Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать сущность потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике;
проанализировать факторы формирования потребительского поведения;
изучить потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике……………………………………………………………...5


Содержание категории «потребительское поведение»……………………..5


Кейнсианская модель потребления………………………………………….8


Развитие теории потребления………………………………………………12


2 Анализ факторов формирования потребительского поведения …...............17


2.1 Полезность как основа выбора потребителя………………………….……16


2.2 Выбор потребителя……………………………………………………….….20


2.3 Факторы экономического поведения………………………………………25


3 Потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития………………………………………………………………………......30


Заключение……………………………………………………………………….38


Список использованных источников…………………………….……………..40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 143.56 Кб (Скачать)

     В контексте рассматриваемого направления  целесообразно затронуть вопрос создания совместных предприятии в  Беларуси, привлечения иностранных  инвестиций и прогрессивных технологий (как производственных, так и управленческих). Совместное предпринимательство будет  являться источником финансовых ресурсов, необходимых для развития и расширения производственной базы, предприятия  получат новые прогрессивные  технологии производства, современные  методы управления в области менеджмента, маркетинга, финансов и т.д. Кроме  того, можно извлечь дополнительную выгоду от специализации и кооперирования, появится больше возможностей для экспорта продукции;

  1. изменение представлений о маркетинге. На многих белорусских предприятиях уже давно функционируют службы маркетинга, между тем их работу не всегда можно назвать эффективной. Традиционно маркетинговые подразделения ориентируются только на выполнение сбытовой функции. Как указывают зарубежные исследователи (например, [9, с. 225]), сбытовой маркетинг является лишь первым этапом развития современной концепции маркетинга. В последнее время прогрессивные предприятия всё чаще отказываются от сбытового маркетинга, понимая, что невозможно эффективно управлять сбытом без внесения своевременных изменений в производство. В результате не только сбытовая деятельность, но и вся сфера производства становятся объектом приложения маркетинга. Взаимодействие с потребителями должно рассматриваться отечественными промышленными и торговыми предприятиями как основной фактор, непосредственно влияющий на величину спроса. При разработке бизнес-процессов необходимо менять ориентацию с продукта или технологий на потребителя;
  2. развитие товаропроводящей сети (в том числе за рубежом). В сложившейся в настоящее время ситуации немногие белорусские предприятия могут самостоятельно открывать свои представительства. Поэтому важную роль в этом процессе должно играть государство. Экономически и организационно целесообразно создание крупных посреднических структур, осуществляющих интегрированный сбыт на основе сети потребительских гипермаркетов и специализированных торговых домов. В контексте принятия Программы развития логистической системы до 2015 г. новые возможности появляются не только в отношении товародвижения, но и товаросопровождения, продвижения, маркетинга, рекламы отечественных товаров как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Другими словами, необходимо рассмотреть вопрос создания структур, осуществляющих широкий комплекс услуг.

     Развитие  инфраструктуры торговли и новых  технологий торгового процесса также  имеет непосредственное отношение  к сбалансированности потребительского рынка, так как, торговое звено занимается продвижением продукции и оптимально организованный торговый процесс снижает  издержки обращения и, в конечном итоге, цену товара. Перспективными являются разработки по развитию коммуникационных сетей, связывающих многочисленные элементы торговой сети; по внедрению  системы оптовой торговли, товарообращения  и материально-технического снабжения  белорусских торговых предприятий; в области организационного построения и перехода на сетевые технологии организации деятельности торговых предприятий, изменения формата  объектов торговли и общественного  питания.

       Проведённый анализ показал, что  в настоящее время в Беларуси  наблюдается дисбаланс спроса  и отечественного предложения.  Об этом свидетельствует превышение  объёмов розничного товарооборота  над объёмами производства потребительских  товаров, невостребованность многих видов продукции и высокий уровень складских запасов в торговле и на промышленных предприятиях, снижение доли отечественных товаров в товарных ресурсах, недостижение рекомендуемых норм потребления основных товаров и услуг, расширение масштабов нерационального потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Проблема  исследований, связанных с потребительским поведением и влияющих на него факторов, носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

     в данной работе изложены основные концепции проблем потребительского поведения, проблема максимизация блага, влияющие на выбор потребителя факторы, а также потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.

     Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей. Таким образом, потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

     На  примере работ Кейнса, Дьюзенберри, Модильяни и Фридмана прослеживается развитие взглядов на поведение потребителя. Кейнс считал, что потребление в значительной степени зависит от текущего дохода. Позже экономисты стали полагать, что потребители понимают, что они стоят перед принятием решения, затрагивающим межвременной выбор. Потребители заглядывают вперед, прогнозируя свои будущие ресурсы и потребности, что предполагает использование более сложной функции потребления, чем предлагаемая Кейнсом. Последние исследования вместо этой формулы предлагают другую, связанную с текущим доходом, накопленным богатством, ожидаемыемым доходом  в будущем, процентной ставкой. Экономисты продолжают споры об относительной значимости этих факторов для определения потребления.

