Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику Украины.Объектом данной работы является изучение закономерностей поведения фирмы в условиях монопольной власти.
Предметом исследования является изучения ососбенностей поведения и путей развития фирмы в условиях монополии.
ВВЕДЕНИЕ………………………...........................................................................2
РАЗДЕЛ 1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА.............................4
1.Характерные черты и виды монополий..........................................................4
2.Монопольная власть: сущность и показатели измерения.........................…9
РАЗДЕЛ 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ................11
2.1. Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде........................11
2.2. Поведение фирмы-монополиста в долгосрочном периоде..........................15
РАЗДЕЛ 3. МОНОПОЛИЗМ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА....................................17
ВЫВОДЫ………………….……...…………..........................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….......................................26
Рис. 7. Оптимум монополии в длительном периоде.
Размер
завода больше оптимального
Теоретически возможен и такой вариант, когда оптимум монополиста в длительном периоде совместим с минимумом долгосрочных средних затрат (рис. 8). Однако для монополиста это просто один из множества возможных (в зависимости от условий спроса и затрат) вариантов. Рыночные силы в условиях монополии (в отличие от совершенной конкуренции) не вынуждают фирму вести производство с минимальными долгосрочными средними затратами.
Рис. 8. Оптимум монополии в длительном периоде.
Оптимальный
размер завода
Покупателю
же на монополизированном рынке в
любом случае приходится платить
за товар цену, превышающую как
величину минимально возможных средних
затрат, с которыми мог бы быть произведен
товар, так и величину фактических
средних затрат производства товара, позволяя
тем самым производителю получать положительную
экономическую прибыль.
РАЗДЕЛ
3
МОНОПОЛИЗМ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Антимонопольный комитет Украины - государственный орган со специальным статусом, который защищает и развивает в Украине экономическую конкуренцию.
Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики Украины
Экономическая конкуренция в Украине стала реальностью. На современном этапе главная задача Антимонопольного комитета — не формальное устранение монополизма, а создание эффективной конкурентной среды, способной обеспечить стабильный экономический рост и повышение жизненного уровня людей.
В рамках своих полномочий Комитет контролирует деятельность предприятий всех форм собственности, органов власти и местного самоуправления, а также — деятельность в Украине иностранных предпринимателей.
Комитет
имеет право принимать
Антимонопольный комитет — это не только орган, который наказывает правонарушителей в сфере конкуренции. Прежде всего, он партнер предпринимателей, которые придерживаются честных обычаев в своей деятельности и помощник простых людей, которые требуют помощи, оставшись один на один со своеволием монополистов.
Основными целями антимонопольного законодательства являются:
1) Обеспечение
единства экономического
2) Обеспечение
«прозрачности» процессов,
«безымянными» покупателями с использованием
подставных лиц (юридических, в частности
оффшорных компаний, или физических).
3) Снижение барьеров входа на товарные рынки. В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.
4) Создание
эффективных правовых
5) Активизация
работы по профилактике и
6) Упорядочение
оказания государственной
7) Создание
условий для развития
8) Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке: необходимо разработать процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.
9) Организация
систематического наблюдения
Монополизм в современных условиях Украины
Проблемы
монополизации хозяйственной
С начала
90-х годов эти проблемы остро
стали перед Украиной: без принятия
твердых и последовательных мер
против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход
к рыночной экономике.
Успех экономических преобразований в
немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством
монопольных процессов и конкурентных
отношений. В нашей стране, промышленности
которой в наследство от командно-административной
системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной
становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли
уже действующих на рынке монополий.
В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Украины необходимости экономических реформ в данной сфере. Антимонопольная политика в Украине осуществляется в соответствии с “Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции”, задачами которой являются снижение уровня монополизации и развитие конкуренции на рынке, защита интересов предпринимателей и потребителей от монопольной деятельности, создание структуры горизонтальных связей между предприятиями для обеспечения саморегулирующих механизмов развития экономики, уменьшение зависимости предприятий от государственных управленческих структур и др.
Основную
роль в проведении антимонопольной
политики в стране играет
Антимонопольный комитет Украины (АКУ).
Уровень развития конкуренции на Украине, как бы ни хвалили новое законодательство о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера. Во-первых, такова государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса, который до сегодняшнего дня так и не получил должного развития. Зарубежный опыт показывает, что именно с ростом малого и среднего бизнеса сокращается безработица, повышаются уровень конкуренции и рост экономики. Вторая причина, не менее важная, связана с провалом приватизации предприятий на Украине. В результате проведенной приватизации так и не возникла та существенная и необходимая прослойка частных собственников, которые должным образом заботились бы о развитии своего бизнеса. Сегодня, однако, Кабинет Министров Украины вполне отдает себе отчет в этом провале. Именно поэтому сейчас так популярны разговоры о проведении реприватизации. Если реприватизация все же будет проведена, понадеемся, что ее результаты не приведут к обычному для нашего государства перераспределению власти и денег, а ощутимо повлияют на развитие рынка и повышение уровня конкуренции.
По утверждению зарубежных наблюдателей, антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально- экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже изначально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты. В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Жизненно важные принципы деятельности этого закона и модели корпоратизации еще только обсуждались. Не было утверждено и специальное положение об Антимонопольном комитете, что заведомо обрекалоЗакон на бездействие.Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “Об антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на рынке. Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять самому государству - главному монополисту, поддерживающему свои министерства, ведомства, военно- промышленный комплекс. Основными функциями Антимонопольного комитета Украины являются: определение границ товарного рынка и монопольного положения предприятий, участие в осуществлении демонополизации отдельных объектов, принятие решений о введении и отмене государственного регулирования цен на продукцию монопольных образований, внесение в соответствующие органы предложений относительно сферы антимонопольного регулирования, проведение анализа процессов демонополизации экономики и развития конкуренции.
В конечном
счете суд квалифицировал действия
Донецкой железной дороги как злоупотребление
монопольным положением на рынке
путем навязывания условий
Рынок
коммунальных услуг составляет почти
40 % монополизированных товарных рынков.
Тем не менее регулярное отключение электро-,
тепло- и водоснабжения во всех регионах
Украины — явление, ставшее привычным.
Судебных споров по качеству предоставления
коммунальных услуг не пересчитать. Антимонопольный
комитет Украины вплотную взялся за контролирование
деятельности предприятий, предоставляющих
коммунальные услуги.
Завышенные тарифы на услуги естественных монополий, низкое качество последних, затрудненный доступ к сетям тормозят развитие конкурентного сектора и экономики в целом. Согласовать интересы естественных монополий, их потребителей и всего общества призвано государственное регулирование. Правовые основы современной системы такого регулирования заложены Законом Украины "О естественных монополиях", принятым в 2000 году. Однако на практике эта система в полной мере, к сожалению, не создана. Существующие регулирующие органы нередко сами узаконивают завышенные доходы монополистов.
Недостатки
в системе государственного регулирования
естественных монополий вынужден исправлять
конкурентный орган. Из числа прекращенных
комитетом злоупотреблений монопольным
положением более половины приходится
на естественные монополии. В последнее
время комитету в сотрудничестве с другими
государственными органами удалось организовать
перерасчет между предприятиями тепло-
и водоснабжения и их потребителями за
не предоставленные или предоставленные
не в полном объеме услуги.Сумма такого
перерасчета за два с половиной года составила
1,2миллиарда гривень. Источники проявления
"институционального" монополизма
выступают в самых разнообразных формах:
в предоставлении отдельным предпринимателям
исключительных прав на занятие определенной
деятельностью, в неодинаковом режиме
налогообложения, в льготном доступе к
финансовым и сырьевым ресурсам, инфраструктуре
и т.п. О серьезности проблемы институциональных
ограничений конкуренции свидетельствует
хотя бы то, что за прошедшие десять лет
комитетом признаны противоречащими законодательству
о конкуренции около 3 тысяч действий органов
исполнительной власти и органов местного
самоуправления. В более чем 3,3 тысячах
случаев Комитет возражал против принятия
решений этих органов, которые могли иметь
антиконкурентные последствия, или требовал
внесения в них изменений.