокупных издержек. В этом случае монополист производит не только для того, чтобы реализовать излишки потребителя и производителя, он производит продукцию с неэффективно высокими издержками.

Неспособность минимизировать средние совокупные издержки производства становится, следовательно, действительной проблемой, лишь в тех случаях, когда монополист обнаруживает действие отрицательного эффекта от увеличения масштабов производства. Подобная ситуация может сложиться только при закрытой монополии. Естественная монополия сталкивается с нормальным положительным эффектом от масштаба в точке равновесия. Открытая монополия не смогла бы выжить в долгосрочной перспективе, если бы она продолжала действовать, имея издержки более высокие, нежели у фирм, вознамерившихся прорваться на рынок. Стратегия лимитирующего ценообразования также не помогла бы такой фирме: цена, максимизирующая прибыль на краткосрочном временном интервале, лишь ускорила бы появление на рынке фирм-соперников.

Издержки закрытой монополии могут быть также исключительно высокими. Причина - в необходимости содержать лоббистов и ввязываться в судебные ристалища с конкурентами, стремящимися прорвать броню юридической защиты, которой окружила себя эта монополия. Такого рода издержки ни на йоту не увеличивают ни объем выпуска, ни степень удовлетворения потребителей.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии