Поведение фирмы в условиях монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение поведения фирмы в условиях монополии. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины возникновения монополий, что представляет собой монопольная власть и какова социальная цена её власти, каковы особенности ценообразования в условиях чистой монополии и как монополизм влияет на экономику Украины.Объектом данной работы является изучение закономерностей поведения фирмы в условиях монопольной власти.

Предметом исследования является изучения ососбенностей поведения и путей развития фирмы в условиях монополии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………...........................................................................2

РАЗДЕЛ 1. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА.............................4

1.Характерные черты и виды монополий..........................................................4
2.Монопольная власть: сущность и показатели измерения.........................…9
РАЗДЕЛ 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ................11

2.1. Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде........................11

2.2. Поведение фирмы-монополиста в долгосрочном периоде..........................15

РАЗДЕЛ 3. МОНОПОЛИЗМ В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА....................................17

ВЫВОДЫ………………….……...…………..........................................................23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….......................................26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

ВЫВОДЫ 

   На основании проделанной работы можно сказать, что проблема монополий в экономике является одной из основных  для  любого  государства.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,  тресты,  концерны  и так далее), находящиеся в частной собственности  (индивидуальной,  групповой или  акционерной)  и  осуществляющие  контроль  над  отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала  с целью  установления  монопольных  цен  и  извлечения  монопольных  прибылей. Монополия  –  исключительное   право   определенной   области   государства, организации, фирмы.

Чистая  монополия -  ситуация  на  рынке,  когда  существует  только  один продавец   данного  товара,   который   не   имеет    близких   заменителей.

Монополистический  рынок  является  полной   противоположностью   совершенно конкурентному  рынку.  Для  покупателей  существует  только  один   источник предложения - монополист.

   Понятно, что, как и совершенная  конкуренция,  чистая  монополия  является некой абстракцией. Во -  первых,  практически  не  существует  продуктов  не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном  (или  мировом) рынке  есть только один продавец.

   Формирование  и  рост  монополий   исторически   неразрывно   связаны   с перерастанием   капитала   свободной   конкуренции    в    монополистический капитализм.  В  экономической  теории  выделяют  следующие  виды  монополий: естественная, административная, экономическая, случайная.  Монополия означает  определенную  степень  власти  над  ценой.  И  эта  власть   может базироваться   на   различных   предпосылках:   захват   значительной   доли отраслевого  производства  (концентрация  и  централизация  производства и капитала),  тайные или явные соглашения  о  разделе  рынков  и  уровне  цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены  на все вокруг нас  зависят  от  цен  на  топливо,  энергию  и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их  как  только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась  и новая  функция  у  государства  -  антимонопольная  деятельность.  Фирма   - монополист обладает монопольной властью тогда, когда она  имеет  возможность воздействовать на цену  своего  товара,  изменяя   количество,  которое  она готова продать,  но  результатом  этой  власти  зачастую  являются  издержки общества.  С  целью  уменьшения  социальных  потерь  от  монопольной  власти государство проводит    антимонопольную  политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то  временными  рамками,  а  является постоянной политикой государства.

   Государство  стремится  не  допустить   превращения   крупного   бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства  и  капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного  механизма,  а также  контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое  из  них признается законным и допустимым.

   Уровень  развития  конкуренции   на  Украине,  как  бы  ни  хвалили  новое законодательство  о  конкуренции  и  ограничении  монопольной  деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как  экономического,  так  и правового характера.

   Наиболее яркими представителями   монополизма  в  Украине   являются  такие компании как: Укртелеком, Нефтегаз Украины, Укрспецэкспорт, Энергоатом, Укрзалiзниця.

   Основную роль в  проведении  антимонопольной  политики  в   стране  играет Антимонопольный комитет  Украины  (АКУ).  В  условиях  переходной  экономики Антимонопольный комитет Украины выполнял  и  выполняет  не  только  функции, свойственные коллегам в странах с развитой рыночной  экономикой,  такие  как пресечение нарушений законодательства о конкуренции,  контроль  за  рыночной концентрацией  или   контроль   за   согласованными   действиями   субъектов хозяйствования.  Комитет  играет   активную   роль   в   самом   становлении конкурентных отношений.  Доля  предприятий  —  естественных  монополистов  в национальной экономике  Украины  составляет  около  40  %.  Для  поддержания нормального уровня конкуренции  в  стране  государство  вводит  определенные ограничительные  меры.  Они  предусмотрены   Законом   Украины   «О   защите экономической конкуренции» и применяются Антимонопольным  комитетом  Украины и  его  региональными  отделениями  к  хозяйствующим  субъектам, нарушившим антимонопольное законодательство.

   Антимонопольный комитет Украины   еще  очень  молод,  но  он  находится  в процессе постоянного развития, совершенствования и нормализации ситуации  по данным   проблемам.    Ему    следует    совершенствовать    антимонопольное законодательство Украины  и  в  данном  направлении  нужно  обратить  особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства  США  и на антимонопольную практику других развитых странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Архипов А.И. Экономика.- М.:Финансы и статистика,2000.-304с.

2. Задоя А.А. - микроэкономика - Днепропетровск, 2000г.-150с.

3. Нуреев Р.М.- Курс микроэкономики.-М.:Инфра-М,2001.-572с.

4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.- Экономическая теория. - М.: Норма, Инфра-М, 2001г.-500с.

5. [Электронный ресурс]:

Сайт Верховної  Ради України http://zakon.rada.gov.ua/

6. Макконнелл К.Р., С.Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика,2002.-  725с.

7. ГрищенкоВ.О.Микроэкономика.-К.:Ника-Центр,2000г.- 500с.

8. О методике  определения  монопольного  положения  предприятий  на  рынке:

Постановление Антимонопольного комитета  Украины  от  10.03.94г.   №  1-р.//

Сборник законодательных нормативных актов Украины.-1999.-№7.-Ст.135

9. Улашев  Б.  Чистая  монополия:  характерные  черты  /  Б.   Улашев   //

Экономическое обозрение.- 2002.- №11.- 17.10.04.- Ст.3-5.

10. О состоянии реализации  антимонопольной политики:  Постановление   КМ

Украины от 22.12.95г. №1036.

11. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др.; Монополизм и антимонопольная политика; РАН. - М.: Наука, 2003.с. 318.

12. Долан Э.Дж., Линдсей Д., Макроэкономика: Пер. с анг. -М.: ЮНИТИ, 2001.с. 308.

13. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. М: изд. "Экономическая школа"., 2002.с. 256.

14. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. с.115

15. [Электронный ресурс]:

Бизнес-словарь - http://www.businessvoc.ru

Информация о работе Поведение фирмы в условиях монополии