     Исходя  из изучения выбора потребителя, можно  сделать следующие выводы:

  • выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
  • поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
  • потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;
  • на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
  • при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничение;
  • наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений;
  • потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

     Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных условиях. Изучив структуру современного потребительского поведения, можно выделить следующие группы факторов, влияющие на выбор потребителей: факторы наноуровня, другими словами имеющие специфическое происхождение индивидуально-психологические факторы; факторы микроуровня, т.е. такие факторы, как распределение доходов и формирование рыночных цен; факторы мезоуровня: общеэкономическая и демографическая ситуация в регионе, уровень и темпы инфляции, отраслевая структура занятости, насыщенность регионального потребительского рынка; факторы макроуровня отчасти опосредуют действие факторов других уровней (распределение доходов, цены, ожидания, настроения и т.п.), а также сами влияют на факторы других уровней (на настроения, нормы потребительского поведения на микроуровне). Факторы каждого уровня подвергаются воздействию факторов другого уровня и, таким образом, взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.

     Потребительский рынок Республики Беларусь на данном этапе развития постоянно изменяется и совершенствуется. В целом в последние годы, даже, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране из-за мирового финансово-экономического кризиса, потребительский рынок развивался динамично. Однако, несмотря на достаточно высокие темпы роста розничного товарооборота, следует все же отметить, что развитие товарооборота сдерживается ограниченностью реальных денежных доходов населения.

     Экономическая система Беларуси, включая и потребительский  рынок, не только по уровню развития производительных сил и производственных отношений, а и по воздействию внешних  и внутренних факторов (условий) на развитие потребительского рынка пока не включила все рыночные механизмы. Следовательно, дальнейшая скорость перехода к рынку будет определяться как  внутренними предпосылками, так  и в большей мере внешними факторами, а также требуется более действенное  участие государства и его  институтов в реформировании экономики  и регулировании потребительского рынка.

     Таким образом, можно сказать, что по данной теме курсовой работы извлечены ключевые моменты, которые дают нам наиболее четкую картину о проблемах, с которыми сталкивается потребитель, как меняется поведение потребителя под влиянием каких-то определенных факторов и чем мотивируется его выбор.

     Список  использованных источников 
 

     
  1. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г. Беккер. М.: Финансы, 1999. – 672 с.
  2. Энджел, Дж. Поведение потребителей / Дж. Энджел, Р. Блэкуэлл, П. Миниард. – СПб.: Питер, 2007. – 944 с.
  3. Маркс, К. Капитал: в 3 т. / К. Маркс – М.: Политиздат, 1975. – 2 т.
  4. Автономов, В. Модель человека в экономической науке / В. Автономов. – СПб.: Экономическая школа, 1998. – 230 с.
  5. Клейнер, Г. Наноэкономика / Г. Клейнер // Вопросы экономики. –2004. – №12. – с. 70–93.
  6. Грошев, И. Психология экономических отношений / И. Грошев, В. Юрьев //Общество и экономика. – 2005. – №6. – с. 123–144.
  7. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/.
  8. Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути их решения / Я.М. Александрович [и др.]. – Мн.: НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2004. – 168 с.
  9. Маркетинг / М. Бейкер [и др.]; под ред. М. Бейкера. – СПб.: Питер, 2002. – 1192 с.
  10. Петрович, М.В. Потребительский рынок и кризис / М.В. Петрович // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №1. – с. 17-27.
  11. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2009. – 702 с.
  12. Тихонович, С.В. Направления активизации процессов развития потребительского рынка в Республике Беларусь / С.В. Тихонович // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №2. – с. 73-84.
  13. Дмитриева, Н.Ю. Экономическая теория: учебное пособие / Н. Ю. Дмитриева. – Гомель,2006. – с.39-42.
  14. Колесников, Л. Ф. Микроэкономика: учебное пособие /Л.Ф. Колесников, Б.В. Сорвиров, Н.В. Бонцевич. – Москва, 2005. – с.8-20.
  15. Экономическая теория [Текст]. – Москва, 2005. – с. 217-236.
  16. Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение / Р.Х. Франк.- М.: ИНФРА–М, 2000. – 696 с.
  17. Гометина, Н. Изменение отношения потребителя и товара в рамках современного общества: формирование новой системы взаимодействия / Н. Гометина // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Серыя гуманитарных навук. – 2006. - №2. – с. 109-117.
  18. Рожковская, Е.А. Анализ факторов и прогнозирование потребительских расходов населения Беларуси / Е.А. Рожковская // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Экономики Республики Беларусь. – 2009. – №6. – с. 54-71.
  19. Петрович, М, В. Современный потребитель и государственный патернализм / М.В. Петрович // Проблемы теории и практики управления. – 2010. - №4. – с.16-25.
  20. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы [Текст]. // Рэспублiка. -2010. – 11 лiстапада.
  21. Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2004. – 224 с.
  22. Багоцци, Р.П. Социальная психология потребителя / Р.П. Багоцци, Ц. Герхан-Канли, Й.Р. Пристер.- М.: Академия, 2008. – 272 с.

Информация о работе Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях