Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать сущность потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике;
проанализировать факторы формирования потребительского поведения;
изучить потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике……………………………………………………………...5


Содержание категории «потребительское поведение»……………………..5


Кейнсианская модель потребления………………………………………….8


Развитие теории потребления………………………………………………12


2 Анализ факторов формирования потребительского поведения …...............17


2.1 Полезность как основа выбора потребителя………………………….……16


2.2 Выбор потребителя……………………………………………………….….20


2.3 Факторы экономического поведения………………………………………25


3 Потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития………………………………………………………………………......30


Заключение……………………………………………………………………….38


Список использованных источников…………………………….……………..40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 143.56 Кб (Скачать)

     Потребление, как и любая иная осознанная деятельность, имеет цели, которые существенно  различаются в производственном и личном потреблении.

     Производитель потребляет (сырье, топливо, материалы), чтобы производить товар, реализация которого даст прибыль. Для него производство и есть потребление, то есть переработка  исходных материалов, энергии и т.д. Но производство для него – только средство для достижения конечных целей. Главная цель, ради которой частный  собственник создает своей дело, - получение прибыли. Здесь находится  его основной мотив. Таким образом, главной целью производственного  потребления в рыночной экономике  является получение прибыли.

     Однако  в рыночной экономике частный  производитель может получать законную прибыль только при условии удовлетворения потребностей других членов общества, готовых за это платить деньги.

     Общественные  интересы реализуются в производстве через создание новой потребительной стоимости, то есть придание потребляемому  продукту новых полезных функциональных качеств. Например, в ходе потребления-производства металл, резина, пластмасса и т.п. превращаются в автомобиль. Таким образом, вторая цель производственного потребления  – создание новой потребительной стоимости как условия получения  прибыли.

     Таким образом, производственное потребление  выступает как один из ключевых моментов цикла общественного воспроизводства. Его целью является обеспечение  условий производства, поэтому такое  потребление имеет вспомогательный  характер. Производитель потребляет, чтобы производить.

     Потребляя, человек удовлетворяет свои потребности. Индивидуальное потребление – это, по словам К.Маркса, «потребление в собственном смысле слова» [3, т.2, с.2226].

     Человек стремится удовлетворить свои природные  потребности и потребляет товары и услуги, обеспечивающие воспроизводство  его физических и психических  сил (это, прежде всего, потребление  пищи, одежды, жилья в пределах минимума, условий отдыха).

     Однако  и производство человека как природного существа идет не изолированно от общества. Люди рождаются, живут и умирают  в рамках данных им социокультурных условий. Все естественные потребности удовлетворяются в формах, предписанных культурой, в пределах, ограниченных социально-экономическим потенциалом.

     Индивидуальное  потребление связано с двоякими целями. С одной стороны, индивид  живет для себя и потребляет, чтобы  воспроизвести себя для себя. С  другой стороны, в его существовании  заинтересовано общество, государство, отдельные социальные группы. Таким  образом, индивид потребляет как  для себя лично, так и для других. Потребляя для себя, он воспроизводит  себя как природное и социальное существо, иначе говоря, конструирует свою идентичность. Потребляя для  других, он участвует в воспроизводстве  трудовых ресурсов, рабочей силы и  т.д.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что потребительское поведение как объект макроэкономики представляет собой сложную экономическую категорию, по сути, отражающую целую совокупность экономических отношений, процессов и явлений. 

    1.   Кейнсианская модель потребления
 

         Я начну исследование потребления с рассмотрения “Общей теории занятости, процента и денег” Джона Мейнарда Кейнса, которая была опубликована в 1936 г. Функция потребления положила основу теории экономических колебаний Кейнса, и с тех пор она занимает ключевое положение в макроэкономическом анализе.

     Личное  потребление - самая значительная категория  расходов - составляет около двух третей всех покупок товаров и услуг. Факторы, определяющие потребление, таким  образом можно рассматривать  в качестве отправной точки дальнейших рассуждений.

           С точки зрения Кейнса главным фактором, определяющим решение субъекта о выделении необходимой суммы на потребление, является располагаемый доход, т.е. доход после всех налоговых выплат. Связь между потреблением и располагаемыми доходами называют функцией потребления. При этом вводят понятие средней склонности к потреблению, которое показывает какую часть располагаемого дохода субъект тратит на потребление: 
 
 

где - средняя склонность к потреблению;

C - объем потребления;

Yd - располагаемый доход. 

     Введено понятие предельной склонности к потреблению, которое отражает какую часть дополнительного дохода субъект тратит на потребление: 
 
 

где MPC - предельной склонности к потреблению;

 - дополнительный объём потребления;

  – дополнительный  доход.

     При этом МРС находится в пределах от 0 до 1, так как прирост располагаемого дохода распадается на прирост потребления  и прирост сбережений.

     При анализе потребления выделяют два  компонента: автономное потребление, которое не зависит от величины располагаемого дохода и направлено на поддержание жизнедеятельности человека, и стимулированное потребление, величина которого зависит от величины располагаемого дохода.

