Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 19:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение факторов формирования потребительского поведения людей в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность потребительского поведения индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике;
проанализировать факторы формирования потребительского поведения;
изучить потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Потребительское поведение индивидов и субъектов хозяйствования в рыночной экономике……………………………………………………………...5
Содержание категории «потребительское поведение»……………………..5
Кейнсианская модель потребления………………………………………….8
Развитие теории потребления………………………………………………12
2 Анализ факторов формирования потребительского поведения …...............17
2.1 Полезность как основа выбора потребителя………………………….……16
2.2 Выбор потребителя……………………………………………………….….20
2.3 Факторы экономического поведения………………………………………25
3 Потребительский рынок Республики Беларусь и перспективы его развития………………………………………………………………………......30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………….……………..40
Потребительский рынок – «зеркало» общественной экономики, где сочетаются экономические, финансовые, социальные, управленческие и другие взаимосвязи. Он является отражением и индивидуально-семейной экономики, её уровня и возможностей, сфокусированных в конкретном потребительском поведении.
Более
года мировая и большинство
Вместе с тем благодаря своевременным принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и не значительный, но прирост ВВП.
Социально-
Розничный
товарооборот, включая общественное
питание, через все каналы реализации
в январе-октябре 2010г. составил 56 трлн.
рублей, увеличившись в сопоставимых
ценах на 16,6% по сравнению с январём-октябрём
2009 года (прогнозные параметры по темпам
роста розничного товарооборота
по итогам января-октября 2010 г. выполняются
всеми областями и г. Минском). Розничный
товарооборот торговли в январе-октябре
2010 г. Составил 53,4 трлн. рублей, или 117% к
уровню января-октября 2009 г., организаций
общественного питания – 2,6 трлн. рублей,
или 109,6% (табл. 2).
Таблица
2 – Динамика общего объёма розничного
товарооборота
В сопоставимых ценах, в % к | |
соответствующему периоду предыдущего года | |
2009 г. | |
I квартал | 106 |
II квартал | 101,6 |
I полугодие | 103,6 |
III квартал | 100,7 |
Январь-сентябрь | 102,5 |
Октябрь | 102,7 |
Январь-октябрь | 102,5 |
IV квартал | 105 |
Январь-декабрь | 103,2 |
2010 г. | |
I квартал | 113,3 |
II квартал | 116,4 |
I полугодие | 115 |
III квартал | 118,4 |
Январь-сентябрь | 116,2 |
Октябрь | 119,5 |
Январь-октябрь | 116,6 |
По
данным таблицы 2 можно составить
следующую диаграмму:
Рисунок 7 – Динамика общего объёма розничного товарооборота в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года
Доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота в январе-октябре 2010 г. составила 77,3%, в том числе продовольственных товаров – 85,4%, непродовольственных – 66,4%.
Розничный товарооборот организаций потребительской кооперации в январе-октябре 2010 г. составил 5268,1 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 108% к уровню января-октября 2009 г.
Организациями общественного питания в январе-октябре 2010 г. реализовано продукции на 2611 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 109,6% к уровню января-октября 2009 г.
В
январе-октябре 2010 г. организациями
общественного питания
Динамика
розничного товарооборота
Таблица
3 – Динамика розничного товарооборота
продовольственных и
|
Продовольственные товары, в % к | Непродовольственные товары, в % к |
соответствующему периоду предыдущего года | соответствующему периоду предыдущего года | |
2009 г. | ||
I квартал | 101,7 | 110,8 |
II квартал | 103,4 | 99,8 |
I полугодие | 102,6 | 104,7 |
III квартал | 103,4 | 98 |
Январь-сентябрь | 102,9 | 102,1 |
Октябрь | 106,3 | 99,5 |
Январь-октябрь | 103,3 | 101,8 |
IV квартал | 106,7 | 103,3 |
Январь-декабрь | 103,9 | 102,5 |
2010 г. | ||
I квартал | 113,6 | 113 |
II квартал | 114,4 | 118,1 |
I полугодие | 114 | 115,9 |
III квартал | 115,3 | 121,6 |
Январь-сентябрь | 114,5 | 118 |
Октябрь | 115,5 | 123,3 |
Январь-октябрь | 114,6 | 118,6 |
Рисунок
8 – Динамика розничного товарооборота
продовольственных и
В структуре общего объема розничного товарооборота в январе-октябре 2010 г. удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров составил 50%, в январе-октябре 2009 г. – соответственно 51,4% и 48,6%.
