Потребительское поведение

Автор: Львов Константин, 22 Августа 2010 в 17:34, реферат

Краткое описание

Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону? В своей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос.

Файлы: 1 файл

Потребительское поведение.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

кривая  безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат;

потребитель выберет такую точку на бюджетной  линии, которая поставит его на наиболее высокую изо всех доступных ему кривую безразличия;

изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и  выявлению нового положения равновесия. Нисходящая кривая спроса может быть построена путем нанесения на график комбинаций цены и количества спрашиваемой продукции, соответствующих старому и новому положениям равновесия.

     Представление потребительских  предпочтений с помощью  кривых безразличия

 

     Предпочтения потребителя позволяют ему выбирать между различными наборами Pepsi и пиццы. Если вы  предложите ему два варианта наборов, покупатель выберет тот, который наилучшим образом соответствует его вкусам. Если же одинаково приемлемы оба варианта, это будет означать, что потребитель безразличен к их выбору.

           Подобно бюджетным  ограничениям потребителя, его предпочтения также могут быть представлены графически  с помощь кривых безразличия. Кривые безразличия отражают различные  наборы товаров, которые в одинаковой степени удовлетворяют потребителя. В нашем примере они представляют комбинации Pepsi и пиццы, которые в равной степени радуют нашего потребителя сладкого и мучного. 

     Количество

          Pepsi

     (в  пинтах) 
 

                      C 
 
 
 
 

                           В               D 

                           MRS                     кривые

                                1                  безразличия  

                                      А      

Количество  пиццы

     На  рис. представлены две из возможных кривых безразличия. Потребителя одинаково устраивают варианты, определяемые точками А, В и С, поскольку они находятся на одной кривой. Поэтому уменьшения потребления пиццы, допустим при переходе от точки А к точке В, предполагает возрастание потребления Pepsi. Если потребность в пицце будет снижаться и дальше (при переходе от точки В к точке С), потребление Pepsi увеличивается еще больше. Наклон каждой точки кривой безразличия отражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар другим, или предельную норму замещения (MRS). 

           Набор кривых безразличия  дает нам полное представление о  гипотетических предпочтениях потребителя, то есть мы получает возможность с  их помощью сопоставить два любых  варианта набора товаров. Кривые безразличия  отражают предпочтения потребителей и обладают определенными свойствами. Для большинства кривых безразличия характерны следующие отличительные особенности: 

  • Свойство 1: чем выше расположена кривая, тем  предпочтительнее она для потребителя, т.к. покупатель стремится иметь большее количество товаров.
  • Свойство 2: кривые безразличия имеют вид нисходящих.
  • Свойство 3: кривые безразличия не пересекаются.
  • Свойство 4: кривые безразличия вогнуты

     Факторы определяющие выбор  покупателя

 

     Но  на выбор потребителя влияют не только бюджетное ограничение и кривые безразличия, но и другие факторы: 

Культурные 

Культура 

Субкультура 
 

Социальный 

   класс

Социальные 

Референтные 

   группы 

Семья 
 

Роли и 

   статус

Личностные 

Возраст и 

  этап  

  жизненного 

  цикла семьи 

Работа 

Экон. усл. 

Тип личности  

Стиль жизни

Психологич. 

Мотивация 

Восприятие 

Усвоение 

Убеждения и 

   отношения

 
 
 
 
 
 
ПОКУПАТЕЛЬ

     Культурные  факторы

           Самое сильное влияние  на поведение потребителя оказывают  культурные факторы, особенно общий его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу.

     Культура

           Культура - определяющий фактор потребностей и поведения  человека, который с детства усваивает  в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения.

     Субкультура

           Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность  более полного отождествления и  тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, религиозной , расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.

     Социальные  классы

           Практически каждое современное общество подразделяется на социальные слои. Одно из наиболее жестких разделений такого рода - касты, членам которых предписаны определенные роли, а переход из касты в касту не допускается. Гораздо менее жестко разделение общества на социальные классы.

     Социальные  классы - построенные в строгой  иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные  едиными ценностями, интересами и  поведением.

     К критериям разделения общества на классы относят не только доход, но и работу, образование и место жительства. Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса относят:

  1. склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению;
  2. наличие определенного социального статуса;
  3. образование, род деятельности и уровень доходов;
  4. возможность  перехода из класса в класс.

     Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных  товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, использую данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса.

     Социальные  факторы

     Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы.

     Референтные группы

     Референтные группы - группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или  косвенное влияние на отношение человека к чему(кому)-либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами членства.

     Группы  членства могут быть  первичными (семья, друзья, соседи, все те общности, взаимодействие с членами которых носит постоянный и неформальный характер) и вторичными группами (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения, построенные скорее на формальной основе, общение с членами которых носит периодический характер).

     Референтные группы оказывают влияние на индивида по крайней мере в трех направлениях: они могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор индивидом конкретных товаров и торговых марок.

     Семья

           Семья - важнейшее  социальное объединение потребителей-покупателей. Члены семьи составляют самую  влиятельную первостепенную референтную  группу. Различают два типа семей: наставляющая и порожденная.

     Наставляющая  семья состоит из родителей индивида и его родственников. В ней он получает религиозные наставления, здесь определяются его жизненные цели, чувства самоценности и любви, в ней формируется его позиция по политическим и экономическим проблемам. В то же время влияние наставляющей семьи носит косвенный характер. Прямое влияние на поведение покупателя оказывает его порожденная семья - супруг(а) и дети. Маркетологу необходимо определить, кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на остальных при выборе товара. Обычно это один из супругов, обладающий большим авторитетом в семье либо хорошо разбирающийся в предмете покупки.

     Роли  и статусы

           Человек на протяжении всей своей жизни принадлежит  к нескольким группам - семье, друзьям, различным организациям. Его позиции  в каждой группе определяются исполняемой ролью и статусом.

     Роль - это набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица. Каждой исполняемой роли соответствует определенных статус. Обычно люди покупают товары, которые  должны поддерживать и укреплять их социальный статус. Очень важно, чтобы маркетолог осознавал потенциальную возможность превращения продукта и марки в символы статуса.

     Личностные  факторы

           На решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этапы жизненного цикла  семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности характера и самооценка.

     Возраст и этапы жизненного цикла семьи

     На  протяжении жизни человек приобретает  самые разные товары и услуги. Ребенку  необходимо детское питание. Взрослый человек стремится попробовать разнообразные продукты, а в пожилом возрасте он переходит на диетическое питание. Со временем меняются вкусы человека в отношении одежды, мебели, отдыха. Исследования установили существования психологических этапов жизненного цикла семьи. На протяжении зрелого периода жизни человек переживает определенные психологические "переходы", или "трансформации". Маркетологи уделяют большое внимание обстоятельствам,  меняющим жизнь человека, - разводу, вдовству, повторному браку - и их влиянию на поведение потребителей.

     Род занятий

     Большое влияние на приобретение товаров  покупателем оказывает род его  занятий. Рабочий вынужден приобретать  спецодежду и обувь. А положение  президента компании обязывает к  покупке дорогих костюмов. Маркетологи  стремятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг, а компании стремятся к  выпуску товаров для них.

     Экономическое положение

     Экономическое положение очень сильно влияет на выбор товара потребителем. Экономическое  положение индивида определяется уровнем и стабильностью расходной части его бюджета, размерами его сбережений и активов, долгами, кредитоспособностью и отношением к накоплению денег.

     Образ жизни

     Люди, принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий, могут вести совершенно разный образ жизни.

     Образ жизни - форма бытия человека в  мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Образ жизни  отражает "всего человека" в  его взаимодействии с окружающими.

     При классификации различных образов жизни используются различные методики. Например, в 1992г. рекламные агентства "D`Arcy, Masius, Benton & Bowles" опубликовали исследование "Русский потребитель: новая перспектива и маркетинговый подход", в котором описываются 5 категорий русских потребителей: Купцы, Казаки, Студенты, Руководители компаний и Русские душой. Казаки, к примеру, характеризуются амбициозностью, независимостью и стремлением к повышению социального статуса, а Русские душой - пассивностью, боязнью выбора и надеждами на улучшение экономической ситуации. В то время как Казаки водят "BMV", курят сигареты "Dunhill" и пьют коньяк "Remi Martin", Русские души ездят на "Ладах", курят "Malboro" и предпочитают "Смирновскую" водку.

Информация о работе Потребительское поведение