    Функция потребления (рис. 1) показывает планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого определенного уровня личного располагаемого дохода. При этом Кейнс для анализа потребления вводит основной психологический закон: “… люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем увеличение дохода… ”

    С учетом этих показателей можно выразить функцию потребления:  
 

      

где  С – объем потребления; 

Са - автономное потребление;

МРС –  предельная склонность к потреблению;

Yd – располагаемый доход, Yd = Y – T. 

 
 
 
 
 

Рисунок 1- Функция потребления

    Д.М. Кейнс формулирует четыре правила, характеризующих совокупное потребление:

  1. потребление является функцией располагаемого дохода;
  2. MPC находится в интервале от 0 до 1; это объясняется тем, что доход распадается на потребление и сбережение, а приращение дохода распадается на приращение потребления и приращение сбережения; если приращение дохода берем за 1, то MPC=1-MPS, т.е. в интервале от нуля до единицы;
  3. по мере роста располагаемого дохода APC убывает. Это связано с тем, что MPC < APC и математической зависимостью между средними и предельными величинами;
  4. по мере роста располагаемого дохода МРС падает.

    При анализе потребления  выделяют два  периода:

  1. краткосрочный (до 15 лет). Потребление в этом периоде описывается уравнением Кейнса:
 
 
 
     
  1. долгосрочный (примерно 50 лет). В долгосрочном периоде  рассматривается весь период сознательной жизни человека, включающий как трудовой, так и пенсионный. И весь заработанный доход тратится на потребление на протяжении всей сознательной жизни. Потребление  в этом периоде описывается  функцией Саймона - Кузнеца:
 
 
 

    Функция Кузнеца подтверждает первых два  правила Кейнса, а 3 и 4 отвергает.

    В рамках кейнсианства была рассмотрена  подоходная функции потребления, которая анализировала потребительское поведение различных слоев в зависимости от их дохода в данный момент времени.

    Анализ  позволил выявить, что домохозяйства  с низкими доходами практически  весь доход направляют на потребление  и даже живут в долг.  Чем  выше доход домохозяйств, чем больше сберегается. Таким образом, был  подтвержден основной психологический  закон Кейнса и четвертое правило: о падении МРС по мере роста располагаемого дохода.

      Если проанализировать поведение  функции потребления в долгосрочном  периоде и подоходной функции  с учетом четырех правил Кейнса, то мы можем прийти к следующим выводам, которые изложены в таблице 1: 

Таблица 1 - Закономерности поведения функции потребления

Функция МРС АРС Са Зависимость С от Y
Краткосрочная функция  const убывает const>0 непропорциональная
Функция Кузнеца сonst const=MPC 0 пропорциональная
Подоходная  функция Убывает Убывает сonst>0 непропорциональная
 

     Потребление зависит не только от величины располагаемого дохода. Существуют факторы, которые  приводят к изменению объема потребления  при неизменном располагаемом доходе. К этим факторам относят:

  1. изменение размера богатства (прямая зависимость);
  2. изменение уровня цен в экономике (обратная зависимость);
  3. изменение ожиданий потребителей;
  4. изменение величины потребительской задолженности (обратная);
  5. изменение налогов (обратная).

     Существуют  подоходные налоги, величина которых  зависит от величины налогооблагаемого  дохода. Они приводят к неодинаковым изменениям величины потребления по мере роста дохода, т.к. по мере роста  дохода величина налога растет в большей  степени.

     Существуют  автономные налоги (рис. 2), величина которых не зависит от величины дохода. В этом случае кривая потребления сдвигается вниз на величину автономных налогов.

Рисунок 2 - Влияние автономных налогов на функцию потребления

     Теоретическая конструкция поведения домашних хозяйств на потребительском рынке, предложенная Кейнсом, оказала огромное влияние на развитие макроэкономических исследований, именно на ней основывается и теория мультипликатора, и кейнсианская модель взаимодействия рынков. 
 

     1.3 Развитие теории потребления 
 

     В 50-60 гг. ХХ века экономисты, неудовлетворенные теорией Кейнса, начали разрабатывать новые подходы к объяснению данного явления.

     Теория  относительного  дохода  состоит в том,  что потребление зависит не только от текущего дохода,  но и от предшествующего уровня дохода и потребительского поведения. В рамках нее была предпринята попытка опровергнуть посылку, что потребительские расходы определяются располагаемым доходом. Одной из модификаций теории относительного  дохода  стала   теория   Дьюзенберри,  названная по имени американского экономиста, предложившего ее в сороковые годы. Эта теория может быть выражена следующей формулой: 

     C1 = a + (1-s) Yd1 + bCh,  

где C1  - потребление в период времени 1;

s – предельная склонность к сбережению;

Yd1 - доход в период времени 1;

Ch  - предыдущий наивысший уровень потребления;

a и b - константы. 

Информация о работе Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях