Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:31, реферат
Изучение поведения потребителей, его культурных, социальных, психологических особенностей, знание факторов, определяющих потребительский выбор, необходимо и профессиональным маркетологам, и менеджерам, и предпринимателям, а также всем тем, кто хочет совершать свой потребительский выбор более осознанно и с наилучшими результатами.
Введение 2
1 Потребители и их виды 3
2 Сущность потребительского поведения 7
3 Модель потребительского поведения 9
4 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение 11
5 Специфические особенности поведения потребителей в отдельных странах 14
Заключение 15
Список литературы 17
Как уже подчеркивалось, на поведение потребителей оказывает влияние целый ряд факторов. Все эти факторы можно условно подразделить на внешние и внутренние. В свою очередь внешние факторы обычно подразделяются на факторы среды и факторы маркетинга, а внутренние факторы подразделяются на психологические и личностные (рис . 2) . Остановимся более подробно на выделенных группах факторов.
Рисунок 2. Основные факторы, формирующие поведение потребителей
Внешние факторы оказывают существенное влияние на поведение покупателей и потребителей. К таким факторам относятся:
Степень влияния каждого из перечисленных факторов на потребителей неодинакова. Самое широкое воздействие оказывает культура а самое сильное влияние на потребителей оказывает семья, роли и статусы.
Рисунок 3. Внешние факторы
Схематично это можно представить в виде перевернутой пирамиды (рис. 3), вверху которой указана культура, наиболее широко воздействующая на потребителей, а внизу приведены семья, роли и статусы, оказывающие наиболее сильное влияние на поведение потребителей.
Следующую группу факторов, оказывающих влияние на поведение покупателей, составляют так называемые личностные факторы. К личностным относятся факторы, характеризующие постоянные и устойчивые формы поведения . Обычно среди них выделяют:
Психологические факторы оказывают основное влияние на решение о покупке товаров и услуг. К таким факторам относятся:
На рынке каждой отдельной страны для покупателей присущи свои специфические особенности поведения. Остановимся на некоторых из них. Рассмотрим, например, США.
Америку можно однозначно назвать страной потребления. Американская безудержная страсть к магазинам является неотъемлемой частью культуры этой страны. Хождение по магазинам является любимым отдыхом американцев. Друзья специально назначают встречу, чтобы сделать небольшую прогулку по магазинам.
Американский потребитель всегда может потребовать, померить, спросить, купить, а если не понравилось - вернуть или обменять даже без объяснения причины возврата.
Сказанное выше предъявляет особые требования к предприятиям торговли. Вот некоторые из них :
В России с начала XXI века формируются
благоприятные условия для
Потребитель становится центром маркетинговых
стратегий, каждая компания, претендующая
на конкурентоспособность, сосредотачивает
все свои усилия на клиенте и его
потребностях. Для российских фирм
клиент - ориентированный подход, персонализация
предлагаемых товаров и предоставляемых
услуг, внедрение новых технологий
— важнейшие направления
Таким образом, изучение поведения потребителей, его культурных, социальных, психологических особенностей, знание факторов, определяющих потребительский выбор, необходимо и профессиональным маркетологам, и менеджерам, и предпринимателям, а также всем тем, кто хочет совершать свой потребительский выбор более осознанно и с наилучшими результатами.