Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику в целом и экономику Украины в частности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1.Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………..
1.1Сущность и возникновение монополии………………………………..
1.2Виды монополии…………………………………………………………
1.3Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть…..
1.4Монопольное равновесие………………………………………………..
2.Ценообразование в условиях монопольной власти и социальная цена монополии………………………………………………………………
2.1Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен…….
2.2Общественные издержки монопольной власти…………………………
2.3Антимонопольная политика……………………………………………
3. Монополизм в современных условиях Украины……………………………
Заключение………………………………………………………………………
Перечень ссылок……………………………

Файлы: 1 файл

курс микро.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что рекламный бюджет DeBeers огромен. На первый взгляд это может вызвать удивление, ведь если монополия - единственный поставщик продукции, то зачем же ей реклама? Одна из целей рекламной компании DeBeers – противопоставление бриллиантов другим драгоценным камням. Конечная цель рекламы – формирование отношения потребителей к бриллиантам как к уникальным драгоценным камням, что позволит DeBeers приобрести дополнительную власть над рынком [10,350].

    Источником монопольной власти может стать и эффект масштаба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки.

    Иногда источниками монопольной власти могут выступать предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и нечестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.) [12,185].

   Наконец, породить монополию могут определенные меры политики правительства. Так, введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и стимулирует монополизацию внутреннего рынка [13,119].

    Характер барьеров может быть разным. Они могут быть обусловлены высоким уровнем капиталоемкости, вследствие чего фирма экономит на масштабах производства (автомобильная промышленность), тарифными скидками (воздушные перевозки), территориальным размещением магазинов (розничная торговля), «естественной монополией» (газо - и водоснабжение, выработка электроэнергии) [13,118]. Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низкая рентабельность или отсутствуют доходы на капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).

    Примерами выходных барьеров могут служить: необходимость списания крупных инвестиций; нежелание утратить свой имидж; честолюбие менеджера; вмешательство правительства; большие - затраты на ликвидацию предприятия; профсоюзная оппозиция; протесты поставщиков, клиентуры и дилеров.

    Как видим, выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуаций, когда хозяйственные организации, преуспевающие в новых сферах деятельности, из года в год упорно держаться за свое прежнее дело, невзирая на значительные потери. Такие случаи редки, но они обычно создают серьезные трудности для компаний, образующихся в соответствующих отраслях промышленности.

    Следует подчеркнуть, что силу монопольной власти нельзя преувеличивать. Дело в том, что монополия возникает на базе рыночной экономики и действует по ее законам. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальными конкурентами, возможным появлением товаров-субститутов. Надо иметь ввиду также то, что против монопольной власти в большинстве стран используются жесткие антимонопольные законы. Поэтому экономическая монополия, появляющаяся в конкурентной среде, не тождественна административной монополии, возникающей в нерыночном хозяйстве. Последняя, как свидетельствует опыт бывших социалистических стран, базируется на государственной собственности и действует в условиях дефицита, а также «закрытой экономики», что ограждает ее от иностранных конкурентов [13,119].

 

 

1.2 Виды монополии

 

 

    Используя критерии происхождения приведенных источников монопольной власти, выделяют несколько типов монополии.

   Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции, например патентной защитой или институтом авторских прав. В этом смысле закрытая монополия представляет собою наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаше всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями, как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.

    Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее, именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

   Особое место занимает феномен естественной монополии. К естественным монополистам относятся предприятия, общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных; монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность [10,120].

    Монопсония представляет собою тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем, если монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам. Нечасто встречающиеся случаи монопсонии можно наблюдать в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма является единственным работодателем на данной территории.

    Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации состоит в том, что хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель установит цену ниже той, которую запросит продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вести переговоры. Модель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями производства которого располагает только одна единственная фирма [11,187].

 Тут нужно  сказать, что монополия в чистом виде — явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию [4,121].Разграничение монополий носит также достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий [4,142].

    Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров [4,121].

 

 

1.3 Условия max-ции прибыли монополистом и монопольная власть

 

 

   Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, что кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать либо понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это свобода установления цены на свой товар.

    Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.

     Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже кривой спроса [4,144].

 

Рисунок 1.1 – Спрос на продукцию монополистической фирмы

 

    В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера [4,145]. Индекс Лернера определяется по формуле:

 

(1,1)

Где — индекс монопольной власти по Лернеру; — монопольная цена; МС — предельные издержки; — ценовая эластичность спроса [13,123].

    При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равняется нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, расположенное между нулем и единицей. Считается, что чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.

    Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных используют средние издержки (АС):

(1,2)

    Если числитель и знаменатель умножить на Q,то в числителе будет прибыль, а в знаменателе — совокупный доход:

(1,3)

    Таким образом, согласно Лернеру, высокая прибыль — признак монопольной власти фирмы. Обратите внимание: индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.

    Не менее известным показателем, используемым для измерения монопольной власти, является «индекс Херфиндаля-Хиошмана». Индекс Херфиндаля-Хиршмана — показатель концентрации отраслевого рынка, или, говоря иначе, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка.

    Для расчета индекса индивидуальные доли рынка каждой фирмы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфиндаля-Хиршмана ( ) получается сложением всех этих квадратов, то есть

(1,4)

где — удельный вес самой крупной фирмы, - удельный вес следующей по величине фирмы, ... , — удельный вес наименьшей фирмы [13,123].

    Значение будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку =100%.

    Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то =1%, а =100.

   Если доля =90,1%, а доля каждой из последующих 99 фирм составляет 0,1%, то = =8119,1.

    В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой превышает 1800.

 Поскольку учитывает и число фирм в отрасли, и различия их размеров, то его широко используют в антимонопольной практике при оценке слияний. Если <1000, то рынок оценивается как неконцентрированный и слияния допускаются. Если 1000< <1800 — рынок признается умеренно концентрированным. При =1400 департамент юстиции США может проверить целесообразность слияния. Наконец, как уже отмечалось, если >1800, отрасль считается высокомонополизированной и вопрос передается на рассмотрение комиссии по монополиям и слияниям, являющейся независимым административным судом [13,123].

   Что же можно сказать о том, как монополия максимизирует прибыль? Вспомним, что один из десяти принципов экономикс гласит; рациональный человек мыслит в категориях предельного анализа. Данное утверждение верно как применительно к конкурентной фирме, так и к монополии. Ниже мы применим логику маржинального анализа к стоящей перед монополистом проблеме определения объема выпуска.

   На рисунке 1.2 изображены кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая издержек для фирмы-монополии. Кривые содержат всю информацию, необходимую нам для определения объема выпуска, максимизирующего прибыль монополиста.

   Предположим, что объем выпуска фирмы низок, скажем равен . При таком объеме производства предельный доход превышает маржинальные издержки. Если фирма увеличит объем выпуска на единицу, дополнительный доход превысит дополнительные издержки и прибыль, которая, как мы помним, равна разности валового дохода и совокупных издержек, возрастет. Таким образом, пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма может увеличивать прибыль, наращивая объем выпуска. Аналогичные рассуждения применимы и к высоким объемам выпуска, скажем равным . В этом случае маржинальные издержки превышают предельный доход. Если фирма сократит выпуск на единицу, то предотвращенные издержки превысят упущенный доход. Следовательно, если маржинальные издержки выше предельного дохода, фирма имеет возможность увеличить прибыль, снизив объем выпуска.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии