Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях
чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой
темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины
возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и
какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования
в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику
Украины.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………………….5
1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная
власть …….11
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18
2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии………….20
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация
цен……………....20
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……..28
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35
3. Монополизм в современных условиях Украины …………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.docx

— 162.81 Кб (Скачать)

    производства,  которая  может быть   как   горизонтальной,   так   и

    вертикальной. Горизонтальная  централизация   объединяет  предприятия,

    относящиеся  ко вторичному сектору производства, то есть  к отраслям,

    производящим  отдельные полуфабрикаты, заготовки,  узлы, которые будучи

    соединены, образуют конечный продукт.  С ним трест как монополист

    выходит  на рынок. Вертикальная централизация  объединяет  предприятия,

    относящиеся  ко всем  секторам  производства.  Предприятия  первичного

    сектора   заняты  производством  сырья,  которое  перерабатывается   и

    превращается  в готовый продукт на  предприятиях  вторичного  сектора.

    Услуги  предприятий третичного сектора,  входящих в трест, обеспечивают

    бесперебойное   производство  и  сбыт  товаров.  Такую   централизацию

    предприятий  различных секторов и отраслей  производства называют также

    вертикальной  интеграцией, а тресты, основанные  на ней, - комбинатами.

       В  современных  условиях  распространенной   формой   объединений,

    способных  монополизировать  производство  и  сбыт  товаров,  является

    концерн.  Концерн  -  это  объединение   компаний  путем  покупки   их

    контрольных  пакетов акций какой-то одной  компанией, ставшей головной.

    Вошедшие  в  концерны  компании  могут   сохранять  производственную  и

    сбытовую    самостоятельность,    но    они     лишены     финансовой

    самостоятельности.

       В концерн обычно входят компании, относящиеся к  разным  отраслям,

    но имеющие  общие технологические связи.  Поэтому концерн, как правило,

    является  многопрофильным,  то  есть  производящим   различные   виды

    товаров,  при этом  у  них  есть  основной  вид  продукции,  на  рынке

    которого   концерн   обычно   выступает    как    монополист.    Так,

    нефтеперерабатывающий  концерн кроме бензина  как   основного  продукта

    может  производить различные  масла,  оборудование  для  бензоколонок,

    технику  для бурения нефтяных скважин  и т.п.[11, c. 253-255]

       Создание многоотраслевых концернов  позволяет  получать  не  только

    высокую,  но и стабильную прибыль, поскольку   под  контролем  концерна

    оказываются  предприятия  отраслей  с   разной  нормой  прибыли,  но  в

    совокупности  имеющих  норму выше  средней.  Возможность   получения

    стабильной  прибыли за счет  нахождения  капитала  в  разных  отраслях

    обусловила  возникновение  такой  формы   объединения  компаний,   как

    конгломерат.  Особенность  конгломерата  заключается   в  том,  что  он

    объединяет  предприятия разных отраслей, технологически  не  связанных

    друг    с    другом.    Такой    принцип    объединения    называется

    диверсификационным.   Диверсификация   представляет   собой   процесс

    внедрения  какой-то одной,  достаточно  мощной  компании  в  различные

    отрасли   с  целью  установления  над   ними  финансового  контроля   и

    получения  устойчиво высоких доходов.

       Конгломерат, как и концерн,  создается  путем  приобретения  одной

    компанией   контрольных  пакетов   акций   других   компаний.   Обычно

    конгломерат  объединяет высоко прибыльные  компании  либо  компании  с

    реальными  перспективами получения высокой  прибыли. Если у входящих  в

    конгломерат  компаний норма прибыли начинает  снижаться,  то  от  такой

    компании  конгломерат  стремится  освободиться.  Поэтому  по   своему

    составу  конгломерат в отличие от концернов  не является постоянным. Но

    именно  это непостоянство позволяет   конгломерату  иметь  общую   норму

    прибыли  выше средней.

       Высокая  норма  прибыли   конгломерата  может  быть  обусловлена  и

    установлением   отдельными  компаниями,   входящими   в   конгломерат,

    монополии  на рынках своих товаров. Поэтому  нередко вся мощь и влияние

    подобного  объединения направлена на то, чтобы обеспечить  для своих

    компаний  такую монополию.

       Особенность современных монополистических  образований  заключается

    в том,  что они стремятся подчинить  себе  не  только  рынки  отдельных

    товаров,  но  и  расширить  свое  влияние  на  другие  отрасли   через

    установление  над  ними   финансового   контроля.   Для   этого   ими

    устанавливается  тесная связь с банками, которые  обычно  включаются  в

    монополистическое   объединение.   В   результате    столь    тесного

    переплетения  промышленного,   торгового   и   банковского   капитала

    возникает  финансовый капитал. Финансовый  капитал  представляет  собой

    единство  капитала крупных кредитно-банковских  учреждений  и  капитала

    нефинансовых, обычно промышленных, корпораций.

