Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях
чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой
темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины
возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и
какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования
в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику
Украины.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………………….5
1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная
власть …….11
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18
2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии………….20
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация
цен……………....20
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……..28
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35
3. Монополизм в современных условиях Украины …………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.docx

— 162.81 Кб (Скачать)

Действуют ли, к  примеру, банки Нью-Йорка и Филадельфии  на  одном  рынке?

Или на одном ли рынке  находятся  производители  стеклянных  и жестяных

банок?

   Ответ на  такие вопросы часто требует  специальных  знаний,  не  только

юридических, но и  экономических.  Поэтому  суды  привлекают  экспертов-

экономистов, оценивающих  достоверность доводов  и  расчетов,  приводимых

обеими   сторонами,   истцом   и   ответчиком.   Если   доказано,    что

антимонопольное законодательство нарушено, то ответственность  несет  как

корпорация в  целом, так и менеджеры, принявшие  незаконное решение. Мерой

наказания  служат  обычно  штрафы  до  10  тыс.  дол.   Корпорация,   ее

управляющие могут  не согласиться с  решением  суда;  тогда  каждый  день

продолжения коммерческой практики, признанной  незаконной,  наказывается

как самостоятельное  нарушение.

   Но решения  судов по антимонопольным вопросам  основываются  не  только

на критерии экономической  эффективности. Немалое (а  в  ряде  случаев  и

большее) значение имеют общие социальные приоритеты: обеспечение свободы

предпринимательской  деятельности  и  равных  возможностей  коммерческой

деятельности  для  различных   компаний;   предотвращение   концентрации

экономической власти в руках тех или иных корпораций или их группировок;

соблюдение компаниями этических норм  предпринимательской  деятельности;

поощрение мелкого  и начинающего бизнеса и многое другое.

   Учитывая  эти приоритеты, судебные инстанции  могут  выносить  решения,

противоположные тем,  которые  диктуются  одними  только  экономическими

соображениями.  Подобные  решения  неизбежно  влекут  за  собой   потери

общественного продукта. Последние составляют ту цену,  которую общество

платит  за   реализацию   социальных   приоритетов.   Когда   происходят

антитрестовские слушания, в компетенцию судов  входит  и  вопрос  о  том,

стоит ли платить  за решение поставленной  социальной  задачи  (например,

сохранение мелкого  бизнеса в данной отрасли) эту  цену.

   Антитрестовское  законодательство и опыт его  применения вряд ли  можно

оценить однозначно. Но одно безусловно:  с течением  времени,  по  мере

социоэкономической  эволюции  американского общества,  законодательство

изменялось, сообразуясь  с тенденциями и характером этой эволюции.

   Сама возможность  подобной  адаптации  не  в   последнюю  очередь  была

предопределена  так  называемым  принципом  разумности  (англ.  rule  of

reason), который был заложен в основу антимонопольного кодекса.  Принцип

разумности означает, что всякий  случай  нарушения  закона  должен  быть

истолкован не столько с формальной (чисто юридической) стороны,  сколько

в контексте возможных  экономических последствий такого нарушения. В силу

этого антитрестовское  законодательство никогда  не  было  указом,  сухой

инструкцией, которую  следовало выполнять любой ценой.

   Основными  целями антимонопольного законодательства  являются: 

   1) Обеспечение  единства  экономического  пространства  на  территории

государства посредством  пресечения и недопущения его  фрагментации  путем

установления административных барьеров (запреты  и  ограничения  как  на

вывоз, так и  на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

   2)  Обеспечение   «прозрачности»  процессов,  связанных   с  созданием,

слиянием  и  присоединением  коммерческих   организаций,   приобретением

крупных   пакетов   акций,   основных   производственных    средств    и

нематериальных  активов,  а  также  прав,   которые   дают   возможность

определять условия  деятельности  предприятий,  занимающих  доминирующее

положение   на   рынке.   Выполнение   поставленной    задачи    требует

законодательного    ограничения    приобретения    прав    собственности

«безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических,

в частности оффшорных  компаний, или физических).

   3) Снижение  барьеров входа на товарные  рынки.  В  целях  ограничения

возможностей   злоупотребления   доминирующим   положением,   а    также

антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в

форме бирж. Биржевой механизм  должен  обеспечивать  формирование  такой

цены, которая  давала  бы  возможность  блокировать  ценообразование  во

внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

   4) Создание  эффективных  правовых  механизмов,  которые  обеспечивают

соблюдение  запрета   на   занятие   предпринимательской   деятельностью

представителями  органов  власти,  в  том  числе   через   использование

государственных и муниципальных унитарных предприятий  как  инструментов

совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

          5)   Активизация   работы   по   профилактике   и   пресечению

недобросовестной  конкуренции на товарных  рынках.  Особое  внимание  при

этом   предполагается   уделять   нарушениям    прав    интеллектуальной

собственности. С  этой целью должна быть также  разработана  методическая

база  оценки   объектов   интеллектуальной   собственности   для   более

эффективного  применения  судебных   процедур,   а   также   обеспечение

эффективной координации  правоохранительных органов  с  целью  пресечения

нарушений прав интеллектуальной собственности.

   6) Упорядочение  оказания государственной помощи.

   7) Создание  условий для развития производительной  деятельности  малых

предприятий, в  том числе за счет  устранения  административных  барьеров

входа, упрощения  и  стабилизации  режима  налогообложения,  возможности

пополнения оборотных  средств.

   8)  Организация   антимонопольного  контроля  на   финансовом   рынке:

необходимо   разработать    процедуры    определения    продуктовых    и

географических  границ   рынка,   доминирующего   положения   финансовых

организаций,  системы  и  порядка  применения  санкций  к   нарушителям.

Повышение  качества  и  объемов  предоставляемых  финансовых  услуг  как

результат эффективной  антимонопольной политики будет  важнейшим  фактором

привлечения  средств   населения   для   финансирования   инвестиционных

проектов.

    9) Организация  систематического наблюдения  за  основными  товарными

рынками федерального и регионального уровня.  С  этой  целью  необходимо

совершенствовать  взаимодействие с органами государственной  статистики, а

также разрабатывать  ведомственную  статистику,  отвечающую  запросам  и

соответствующую  специфике задач,  поставленных  перед антимонопольным

органом. 
 
 

   3. Монополизм  в современных условиях Украины 

   Проблемы  монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция  на  товарных

рынках привлекают сегодня пристальное внимание не  только  специалистов,

но и широких  слоев населения.

   С начала 90-х годов эти проблемы  остро   стали  перед  Украиной:  без

принятия  твердых  и  последовательных  мер  против  монополизма  нельзя

надеяться на успех  экономической реформы и переход  к рыночной экономике.

Успех  экономических  преобразований  в  немалой  степени   зависит   от

взвешенной, выверенной системы  регулирования  государством  монопольных

процессов и  конкурентных  отношений.  В  нашей  стране,  промышленности

которой в наследство от командно-административной системы  бывшего  СССР

достался   целый   комплекс   гигантов-монополистов,   особенно   важной

становится проблема демонополизации  экономики  и  недопущения  усиления

роли уже действующих  на рынке монополий.

   В Украине  процесс создания государственного  контроля  по  недопущению

недобросовестной  конкуренции  фактически  начался  с  нуля,   так   как

присутствующая в еще совсем недавно в управлении  экономикой  командно-

административная  система  по  своей  сути  исключала  наличие  свободной

конкуренции в  хозяйственной деятельности.

   Поэтому   на  данном  этапе  огромное  значение   имеет   создание   и

усовершенствование  законодательной   базы   по   поводу   регулирования

монополистических процессов и конкуренции, понимание  населением  Украины

необходимости  экономических  реформ  в  данной  сфере.  Антимонопольная

политика в Украине  осуществляется  в  соответствии  с  “Государственной

программой демонополизации  экономики и развития  конкуренции”,  задачами

которой являются снижение уровня монополизации и  развитие конкуренции на

рынке, защита интересов  предпринимателей и потребителей  от  монопольной

деятельности,   создание   структуры   горизонтальных    связей    между

предприятиями  для  обеспечения  саморегулирующих  механизмов   развития

экономики,  уменьшение  зависимости   предприятий   от   государственных

управленческих  структур и др. 

Основную роль в проведении  антимонопольной  политики  в  стране  играет

Антимонопольный комитет Украины (АКУ).

   Уровень  развития конкуренции на Украине,  как  бы  ни  хвалили  новое

законодательство  о конкуренции и ограничении  монопольной  деятельности,

достаточно низок. Это вызвано многими причинами  как экономического,  так

и правового характера.  Во-первых,  такова  государственная  политика  в

отношении малого и среднего бизнеса, который до сегодняшнего дня так и

не получил должного развития. Зарубежный опыт показывает, что  именно  с

ростом малого и среднего  бизнеса  сокращается  безработица,  повышаются

уровень конкуренции  и рост экономики. Вторая причина, не  менее  важная,

связана с провалом приватизации предприятий на  Украине.  В результате

проведенной приватизации так и не возникла та существенная и необходимая

прослойка частных  собственников, которые должным  образом заботились бы о

развитии своего бизнеса.  Сегодня,  однако,  Кабинет Министров Украины

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии