Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику Украины.Объектом данной работы является изучение закономерностей поведения фирмы в условиях монопольной власти.
Предметом исследования является изучения ососбенностей поведения и путей развития фирмы в условиях монополии.
ВВЕДЕНИЕ………………………...........................................................................2
РАЗДЕЛ 1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА.............................4
1.Характерные черты и виды монополий..........................................................4
2.Монопольная власть: сущность и показатели измерения.........................…9
РАЗДЕЛ 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ................11
2.1. Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде........................11
2.2. Поведение фирмы-монополиста в долгосрочном периоде..........................15
РАЗДЕЛ 3. МОНОПОЛИЗМ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА....................................17
ВЫВОДЫ………………….……...…………..........................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….......................................26
ВЫВОДЫ
На основании проделанной работы можно сказать, что проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства.
Монополии
– крупные хозяйственные
Чистая монополия - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей.
Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.
Понятно, что, как и
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В экономической теории выделяют следующие виды монополий: естественная, административная, экономическая, случайная. Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства - антимонопольная деятельность. Фирма - монополист обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать, но результатом этой власти зачастую являются издержки общества. С целью уменьшения социальных потерь от монопольной власти государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма, а также контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.
Уровень развития конкуренции на Украине, как бы ни хвалили новое законодательство о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера.
Наиболее яркими
Основную роль в проведении антимонопольной политики в стране играет Антимонопольный комитет Украины (АКУ). В условиях переходной экономики Антимонопольный комитет Украины выполнял и выполняет не только функции, свойственные коллегам в странах с развитой рыночной экономикой, такие как пресечение нарушений законодательства о конкуренции, контроль за рыночной концентрацией или контроль за согласованными действиями субъектов хозяйствования. Комитет играет активную роль в самом становлении конкурентных отношений. Доля предприятий — естественных монополистов в национальной экономике Украины составляет около 40 %. Для поддержания нормального уровня конкуренции в стране государство вводит определенные ограничительные меры. Они предусмотрены Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и применяются Антимонопольным комитетом Украины и его региональными отделениями к хозяйствующим субъектам, нарушившим антимонопольное законодательство.
Антимонопольный комитет
Литература
1. Архипов А.И. Экономика.- М.:Финансы и статистика,2000.-304с.
2. Задоя А.А. - микроэкономика - Днепропетровск, 2000г.-150с.
3. Нуреев Р.М.- Курс
микроэкономики.-М.:Инфра-М,
4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.- Экономическая теория. - М.: Норма, Инфра-М, 2001г.-500с.
5. [Электронный ресурс]:
Сайт Верховної Ради України http://zakon.rada.gov.ua/
6. Макконнелл К.Р., С.Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика,2002.- 725с.
7. ГрищенкоВ.О.Микроэкономика.-К.
8. О методике определения монопольного положения предприятий на рынке:
Постановление Антимонопольного комитета Украины от 10.03.94г. № 1-р.//
Сборник законодательных нормативных актов Украины.-1999.-№7.-Ст.135
9. Улашев Б. Чистая монополия: характерные черты / Б. Улашев //
Экономическое обозрение.- 2002.- №11.- 17.10.04.- Ст.3-5.
10. О состоянии реализации антимонопольной политики: Постановление КМ
Украины от 22.12.95г. №1036.
11. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др.; Монополизм и антимонопольная политика; РАН. - М.: Наука, 2003.с. 318.
12. Долан Э.Дж., Линдсей Д., Макроэкономика: Пер. с анг. -М.: ЮНИТИ, 2001.с. 308.
13. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. М: изд. "Экономическая школа"., 2002.с. 256.
14. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. с.115
15. [Электронный ресурс]:
Бизнес-словарь - http://www.businessvoc.ru