       Финансовый капитал отдельных  монополистических  объединений   может

    объединяться  с финансовым капиталом других  объединений, в  результате

    чего  образуются мощные финансово-промышленные  группы,  под  контролем

    которых оказываются важнейшие сферы хозяйства.  В США,  например,

    насчитывается  20 таких групп, в Японии - 6, ФРГ  - 5, Великобритании -

    8, Франции  - 9, Италии – 4 [15, c.17-18]. 

       1.3 Условия максимизации прибыли  монополистом 

       Монополия представляет собой  такую рыночную структуру, при  которой

    на рынке  действует единственная фирма-продавец  какого-либо товара.  В

    силу  того,  что   фирма-монополист   контролирует   рынок   целиком,

    остаточный  спрос на ее продукцию относительно  неэластичен. Монополист

    является  ценополучателем - объем его продаж  оказывает влияние на

    цену, по  которой этот объем может быть  продан.  Рассмотрим  проблему

    максимизации  прибыли для монополиста. Чем  большее  количество  товара

    монополист  хочет продать, тем ниже должна  быть цена единицы товара. В

    силу  действия закона спроса, предельная  выручка -  повышение  выручки

    при  увеличении объема продаж на  единицу - сокращается по  мере  роста

    продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста  при этом не уменьшалась,

    снижение цены (то есть потери монополиста  на  каждой  дополнительной

    единице   продаваемого   товара)   должно   компенсироваться   большим

    процентным  увеличением  объема  продаж.  Следовательно,  монополисту

    целесообразно  проводить свои операции в  эластичной части спроса.

       По мере роста выпуска  растут  (или  по  крайней мере  неизменны)

    предельные  издержки монополиста. Фирма будет  расширять выпуск до  тех

    пор,  пока дополнительная выручка  от  продажи  дополнительной  единицы

    товара  превышает или,  по  крайней   мере,  не  меньше  дополнительных

    издержек, связанных с  ее  производством,  поскольку  когда издержки

    производства  дополнительной единицы выпуска  превышают  дополнительную

    выручку,  монополист терпит убытки.

       Формализуем сказанное. Пусть ? - прибыль монополиста ( ? =  TR-TC,

    где  TR -совокупная выручка монополиста,  ТС - его общие  издержки).  И

    выручка,  и  объем  затрат  зависят   от  количества  произведенной  и

    проданной   продукции.  Следовательно,   прибыль   является   функцией

    количества ? = f(Q). Условия максимизации прибыли:

       Первое условие: MR = MC, где MR – предельная  выручка, MR =  ?TR/?Q

    и MC –  предельные издержки, MC = ?TC/?Q.

       Второе условие: ?MR/?Q = ?MC/?Q. 
 
 

                                                  прибыль 
 
 

       рис. 1.3.1 Максимизация прибыли 

       Прибыль  максимальна,  если  при  равенстве   предельной   выручки

    предельным  издержкам  предельная  выручка   с   увеличением   выпуска

    сокращается  в большей степени, чем предельные  издержки.  В  условиях

    максимизации  прибыли монополистом предельные  издержки, в  отличие  от

    модели  рынка  совершенной  конкуренции,  могут  убывать.  Монополист

    может,  максимизируя прибыль, отказаться от  повышения выпуска,  даже

    если  предельные и средние издержки  производства снижаются.  Это,  как

    известно,  служит   одним   из   аргументов   в   пользу   тезиса   о

    производственной  неэффективности монополии [7, c.91-92].

       Найдем  цену,  которую   установит   монополист,   максимизирующий

    прибыль.  Для этого покажем зависимость  предельной выручки от цены: 

       MR             =             Q*(?P/?Q)             +             P

                                                                 (1.3.1) 

       Домножив первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку ?Q/ ?P *  P/Q  =

    Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно

    переписать  в виде:  MR = P (1+1/ Ed)

       Из условия максимума  прибыли   следует,  что  цена  монополиста   и

    предельные  издержки производства связаны  зависимостью: 

       P                 =                 MC/(1+1/                  Ed); 

    (2.3.1) 

       Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет

    больше  его  предельных  издержек.  Процентное  превышение  цены  над

    предельными  издержками, как мы знаем,  отражает  уровень  монопольной

    власти.

       Означает ли это, что монополист  не может нести убытков?  Будет   ли

    монополист  иметь прибыль или нести   убытки,  зависит  от  соотношения

    максимальной  готовности  покупателей  платить   и  средних   издержек

    производства  при  оптимальном  объеме  выпуска  (когда   выполняется

    условие  MR = МС). Если средние издержки  фирмы  при  выпуске  Qm  выше

    цены  спроса, то, несмотря на то, что  монополист выпускает оптимальный

    объем  продукции  и  назначает   цену  выше  предельных  издержек,  его

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии