Потребительское поведение

Автор: Львов Константин, 22 Августа 2010 в 17:34, реферат

Краткое описание

Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону? В своей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос.

Файлы: 1 файл

Потребительское поведение.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

ТЕОРИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 

     Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос  и предложение - силы, приводящие в  движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.

        Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону? В своей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос.

Закон убывающей предельной полезности

Начнем  с объяснения закона спроса. Первое объяснение. Закон спроса можно объяснить  при помощи эффектов дохода и замещения.

Эффект  дохода — это когда снижение цены увеличивает реальный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество товара.

Эффект  замещения — это когда снижение цены делает продукт более привлекательным  и заставляет потребителя стремиться к приобретению его в большем  количестве.

Эффекты дохода и замещения дополняют  друг друга, обусловливая способность  и желание потребителя купить большее количество определенного  товара по низкой цене, чем по высокой.

Второе  объяснение. Продукт обладает полезностью. Полезность — это способность  продукта удовлетворять потребителя. Полезность определенного продукта будет существенно различной для разных людей. Пара очков имеет огромную полезность для того, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, но совершенно бесполезна для человека со стопроцентным зрением.

Но еще  продукт обладает предельной полезностью.

Предельная  полезность — это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции.

Но самое  главное — предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать. Почему? Потому, что потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться, или «насыщаться». Исходя из этого, экономисты вывели закон убывающей предельной полезности — начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение, т.е. происходит убывание предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта. Если взглянуть на дело со стороны продавца, то убывающая предельная полезность заставляет производителя понижать цену для того, чтобы побудить покупателя к приобретению большего количества продукции.

     Бюджетное ограничение

 

     Многие  люди с удовольствием увеличили  бы потребление высококачественных товаров и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что любимые лакомства нашего потребителя Pepsi и пицца и в месяц он может потратить на закупку этих продуктов $1тыс. Цена одной пиццы $10, цена одной пинты (1 пинта = 0,47 л) Pepsi $2. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за $1тыс. 
 
 
 

     Количество  Pepsi, в пинтах      Количество  пиццы      Расходы на Pepsi, в $      Расходы на пиццу, в $      Общая сумма расходов, в $
     0      100      0      1000      1000
     50      90      100      900      1000
     100      80      200      800      1000
     150      70      300      700      1000
     200      60      400      600      1000
     250      50      500      500      1000
     300      40      600      400      1000
     350      30      700      300      1000
     400      20      800      200      1000
     450      10      900      100      1000
     500      0      1000      0      1000
 

     На  рис. приведен график изменения возможного состава набора продуктов, приобретаемого потребителем. По вертикальной оси откладывается количество пинт Pepsi, а по горизонтальной - количество пиццы. 
 

      Количество

     Pepsi

     В пинтах

                  В

             500 
 
 

                            С

             250                 Линия бюджетного

                                 ограничения потребителя     

                                   А

               0

                          50      100        Количество пиццы 

     На  графике отмечены три точки. Точка А отражает покупку 100 шт. Пиццы, точка В - приобретение 500 пинт Pepsi, точка С соответствует набору из 50 шт. пиццы и 250 пинт Pepsi. В точке С, находящейся на графике ровно посередине между точками А и В, на каждый вид товара расходуется одинаковая сумма - $500. Избранные нами точки отмечают только три комбинации количества Pepsi и пиццы, которые имеет возможность выбрать потребитель, однако ему доступна любая точка на линии АВ. Эта линия, называемая линией бюджетного ограничения, показывает гипотетический состав набора товаров, который может позволить себе потребитель. В нашем случае она отражает его выбор между Pepsi и пиццей. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим. Однако выбор покупателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по отношению к различным товарам.

Теория  кривых безразличия

Рассмотрим  теорию потребительского поведения  и потребительского равновесия на основе анализа: 1) бюджетной линии потребителя  и 2) кривых безразличия.

Бюджетная линия  потребителя показывает различные  комбинации двух продуктов, которые  могут быть приобретены при фиксированной  величине денежного дохода (рис. 10.1).

Еще два  свойства бюджетной линии заслуживают  внимания.

Изменение дохода: расположение бюджетной линии  зависит от величины денежного дохода, т.е. увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии  вправо, уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

Изменение цены: изменение цен продуктов  также приводит к перемещению  бюджетной линии. Снижение цен обоих  продуктов перемещает график вправо. И наоборот, увеличение цен перемещает график влево.

Кривые  безразличия воплощают в себе «субъективную» информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукта A или продукта B. По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов A и B, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности. На рисунке 10.2 представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты A и B. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность A и B при любой их комбинации, показанной на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.

Характерные черты  кривых безразличия 

Нисходящий вид кривой.

Кривые  безразличия имеют вид нисходящих по той простой причине, что как  продукт A, так и продукт B обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель приобретает больше продукта B, тем самым увеличивая для себя его совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта A. Иначе говоря, чем больше B, тем меньше A, так что между количествами A и B существует обратная связь, а любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.

Выпуклость по отношению к началу координат.

Чем можно  объяснить выпуклость кривой безразличия? Ответ заключается в том, что  субъективная готовность потребителя к замещению продукта A продуктом B (или наоборот) зависит от начальных количеств продуктов A и B. В общем, чем больше количество продукта B, тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц. Аналогичным образом, чем меньше количество продукта A, тем больше его предельная полезность. Это значит (см. рис. 10.2), что при перемещении вниз по кривой потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продукта A в порядке компенсации на приобретение каждой дополнительной единицы B. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, т.е. выпуклую по отношению к началу координат. Иначе можно сказать, что MRS снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.

Карта безразличия.

Кривая  безразличия на рисунке 10.2 соответствует некой постоянной величине совокупной полезности, или удовлетворения. В то же время существует возможность — и весьма полезная для нашего анализа — изобразить целую серию кривых безразличия, или, другими словами, карту безразличия, как показано на рисунке 10.3.

Определить  равновесное положение потребителя  можно путем совмещения линии  потребительского бюджета и карты  безразличия, как это показано на рисунке 10.4. Согласно определению бюджетная линия показывает все комбинации продуктов A и B, доступные для потребителя при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен продуктов A и B. Вопрос заключается в следующем: какая из этих доступных потребителю комбинаций окажется для него наиболее предпочтительной? Ответ: такая комбинация, которая принесет ему наибольшее удовлетворение или наибольшую полезность.

Итак, комбинация, максимизирующая полезность, будет  соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия (рис. 10.4).

Существует  одно важное различие между объяснением  потребительского спроса с помощью теории предельной полезности и с помощью теории кривых безразличия. Теория предельной полезности предполагает, что полезность количественно измерима. Это означает, что потребитель предполагает, сколько именно добавочной полезности извлекается из добавочной единицы продукта А или В. Для равновесного положения, необходимо, чтобы:

< CENTERТеория кривых безразличия,  рассуждая о свойствах бюджетной  линии, утверждает, что при данной цене продукта A повышение цены продукта B приведет к перемещению кривой бюджетной линии влево, ближе к началу координат (рис. 10.5). Благодаря манипулированию ценой продукта B при помощи кривых безразличия и бюджетных линий можно построить нисходящую кривую спроса на продукт B. Заметим, что изменению подвергалась только цена продукта B. Цена продукта A, так же как и величина дохода потребителя и его вкусы, оставались неизменными на протяжении всего процесса построения кривой потребительского спроса на продукт B. Итак:

объяснение  потребительского поведения с позиций  теории кривых безразличия основывается на использовании бюджетной линии  и кривых безразличия;

бюджетная линия показывает все комбинации двух продуктов, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен на продукты. Изменение цен на продукты или величины денежного дохода приведет к перемещению бюджетной линии;

Информация о работе Потребительское поведение