В январе-октябре 2010 г. населению продано продовольственных товаров на 28 трлн. рублей (114,6% к уровню января-октября 2009 г.), непродовольственных товаров – на 28 трлн. рублей (118,6%).
Торговыми
организациями розничной
В январе-октябре 2010 г. на потребительском рынке реализовано алкогольных напитков и пива на 4967,6 млрд. рублей, что в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций составляет 12%.
Продажа ликероводочных изделий в январе-октябре 2010 г. По сравнению с январем-октябрем 2009 г. увеличилась на 30,9%, коньяка, включая коньячные напитки и бренди – на 24,6%, пива – на 22,7%.
В январе-октябре 2010 г. поставка для г. Минска мяса и мясопродуктов
(в пересчете на мясо) составила 130 тыс. тонн, или 103% к уровню января-октября 2009 г., молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) –631,2 тыс. тонн, или 112%.
В
январе-октябре 2010 г. торговыми организациями
продано непродовольственных
В январе-сентябре 2010 г. общий объем платных услуг населению, оказанных через все каналы реализации, составил 11,2 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 109,4% к уровню января-сентября 2009 г.
Не обеспечено выполнение прогнозных показателей, установленных на 2010 год, по бытовым услугам, услугам образования и физической культуры и спорта [7].
Наиболее значимыми факторами, формирующими конечное потребление домохозяйств в белорусской экономике на современном этапе развития, выступают: динамика и структура доходов населения; цены на потребительские товары и услуги; обменный курс национальной валюты; объём потребительского кредитования; процентная ставка рефинансирования.
Уровень потребления в Республике Беларусь (особенно в отношении малообеспеченных слоёв населения) по многим важнейшим позициям отстаёт от нормативов, рациональных норм, мировых стандартов потребления. Кроме того, отмечается рост нерационального потребления (в частности, алкогольных напитков).
Сложной остаётся также ситуация в производстве потребительских товаров. В числе проблем потребительского сектора промышленности можно назвать низкие темпы роста производства, невостребованность многих видов продукции на рынке и высокий уровень складских запасов на промышленных предприятиях и в торговле, низкая конкурентоспособность отечественных товаров. Особенно сложное положение сложилось в лёгкой, перерабатывающей отраслях промышленности, в производстве товаров для детей.
Основа
расширения внутреннего рынка
Исследователя,
занимающиеся проблемами оплаты труда,
приходят к выводу, что в Республике
Беларусь в настоящее время заработная
плата перестаёт выполнять
Активизации спроса может способствовать дальнейшее развитие потребительского кредитования, снижение региональной дифференциации в уровне потребления основных товаров путём выравнивания жизненного уровня в больших, малых и средних поселениях, развития инфраструктуры потребительского рынка в регионах.
Для
оптимизации структуры
Со
стороны предложения наиболее значимой
является задача наполнения товарных
ресурсов продукцией преимущественно
отечественного производства. Простое
наращивание объёмов
В стране уделяется повышенное внимание вопросам оптимизации импорта и создания импортозаменяющих производств. Между тем анализ выполнения программ импортозамещения указывает на отсутствие пока ощутимого эффекта от их реализации.
Стратегическим направлением формирования товарных ресурсов в Республике Беларусь, по моему мнению, является повышение качества и объёмов производства отечественных товаров и услуг за счёт обновления материально-технической базы при проведении эффективной внешнеторговой политики.
На
современном этапе
Для решения этих и иных проблем можно предложить следующие меры:
Информация о работе Факторы формирования потребительского поведения людей в современых условиях