Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать сущность потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике;
проанализировать факторы формирования потребительского поведения;
изучить потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике……………………………………………………………...5


Содержание категории «потребительское поведение»……………………..5


Кейнсианская модель потребления………………………………………….8


Развитие теории потребления………………………………………………12


2 Анализ факторов формирования потребительского поведения …...............17


2.1 Полезность как основа выбора потребителя………………………….……16


2.2 Выбор потребителя……………………………………………………….….20


2.3 Факторы экономического поведения………………………………………25


3 Потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития………………………………………………………………………......30


Заключение……………………………………………………………………….38


Список использованных источников…………………………….……………..40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 143.56 Кб (Скачать)

     Дьюзенберри утверждал, что потребление индивида в данный момент зависит от его текущего дохода в сравнении с доходами его соседей и его собственными прошлыми доходами. Данная теория означает, что если два субъекта имеют одинаковые доходы, но живут в разных районах, при этом субъект А живет в районе, в котором соседи имеют относительно более высокие доходы, а субъект В живет в районе, где соседи имеют относительно более низкий  доход, то у первого субъекта потребление будет больше. Это связано с тем, что субъект А в своем потреблении будет ориентироваться на доходы соседей, их уровень потребления, стараясь выглядеть не хуже их. Важным моментом этой теории является положение о "демонстрационном эффекте".В тоже время субъект В будет сам являться примером для своих соседей, и поэтому в потреблении он будет ориентироваться на величину своего дохода.

     Данная  теория подтверждает основные правила  Кейнса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Однако теория имеет «слабое место», т.к. не применяется в случае резкого роста дохода у субъекта и не может теоретически обосновывать сокращения потребления в период кризиса.

     Фридмен вводит понятие перманентного дохода, под которым понимается устойчивый доход, который субъект ожидает получать в течение длительного времени. Перманентный доход определяется всем богатством субъекта, связанным как с его деловыми качествами, так и располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью). Часть перманентного дохода тратится на потребление. Причем эта величина остается постоянной для всего периода времени, в течение которого субъект предполагает получать данный стабильный перманентный доход. А раз так, то функция потребления по Фридмену схожа с функцией Кузнеца и описывается уравнением: 
 
 

     Однако  у каждого субъекта кроме перманентного  дохода есть случайные доходы. Источник временного дохода может быть самый  различный: от неожиданного наследства до выигрыша в карты. Эти доходы могут  объяснить колебания потребления  в краткосрочном периоде, но практически  не оказывают воздействие на потребление  в долгосрочном периоде.

     Поскольку потребление основывается на ожидаемом на длительную перспективу уровне дохода, то на него также оказывают влияние такие факторы, как уровень долгосрочной процентной ставки, величина накопленного капитала, вкусы потребителя.

     Теория, выдвинутая Милтоном Фридманом, утверждает, что люди приводят свое потребительское  поведение в соответствие со своими возможностями постоянного или  долгосрочного потребления, а не с текущим уровнем дохода.

     Пример, приведенный Фридманом, описывает  человека, который получает доход  только раз в неделю, по пятницам. Данный индивид не сосредотачивает  все свое потребление в тот  день, когда получает доход, а потребление  во все другие дни будет равно  нулю. Индивиды предпочитают равномерный  поток потребления, а не изобилие сегодня и скудность завтра или  вчера. Согласно этому утверждению  потребление в любой день недели не связано с доходом этого  конкретного дня, а, скорее, определяется средним доходом за неделю, деленным на число дней в неделе.

     Очевидно, в этом крайнем примере решение  о потреблении принимается на основе дохода за период более длительный, чем один день. Подобным образом, как  утверждает Фридман, потребление за период продолжительностью в квартал  или год не планируется потребителем исключительно на основе дохода, полученного  в течение этого периода, скорее, здесь важен доход, получаемый за более длительное время.

     Фактически  М. Фридмен, пытаясь опровергнуть теорию потребления Кейнса, пришел к аналогичным выводам, т.к. потребление зависит от величины перманентного дохода; МРС больше нуля, но меньше единицы.

     Определенной  заслугой Фридмена можно считать то, что, рассматривая доход, он включил в него не только текущие денежные средства, но и элементы реального богатства, воплощенные в ценные бумаги, недвижимость, товары длительного пользования и т.д.,  отразил влияние ожидаемого уровня инфляции.

     Вместе  с тем Фридмен делает вывод, что попытки государства воздействовать на совокупный спрос за счет увеличения дохода населения не имеет эффекта в виду устойчивости функции потребления.

     Теория  перманентного дохода Фридмана получила дальнейшее развитие в теориях адаптивных и рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий утверждает, что субъекты ожидают, что в будущем их доходы будут такими же, как и в текущем периоде времени. Поэтому расходы на потребление является постоянной величиной, т.к. субъекты стремятся поддержать потребление на неизменном уровне. Если выяснится, что они ошиблись в своих ожиданиях и доход изменился, то субъекты признают свою ошибку, изменят свои потребительские расходы и в дальнейшем будут ориентироваться на новый уровень дохода и потребления.

     Теория  рациональных ожиданий утверждает, что потребители владеют полной информацией обо всех процессах, происходящих в экономике, понимают законы, по которым развивается экономика, всегда стремятся максимизировать свое благосостояние на основе этой информации. А раз так, то потребление субъекта будет стабильно, ориентировано на средний доход на протяжении всей жизни. Поэтому в начале своего жизненного пути они занимают деньги, рассчитывая вернуть долг в зрелом возрасте, когда доход увеличится.

     Подход  к потреблению с точки зрения концепции рациональных ожиданий имеет  значение не только для прогнозирования, но и для анализа того, как экономическая политика влияет на экономику. Если потребители ведут себя как это предсказывается гипотезой постоянного дохода и их ожидания рациональны, то только неожиданные изменения политики могут оказывать влияние на потребление, и только в том случае, если они меняют ожидания. Например, представим, что Конгресс США сегодня примет закон о повышении налогов, вступающий в силу со следующего года. В этом случае потребители получают новую информацию о своих доходах в течение жизни после принятия этого закона Конгрессом (или даже раньше, если такой исход голосования предвиделся). Эта весть заставляет потребителей пересмотреть свои ожидания и сократить потребление немедленно. В следующем же году, когда закон вступит в силу, потребление не изменится, поскольку новой информации не поступило.

     Итак, если потребители имеют рациональные ожидания политики, оказывают влияние на экономику не только своими действиями, но и через формирование у населения ожиданий таких действий. Однако непосредственно наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда и как изменения бюджетно-налоговой политики повлияют на совокупный спрос.

     Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок. Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла.

     Гипотеза  жизненного цикла рассматривает  индивидов так, как будто они  планируют свое поведение в отношении  потребления и сбережений на длительные периоды с намерением распределить свое потребление наилучшим образом  на весь период жизни.

     Мольдильяни сознательную жизнь человека разбил на два этапа:

      1. активная трудовая деятельность;
      2. пенсионный этап.

     Каждый  субъект стремится так организовать свое потребление, чтобы не допустить снижение уровня потребления на всем протяжении жизненного цикла. Поэтому в первом периоду часть дохода он сберегает, причем столько, чтобы потребление во втором периоде не снизилось. С учетом этого функция потребления Мольдильяни имеет вид: 
 
 

где , , – MPC соответствующих форм дохода;

 –  реальные богатства, которыми  располагает субъект; 

  – доход, который  получает в течении трудовой деятельности;

  – доход на  пенсии. 

     Таким образом, исследования современных экономистов показывают, что существуют два пути в определении потребления в будущем:

     1) использовать теорию жизненного  цикла или теорию перманентного  дохода. Сложность данных подходов  заключается в том, чтобы правильно  определить величину перманентного  дохода или продолжительность  жизни.

     2) уравнение функции потребления  Кейнса возможно использовать в краткосрочном периоде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ факторов формирования потребительского поведения 
 

     2.1 Полезность как основа выбора потребителя 
 

     Потребитель, приобретая различные товары, удовлетворяет  свои потребности. Каждый товар имеет  свою полезность. Каждый потребитель  стремиться максимизировать общее  количество полезности, которое он получает.  Оценка полезности связана  с некоторыми закономерностями процесса потребления.

     Во-первых, потребности человека постепенно насыщаются, т.е. удовлетворяются по мере того, как  используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Общая полезность экономического блага – это суммарная полезность всех составных частей потребляемого блага.

     Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребностей к полному происходит постепенно, т.е. интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно, полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна тоже убывать.  Полезность каждой дополнительной единицы блага называется предельной полезностью. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.

       Таким образом по мере увеличения блага в потреблении его предельная полезность падает, общая полезность возрастает, но темп роста замедляется и при насыщении потребности прекращается.

     Поэтому правило максимизации полезности означает уже не просто совпадение предельных полезностей благ, удовлетворяющих разные потребности, а совпадение предельных полезностей, приходящихся на одну денежную единицу стоимости соответствующих благ. Например, если предельные полезности двух потребляемых товаров равны, а цены их различаются, то потребитель не достигает максимизации полезности в потреблении этих благ. Более дешевого блага он должен купить больше, тогда выравниваются взвешенные по цене предельные полезности.

     Каждый  потребитель старается вести  себя на рынке рационально, то есть ему необходимо приобретать оптимальный  набор товаров.  Существуют два  подхода к определению равновесия потребителя: кардиналистский и ординалистский. Кардиналисты считают, что равновесие потребителя достигается, когда он сопоставляет предельную полезность каждого из купленных товаров и его цену. При этом соотношения предельных полезностей каждого из товаров к их цене должны быть пропорциональны. Математически это можно записать следующим образом: 

     , 

где , , , - предельные полезности каждого из товаров;

, , , - цены каждого из товаров. 

     Ординалисты при определении равновесия потребителя рассматривают кривую безразличия.

     Потребитель может заменять одно благо другим и сохранять одну и ту же суммарную  полезность. Такие наборы благ называют наборами безразличия, а кривую, соединяющую  все одинаковые по полезности наборы, - кривой безразличия (рис. 3).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3 – Кривые безразличия 

     Кривые  безразличия обладают следующими свойствами:

  • кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Если потребитель по каким-либо причинам теряет возможность потребления одного блага, то для сохранения полезности он может заменять его другим благом.
  • кривые безразличия вогнуты. Поскольку большинство благ не являются абсолютными субститутами, наращивание одного блага за счёт другого не происходит в одинаковых пропорциях, тангенс угла наклона касательной, проведённой к каждой точке на кривой безразличия, как правило, уменьшается.

Информация о работе Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях