Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать сущность потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике;
проанализировать факторы формирования потребительского поведения;
изучить потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике……………………………………………………………...5


Содержание категории «потребительское поведение»……………………..5


Кейнсианская модель потребления………………………………………….8


Развитие теории потребления………………………………………………12


2 Анализ факторов формирования потребительского поведения …...............17


2.1 Полезность как основа выбора потребителя………………………….……16


2.2 Выбор потребителя……………………………………………………….….20


2.3 Факторы экономического поведения………………………………………25


3 Потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития………………………………………………………………………......30


Заключение……………………………………………………………………….38


Список использованных источников…………………………….……………..40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 143.56 Кб (Скачать)

     Потребительский рынок – «зеркало» общественной экономики, где сочетаются экономические, финансовые, социальные, управленческие и другие взаимосвязи. Он является отражением и индивидуально-семейной экономики, её уровня и возможностей, сфокусированных  в конкретном потребительском поведении.

     Более года мировая и большинство национальных экономик находятся под влиянием продолжающегося финансово-экономического кризиса. Потребительский рынок  Республики Беларусь не стал исключением. Мировой кризис оказал отрицательное  влияние на социально-экономическое  развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы относительно 2008 года (темпы  роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы – 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

     Вместе  с тем благодаря своевременным  принятым антикризисным мерам и  применению гибкого государственного регулирования экономики темпы  падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К  концу 2009 года удалось приостановить  кризисные процессы и в целом  по экономике выйти на пусть и  не значительный, но прирост ВВП.

     Социально-потребительский  комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения  и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения  и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение  до населения товаров и услуг.

     Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации в январе-октябре 2010г. составил 56 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 16,6% по сравнению с январём-октябрём 2009 года (прогнозные параметры по темпам роста розничного товарооборота  по итогам января-октября 2010 г. выполняются  всеми областями и г. Минском). Розничный товарооборот торговли в январе-октябре 2010 г. Составил 53,4 трлн. рублей, или 117% к уровню января-октября 2009 г., организаций общественного питания – 2,6 трлн. рублей, или 109,6% (табл. 2). 

     Таблица 2 – Динамика общего объёма розничного товарооборота 

  В сопоставимых ценах, в % к
соответствующему  периоду предыдущего года
2009 г.  
I квартал  106
II квартал  101,6
I полугодие  103,6
III квартал  100,7
Январь-сентябрь 102,5
Октябрь 102,7
Январь-октябрь  102,5
IV квартал 105
Январь-декабрь  103,2
2010 г.  
I квартал  113,3
II квартал  116,4
I полугодие  115
III квартал 118,4
Январь-сентябрь 116,2
Октябрь 119,5
Январь-октябрь 116,6
 

     По  данным таблицы 2 можно составить  следующую диаграмму: 

     

     Рисунок 7 – Динамика общего объёма розничного товарооборота в сопоставимых ценах  в % к соответствующему периоду предыдущего года

     Доля  продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в январе-октябре 2010 г. составила 77,3%, в том числе  продовольственных товаров – 85,4%, непродовольственных – 66,4%.

     Розничный товарооборот организаций потребительской  кооперации в январе-октябре 2010 г. составил 5268,1 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 108% к уровню января-октября 2009 г.

     Организациями общественного питания в январе-октябре 2010 г. реализовано продукции на 2611 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 109,6% к уровню января-октября 2009 г.

     В январе-октябре 2010 г. организациями  общественного питания реализовано  продукции собственного производства на 2571,8 млрд. рублей, что составляет 98,5% в объеме розничного товарооборота  общественного питания.

     Динамика  розничного товарооборота продовольственных  и непродовольственных товаров  представлена данными в таблице 3 и рисунке 8. 

     Таблица 3 – Динамика розничного товарооборота  продовольственных и непродовольственных  товаров 

 
 
Продовольственные товары, в % к Непродовольственные товары, в % к
соответствующему  периоду предыдущего года соответствующему  периоду предыдущего года
2009 г.    
I квартал   101,7 110,8
II квартал   103,4 99,8
I полугодие  102,6 104,7
III квартал  103,4 98
Январь-сентябрь 102,9 102,1
Октябрь 106,3 99,5
Январь-октябрь  103,3 101,8
IV квартал  106,7 103,3
Январь-декабрь  103,9 102,5
2010 г.    
I квартал  113,6 113
II квартал  114,4 118,1
I полугодие  114 115,9
III квартал  115,3 121,6
Январь-сентябрь 114,5 118
Октябрь 115,5 123,3
Январь-октябрь  114,6 118,6
 

     

     Рисунок 8 – Динамика розничного товарооборота  продовольственных и непродовольственных  товаров в сопоставимых ценах  в % к соответствующему периоду предыдущего года 

     В структуре общего объема розничного товарооборота в январе-октябре 2010 г. удельный вес продовольственных  и непродовольственных товаров  составил 50%, в январе-октябре 2009 г. –  соответственно 51,4% и 48,6%.

     В январе-октябре 2010 г. населению продано  продовольственных товаров на 28 трлн. рублей (114,6% к уровню января-октября 2009 г.), непродовольственных товаров – на 28 трлн. рублей (118,6%).

     Торговыми организациями розничной торговли и общественного питания в  январе-октябре 2010 г. продано продовольственных  товаров на 23,4 трлн. рублей, или в  сопоставимых ценах 115,8% к уровню января-октября 2009 г.

     В январе-октябре 2010 г. на потребительском  рынке реализовано алкогольных  напитков и пива на 4967,6 млрд. рублей, что в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций  составляет 12%.

     Продажа ликероводочных изделий в январе-октябре 2010 г. По сравнению с январем-октябрем 2009 г. увеличилась на 30,9%, коньяка, включая коньячные напитки и бренди – на 24,6%, пива – на 22,7%.

     В январе-октябре 2010 г. поставка для г. Минска мяса и мясопродуктов

(в пересчете  на мясо) составила 130 тыс. тонн, или 103% к уровню января-октября  2009 г., молока и молокопродуктов  (в пересчете на молоко) –631,2 тыс.  тонн, или 112%.

     В январе-октябре 2010 г. торговыми организациями  продано непродовольственных товаров  на 17,9 трлн. рублей, что составило 64,1% от всей продажи непродовольственных  товаров. Реализация непродовольственных  товаров торговыми организациями  в январе-октябре 2010 г. по сравнению  с январем-октябрем 2009 г. возросла на 19,9%.

     В январе-сентябре 2010 г. общий объем  платных услуг населению, оказанных  через все каналы реализации, составил 11,2 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 109,4% к уровню января-сентября 2009 г.

     Не  обеспечено выполнение прогнозных показателей, установленных на 2010 год, по бытовым услугам, услугам образования и физической культуры и спорта [7].

     Наиболее  значимыми факторами, формирующими конечное потребление домохозяйств в белорусской экономике на современном  этапе развития, выступают: динамика и структура доходов населения; цены на потребительские товары и  услуги; обменный курс национальной валюты; объём потребительского кредитования; процентная ставка рефинансирования.

     Уровень потребления в Республике Беларусь (особенно в отношении малообеспеченных слоёв населения) по многим важнейшим  позициям отстаёт от нормативов, рациональных норм, мировых стандартов потребления. Кроме того, отмечается рост нерационального  потребления (в частности, алкогольных  напитков).

     Сложной остаётся также ситуация в производстве потребительских товаров. В числе  проблем потребительского сектора  промышленности можно назвать низкие темпы роста производства, невостребованность многих видов продукции на рынке и высокий уровень складских запасов на промышленных предприятиях и в торговле, низкая конкурентоспособность отечественных товаров. Особенно сложное положение сложилось в лёгкой, перерабатывающей отраслях промышленности, в производстве товаров для детей. 

     Основа  расширения внутреннего рынка потребительских  товаров и услуг – повышение  общего благосостояния населения за счёт роста реальных доходов. В современных  условиях уровень реальных денежных доходов населения оказывает  преимущественное влияние на масштабы и структуру потребительского спроса в стране, в то время как ценовой  фактор определяет наполнение товарных групп конкретными позициями (марками  продукции).

     Исследователя, занимающиеся проблемами оплаты труда, приходят к выводу, что в Республике Беларусь в настоящее время заработная плата перестаёт выполнять воспроизводственную  функцию. Отмечаются неадекватность заработной платы достигнутому уровню накопления человеческого капитала работников, разрыв в оплате труда по профессионально-квалификационным группам, сферам и отраслям экономики, в гендерном аспекте, преобладание в издержках производства затраты на сырьё и материалы над расходами на оплату труда.

     Активизации спроса может способствовать дальнейшее развитие потребительского кредитования, снижение региональной дифференциации в уровне потребления основных товаров  путём выравнивания жизненного уровня в больших, малых и средних  поселениях, развития инфраструктуры потребительского рынка в регионах.

     Для оптимизации структуры потребления  необходимо использовать широкий круг методов – экономических, административных, социально-психологических. В качестве конкретных инструментов регулирования  структуры личного потребления  можно выделить следующие: установление максимально допустимых цен на социально  значимые товары, минимально допустимого  уровня оплаты труда, минимальных и  рекомендуемых (рациональных) нормативов потребления отдельных товаров  и услуг; информирование населения  по вопросам рационализации потребления; социальная реклама.

     Со  стороны предложения наиболее значимой является задача наполнения товарных ресурсов продукцией преимущественно  отечественного производства. Простое  наращивание объёмов производства не может в должной мере устранить  проблему удовлетворения потребительского спроса. Лишь интенсивный путь развития промышленных предприятий и повышение  конкурентоспособности продукции  позволяет не только обеспечить внутренний рынок необходимыми товарными ресурсами, но и создать при этом условия  для роста экспортного потенциала.

     В стране уделяется повышенное внимание вопросам оптимизации импорта и  создания импортозаменяющих производств. Между тем анализ выполнения программ импортозамещения указывает на отсутствие пока ощутимого эффекта от их реализации.

     Стратегическим  направлением формирования товарных ресурсов в Республике Беларусь, по моему  мнению, является повышение качества и объёмов производства отечественных  товаров  и услуг за счёт обновления материально-технической базы при  проведении эффективной внешнеторговой политики.

     На  современном этапе отечественные  предприятия, производящие потребительские  товары, сталкиваются с трудностями  различного характера:

  1. невысокий реальный уровень квалификации управленческого персонала, отсутствие навыков и знаний в области современного управления предприятием (постановки систем внутреннего контроля, стратегического планирования, маркетинга, информации бизнес-процессов и т.д.);
  2. недостаток средств для проведения масштабных преобразований, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности;
  3. чрезмерный уровень регламентации деятельности субъектов хозяйствования, отсутствие достаточной свободы действий предприятий государственной и акционерной формы собственности, стремление к формальному выполнению плановых показателей, недостаточное внимание потребностям конечных потребителей и изучению спроса.

     Для решения этих и иных проблем можно  предложить следующие меры:

  1. изменение существующих принципов оплаты труда на отечественных предприятиях (например, отмена тарифной системы, повышение мотивации и стимулирование работников), что будет способствовать повышению эффективности труда, привлечению опытных специалистов и консультантов;
  2. создание стратегических альянсов. В современных условиях обострения конкуренции, бурного развития информационных систем чрезвычайно актуальным является вопрос стратегического взаимодействия предприятий, начиная от простого согласования планов сбыта и постановок и заканчивая слиянием компаний. Стратегический союз предполагает сотрудничество двух или более организаций, в ходе которого участники используют свои сильные стороны для достижения общих стратегических целей. Для белорусских предприятий такое стратегическое сотрудничество с известными мировыми производителями может помочь создать эффект масштаба, получить выход на новые рынки, открыть доступ к современным технологиям, загрузить избыточные мощности (по оценке специалистов НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь [8, с. 47], производственные мощности в стане загружены лишь на половину), использовать известное название, получить инвестиционные ресурсы. Такое сотрудничество возможно в телевизионной, пивоваренной отраслях, производстве продуктов питания.

Информация о работе Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях