Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях
чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой
темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины
возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и
какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования
в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику
Украины.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………………….5
1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная
власть …….11
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18
2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии………….20
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация
цен……………....20
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……..28
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35
3. Монополизм в современных условиях Украины …………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.docx

— 162.81 Кб (Скачать)

    прибыль  отрицательна (рис. 2.3.1) 
 
 

                                     убытки 
 
 

       Рис. 2.3.1 Убытки в условиях монополии

               Qm - величина убытков 

       Основное различие между рынком  совершенной  конкуренции   и  рынком

    несовершенной  конкуренции состоит в  том,  что  на  первом  фирмы   не

    обладают  рыночной (монопольной) властью,  а  на  втором  –  обладают.

    Монопольная  власть означает способность  фирмы влиять  на  цену  своей

    продукции,  т.е.  устанавливать  её  по  своему  усмотрению.   Фирмы,

    обладающие  монопольной  властью  называются  ценопроизводителями  (в

    другом  переводе – ценоискателями). Фирмы,  работающие  на  совершенно

    конкурентном  рынке,  напротив,  могут  быть   охарактеризованы   как

    ценополучатели, так как они принимают рыночную  цену  как заданную

    извне,  самим рынком, и находящуюся вне их  контроля,  следовательно,

    эти  фирмы не обладают монопольной  властью.

       Такой  рынок,  как  монополия   –   это   рынок   с   несовершенной

    конкуренцией,  и,  значит,  фирмы,  функционирующие   на  нем,   имеют

    монопольную  власть, хотя и по разным причинам.

       Итак,  фирма  обладает   рыночной   властью,   когда   она   может

    воздействовать  на цену своего товара, изменяя  его количество, которое

    она   готова  продать.  Последнее   означает,  что  кривая  спроса   на

    продукцию  такой фирмы не может быть  горизонтальной линией,  а   должна

    иметь  отрицательный наклон. Как только  цена  становится  функцией  от

    количества  продаваемой продукции,  предельная  выручка  будет  меньше

    цены  при  любом  положительном   объёме  выпуска.   Поэтому   условие

    максимизации  прибыли для любой фирмы, будет  точно таким же, как  и   у

    чистого   монополиста:   максимизирующий   прибыль   объём    выпуска

    достигается,  когда предельная выручка равна  предельным издержкам.

       Отсюда  мы  получаем  чрезвычайно   важный  вывод:  фирма  обладает

    монопольной  властью, если цена, по которой   она  продаёт  оптимальное

    количество  продукции,  превышает  предельные  издержки  производства

    этого   количества  продукции.  Конечно,  монопольная  власть   фирмы,

    работающей  в условиях  монополистической   конкуренции  или  на  рынке

    олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого  монополиста,  но  она

    всё  же существует.

       В связи с этим возникают  два  вопроса.  Во-первых,  как   мы  можем

    измерить  монопольную власть, чтобы можно  было сравнить одну  фирму   с

    другой  с этой точки зрения? Во-вторых, каковы  источники  монопольной

    власти  и почему у одних фирм монопольная  власть больше, чем у других?

       Вспомним важное различие между  совершенно  конкурентной  фирмой  и

    фирмой  с монопольной  властью:  для   конкурентной  фирмы  цена  равна

    предельным  издержкам, для фирмы с монопольной  властью цена  превышает

    предельные  издержки. Следовательно,  способом  измерения  монопольной

    власти  является величина, на которую  цена,  максимизирующая  прибыль,

    повышает  предельные издержки оптимального  объёма выпуска.

       В частности, мы можем использовать  коэффициент превышения цены  над

    предельными  издержками. Данный способ  определения   был  предложен  в

    1934  г.  экономистом  Абба  Лернером  и получил название   индекса

    монопольной  власти Лернера: 

                                                                    [pic]

                                                     (3.3.1) 
 

    [pic]

     (4.3.1) 

       Численное значение коэффициента  Лернера всегда находится между 0 и

    1. Для  совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0.  Чем больше  L,

    тем  больше монопольная власть фирмы.

       Данный коэффициент монопольной  власти может быть также   выражен  в

    терминах  эластичности  спроса,   с   которой   сталкивается   фирма.

    Существует  специальная формула монополистического  ценообразования:

                                                                    [pic]

                                                           (5.3.1) 

       Данная   формула   представляет   собой   универсальное    правило

    ценообразования   для  любой  фирмы  с   монопольной   властью,   если

    учитывать,  что Edp  является коэффициентом эластичности  спроса  для

    отдельной  фирмы, а не рыночного спроса.

       Определить эластичность спроса  для фирмы, чем  для  рынка,  потому

    что  фирма должна  принять  в   расчёт  реакцию  своих  конкурентов   на

    изменение   цены.  В   основном   руководитель   должен   рассчитывать

    процентное  изменение в сбыте продукции  фирмы на 1%. Этот расчёт может

    основываться  на математической модели или   же  на  интуиции  и  опыте

    руководителя.

       Рассчитав эластичность спроса  для своей фирмы, руководитель  может

    определить  соответствующую  накидку.  Если  эластичность  спроса  для

    фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы  можем  сказать,

    что  у фирмы небольшая монопольная  власть). Если  эластичность  спроса

    для фирмы невелика, данная  накидка  будет  большой  (фирма  обладает

    значительной  монопольной властью). 
 

                                                                    [pic]

                                         (6.3.1) 
 

       Теперь подставим (6.3.1) в формулу  (7.3.1): 

                                                                    [pic]

                           (7.3.1) 

       Напомним, что  теперь   [pic]коэффициент эластичности  спроса  на

    продукцию  отдельной фирмы, а не всего  рыночного спроса.

       Заметим также, что значительная  монопольная власть не  гарантирует

    высокие  прибыли. Прибыль зависит  от  отношения  средних  издержек  и

    цены. Фирма  A может обладать большей монопольной  властью,  чем  фирма

    B, но  получать меньшую прибыль, если  у неё значительно  выше  средние

    издержки  производства оптимального объёма  выпуска [10, c. 65-67].

       Источники монопольной власти  фирмы. Выражение (7.3.1)  показывает,

    что  чем менее эластичен спрос   для  фирмы,  тем  большей   монопольной

    властью   обладает  фирма.  Конечной   причиной   монопольной   власти

    является,  следовательно,  эластичность  спроса  для  фирмы.   Вопрос

    заключается  в  том,  почему  некоторые   фирмы  сталкиваются  с  более

    эластичной  кривой спроса, тогда  как   другие  –  с  менее эластичной

    кривой  спроса?

       По меньшей мере три фактора определяют  эластичность  спроса  для

    фирмы.  Первый из них –  наличие   товаров-заменителей.  Чем  больше  у

    продукта  некоторой фирмы товаров-заменителей  и чем ближе они по своим

    качественным  характеристикам  к  продукту  нашей  фирмы,  тем  более

    эластичен  спрос на данный  продукт,  и   наоборот.  Так,  например,  у

    совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен

    по цене, потому что все другие фирмы  на рынке продают точно такую  же

    продукцию.  Следовательно,  ни  одна  из  этих   фирм   не   обладает

    монопольной  властью. Другой пример: спрос  на нефть слабо эластичен по

    цене, поэтому  фирмы, занимающиеся  добычей   нефти,  могут  достаточно

    легко   повышать  цены  на  свою  продукцию.   Одновременно   обратите

    внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или  природный

    газ,  если речь идёт о нефти как  об энергоресурсе. Это приводит  ещё  к

    одному  интересному выводу. У  подавляющего  большинства  товаров  или

    услуг  существуют заменители,  более   или  менее  близкие.  Неслучайно

    экономисты  говорят, что мы живём в мире  заменителей.  Поэтому  чистая

    монополия  – явление в природе столь  же редкое  как  снежный   человек:

    все  о нём слышали, все о нём  говорят, но  практически  никто   его  не

    видел.

       Вторым   определяющим   фактором   монопольной   власти   является

    количество  фирм,   действующих   на   рынке.   При   прочих   равных

    обстоятельствах монопольная власть каждой  фирмы снижается по  мере

    того, как  растёт число фирм на рынке.  Чем  больше  фирм  конкурируют

    между  собой, тем труднее каждой из  них поднять цены и избежать  потерь

    от уменьшения  объёма реализации [12, c.341-342].

       Конечно, имеет значение не  просто общее число фирм,  а   число  так

    называемых «основных игроков» (т.е. фирм, имеющих  существенную  долю

    на рынке). Например, если на две крупные  фирмы приходится 90%  объёма

    реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, то у двух крупных

    фирм  будет большая монопольная   власть.  Положение,  когда   несколько

    фирм  захватывает значительную часть рынка называется концентрацией.

       Мы можем уверенно предполагать,  что,  когда  на  рынке   действует

    всего  несколько фирм, их руководители  предпочтут, чтобы в отрасль   на

    рынок  не проникли новые фирмы. Рост  числа фирм может только сократить

    монопольную   власть  основных  фирм  в   отрасли.   Важным   аспектом

    конкурентной  стратегии   поэтому   является   создание   препятствий

    проникновению  в отрасль новых фирм. Речь  об этом пойдёт  в  следующей

    главе.

       Существует   специальный    индекс    Херфиндаля-Хиршмана    (IHH)

    характеризующий степень концентрации рынка и широко  используемый  в

    антимонопольной  практике. Подсчитывается он следующим  образом: 

|       |[pic] при [pic]                                             |         |

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии