Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях
чистой монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой
темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины
возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и
какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования
в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику
Украины.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика рынка чистой монополии…………………………………….5
1.1 Сущность и возникновение монополий…………………………………………..5
1.2 Виды монополий …………………………………………………………..………7
1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная
власть …….11
1.4 Монопольное равновесие………………………………………………………...18
2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена
монополии………….20
2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация
цен……………....20
2.2 Общественные издержки монопольной власти…………………………..……..28
2.3 Антимонопольная политика………..………………………………………….....35
3. Монополизм в современных условиях Украины …………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы……………………………………………
"институционального" монополизма, относится упорядочение системы
государственной помощи предприятиям. Необходимо, чтобы механизм
предоставления государственной помощи был прозрачным и не влиял
негативно на конкуренцию.
Антимонопольным комитетом
проект соответствующего закона, проводится его доработка.
Общение с коллегами из стран Содружества Независимых Государств,
сотрудничество в рамках Межгосударственного Совета по антимонопольной
политике показывает, что у нас очень много общего в проблемах
ограничения монополизма, защиты и развития конкуренции, обеспечения на
этой основе успешного экономического развития. Это - объективная основа
для тесного и плодотворного сотрудничества на благо наших народов.
Министерство экономики Украины совместно с антимонопольным комитетом
Украины разрабатывает общие принципы осуществления демонополизации
экономики и антимонопольного регулирования, осуществляет
методологическое и методическое обеспечение этих процессов. Центральным
и местным органам государственной исполнительной власти предоставлены
полномочия по разработке и реализации мер по демонополизации экономики и
развитию конкуренции, осуществлению мероприятий по регулированию
соответствующих рынков и деятельности монопольных образований. [5]
В настоящее
время антимонопольная
необходимости, с одной стороны, четкого регулирования тех секторов
экономики, в которых властвуют монопольные образования, и, с другой
стороны, государственной поддержки монополий, оказавшихся на грани
полной утраты конкурентоспособности, вызванной сильной конкуренцией со
стороны зарубежных производителей (импорта), высокими издержками
производства и другими условиями. На взгляд аналитиков, государственная
поддержка недавних промышленных “столпов” должна осуществляться на
перепрофилирование действующих мощностей, закрытие нерентабельных
подразделений, кардинальную реорганизацию системы управления. Нынешняя
ситуация характеризуется практически полным отсутствием государственных
инвестиций, равно как и отходом государства (в лице Фонда госимущества)
от управления своей частью акций в акционерных предприятиях-
монополистах. В последнее время появился несколько другой взгляд на
существование монопольных образований в Украине, который заключается в
необходимости создания
корпоративной системы
свидетельствует опыт промышленно развитых стран, корпорации - источник
значительных доходов и основное богатство этих стран (для примера
отметим, что ни в одной стране третьего мира нет корпораций, в том числе
и в таких богатых природными ресурсами странах, как Индия, Бразилия,
Нигерия и др.). Процессам легального объединения капиталов в
отечественном законодательстве положил начало Указ Президента Украины “О
холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и
приватизации” от 11 мая 1994г [3]. Указ предусмотрел недопустимость
поглощения одного хозяйствующего субъекта другим в случае, если их
совокупная доля на соответствующем рынке превысит 35 процентов.
Следующим этапом расширения сферы приложения крупного бизнеса в Украине
стал Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине”[2], введенный в
действие с 21 мая 1996г, дискуссии в отношении которого велись ещё с
начала 1994г. В рамках ПФГ предполагается консолидировать промышленные и
банковские капиталы для сохранения и расширения технологических звеньев
в целях наращивания экспортного потенциала. Не исключена и возможность
появления “разрешенного монополиста” - группы, которой предоставлено в
установленном порядке исключительное право на осуществление определенной
производственной, научной, коммерческой деятельности. Однако
окончательная редакция этого закона, как отмечают специалисты [6],
существенно сузила круг потенциальных субъектов ПФГ, предусмотрев
жесткие правила “экономической игры” - установление конечных сроков
существования группы, что фактически приравнивает ее к консорциуму;
отсутствие льгот для участников ПФГ; сложный порядок регистрации;
ограниченное участие
банковского капитала в группе и
др.
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и
антимонольную политику Украины как необходимые атрибуты структурных
преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема
монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто
экономической ( она все больше становится политической и общественной.
Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю
пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой.
Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего
количества) существование монополии является оправданным и необходимым,
но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны
государства по недопущению
злоупотребления своим
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды
играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей
экономики в целом.
Антимонопольная
служба Украины еще очень
первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше
ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться
одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства
Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более
чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на
антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще
одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся
отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и
самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений (не
единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для
немалого же числа предприятий гибельный). Выжить смогут лишь те
предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара,
относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
В действующем антимонопольном законодательстве целесообразно
предусмотреть снижение монопольной доли товара на рынке, что должно
затруднить возможности сговора производителей с целью диктата цен и
условий продажи товаров.
Также представляется необходимым введение действенного контроля за
хозяйственной деятельностью государственных предприятий-монополистов и
активизация управления государственной частью в акционерных обществах.
Кроме того, целесообразно применять мониторинговое слежение за индексами
роста затрат и цен по основным видам монопольных товаров на различных
стадиях их изготовления, особенно в период роста цен на услуги
естественных монополистов (электроэнергия, транспорт, топливо и др.). В
то же время не менее актуальным является контроль издержек и снижения
цен на продукцию и услуги самих естественных монополистов. Считается
целесообразным создание банка данных на продукцию предприятий-
монополистов, что позволит оперативно обеспечивать необходимой
информацией о ценах на монопольную продукцию потребителей и других
заинтересованных
лиц.
На основании
проделанной работы можно
экономике является одной из основных для любого государства. Монополии –
крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и
так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой
или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и
экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с
целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Монополия – исключительное право определенной области государства,
организации, фирмы.
Чистая монополия - ситуация на рынке, когда существует только один
продавец данного товара, который не имеет близких заменителей.
Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно
конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник
предложения - монополист.
Понятно,
что, как и совершенная
некой абстракцией. Во - первых, практически не существует продуктов не
имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом)
рынке есть только один продавец.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с
перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический
капитализм. В экономической теории выделяют следующие виды монополий:
естественная, административная, экономическая, случайная. Монополия
означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может
базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли
отраслевого производства (концентрация и централизация производства и
капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен,
создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет
до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и
транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только