Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:31, реферат
Изучение поведения потребителей, его культурных, социальных, психологических особенностей, знание факторов, определяющих потребительский выбор, необходимо и профессиональным маркетологам, и менеджерам, и предпринимателям, а также всем тем, кто хочет совершать свой потребительский выбор более осознанно и с наилучшими результатами.
Введение 2
1 Потребители и их виды 3
2 Сущность потребительского поведения 7
3 Модель потребительского поведения 9
4 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение 11
5 Специфические особенности поведения потребителей в отдельных странах 14
Заключение 15
Список литературы 17
Содержание
Введение 2
1 Потребители и их виды 3
2 Сущность потребительского поведения 7
3 Модель потребительского поведения 9
4 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение 11
5 Специфические особенности поведения потребителей в отдельных странах 14
Заключение 15
Список литературы 17
Современное общество по праву называют обществом потребления. В условиях рынка экономический рост во многом обеспечивается именно за счет потребительских расходов, что особенно характерно для развитых стран. Компании-производители в стремлении преуспеть в конкурентной борьбе предлагают потребителям самые разнообразные товары и услуги, не только выявляя существующие потребности, но и целенаправленно формируя новые и новые. Хождение за покупками стало любимым способом времяпрепровождения для огромного количества людей.
Каждый из нас, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Мы просто не можем обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера наших доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека.
Мировым лидером по объему расходов
на потребление являются США, но в
целом такая «потребительская лихорадка»
в эпоху глобализации актуальна
для всех стран с рыночной экономикой
и высоким уровнем жизни. Развивающиеся
страны, учитывая более низкие доходы
населения, меньше тратят на потребление,
но обладают огромным потенциалом. Так,
Индия и Китай, население которых
составляет 1/3 от мирового, демонстрируют
устойчивый экономический рост и
являются перспективными рынками сбыта,
как для национальных компаний, так
и для международных
Покупательское поведение
Потребительские рынок — совокупность всех индивидуальных покупателей — как отдельных, так и домохозяйств — приобретающих товары и услуги для личного потребления.
Ежедневно потребители принимают множество решений о том, что купить. Большинство крупных компаний исследуют процесс принятия решения о покупке, чтобы узнать: что, где, как и почему покупают потребители
Главная фигура в бизнесе — потребитель.
Понять, кто такой потребитель, и
кем потребитель является для
предприятия — важный вопрос для
разработки всей маркетинговой программы.
Потребителю на самом деле не нужен
товар или услуга предприятия, потребителю
надо решить стоящие перед ним
проблемы и удовлетворить потребности.
Потребитель хочет, чтобы бизнес-профессионалы
решили стоящие перед ним проблемы
и удовлетворили его желания.
Современный потребитель
Термин "покупательское поведение" можно определить как поведение, проявляемое покупателями в процессе поиска, выбора, покупки, использования, оценки и утилизации продуктов, услуг и идей, которые могут удовлетворить потребности покупателей.
Выделяется целый ряд
Индивидуальные потребители — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Покупатели от имени организации (корпоративные покупатели) — это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги производственно-технического назначения, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду, поставляемых другим потребителям.
Основные факторы отличия
Особенности рынка товаров промышленного назначения:
Можно выделить несколько вариантов совершения покупок корпоративными покупателями:
В силу ряда причин и продавцы, и покупатели стремятся осуществлять второй и третий тип закупок, так как в этом случае экономятся ресурсы обеих сторон. Стремление к длительным отношениям между продавцом и покупателем — это важная особенность корпоративных рынков, которую надо максимально использовать в маркетинговых целях. Корпоративный покупатель — это группа людей, где каждый принимает субъективные решения и только окончательное решение после обмена информацией становится объективно приемлемым для предприятия.
Можно представить основные факторы, учитываемые в процессе закупки товаров и услуг корпоративными потребителями в виде рейтинга значимости:
Кроме того, для оценки поставщиков используются показатели рекомендации, репутация, надёжность, программы обслуживания и заботы о покупателях, профессионализм, конкурентоспособность товаров и услуг, соответствие товаров/услуг потребностям покупателя, гибкость сотрудничества, соотношение стоимость/цена, уровень обслуживания.
Теория маркетинга призвана обеспечить более эффективные обмены на рынке в целях удовлетворения конкретных нужд и потребностей. Такие обмены между продавцами и покупателями, очевидно, могут состояться лишь тогда, когда покупатель информирован о каждом конкретном товаре, его устраивают качественные параметры, цена и место продажи. Указанные четыре фактора - товар, цена, место продажи и коммуникации - являются основными побудительными мотивами к совершению покупок. Наряду с ними большое влияние на принятие покупателем решения о приобретении данного товара оказывают и другие факторы, прежде всего личностные, культурные, экономические, социальные, политические и научно-технические. Степень влияния каждого из перечисленных факторов зависит от того, кто конкретно является покупателем определенного товара. С учетом специфики потребителей обычно выделяют следующие группы покупателей:
Поведение каждой из перечисленных
групп покупателей имеет свои
специфические особенности, которые
следует учитывать продавцам
при осуществлении ими
Задача маркетинга и состоит
в том, чтобы понять и предсказать
возможные действия покупателей
и потребителей, обосновать причинно-следственные
связи в процессе покупки и
потребления товаров и услуг.
При этом непосредственную деятельность
покупателей и потребителей, обусловленную
приобретением необходимых
Поскольку поведение потребителей
существенно зависит от того, кто
является покупателем, в последующем
по отдельности рассмотрено
Каждый из покупателей ежедневно совершает те или иные покупки, потребляет соответствующие товары и услуги. Поэтому, естественно, продавцов, у которых имеются необходимые нам товары и услуги, интересуют вопросы:
Продавцов также интересует :
Ответы на все эти вопросы и содержатся в поведении потребителей и покупателей, причем модель покупательского поведения схематично может быть представлена так, как это показано на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель покупательского поведения
Как видно из этого рисунок 1, на поведение покупателя оказывают влияние внешние факторы, включающие и маркетинговые. Под воздействием этих факторов в сознании покупателя формируются определенные выводы о целесообразности совершения покупки. Содержание этих выводов, а также сам процесс принятия решения о покупке определяются личностными и психологическими характеристиками покупателя. Таким образом, поведение покупателя, с одной стороны, зависит от степени воздействия внешних факторов на сознание покупателя, а с другой - от принимаемых им решений в процессе совершении покупки. Остановимся сначала на факторах, оказывающих влияние на покупательское поведение, а затем рассмотрим процесс принятия решения о покупке.