Типологии поведения людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов…………………………………..5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………...стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе…………стр.
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………...стр.
Заключение………………………………………………………………..стр.
Список использованной литературы………………………………….стр.
Приложения……………………………………………………………….стр.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 78.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. Психологические  типы и поведение  человека в группе

1.1. Понятие психологических  типов…………………………………..5стр.

1.2. Классические типологии  поведения личности…………………..стр.

1.3. Факторы, влияющие  на поведение человека  в группе………...стр. 

Глава 2. Практическое исследование персонала в группе…………стр.

2.1. Характеристика исследуемой  группы……………………………стр.

2.2. Метод исследования  и его апробация  в группе…………………стр.

2.3. Результаты и выводы  исследования……………………………...стр. 

Заключение………………………………………………………………..стр.

Список  использованной литературы………………………………….стр.

Приложения……………………………………………………………….стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

             Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди  - знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. 

              Во всех этих случаях человек  взаимодействует с группой и  членами этой группы, каждый из  которых имеет свои индивидуальные  особенности: темпераментальные  характеристики, коммуникативные особенности,  свои собственные идеи, мысли,  взгляды. 

              Актуальность темы состоит в  том, что эффективность работы  организации и атмосфера группы  зависит от поведения. Поведение  человека  в группах и организациях  – основной фактор, влияющий на  поведение других в совместной  деятельности. А поскольку динамика  взаимоотношений достаточно сложна, то для понимания и управления  этими процессами необходимо  учитывать как свойство личности, занимающий определенный статус  и выполняющий определенную роль  в группе, содержание деятельности  и уровня организации группы, так и специфику других, более  широких социальных объединений.  Специалисты в области менеджмента  и психологии говорят о личности  по-разному. Психологи стремятся  видеть основные составляющие  личности и понять механизмы,  обеспечивающие организацию этих  составляющих и поведение человека. Наблюдая за поведением другого  человека, зная его темперамент,  можно предположить, как он будет  себя вести и выбирать подходящие  стратегии поведения. Также это  актуально в организациях, в социально-педагогическом  процессе, в семейной жизни, то  есть, в любой ситуации, где происходит  взаимодействие личности и группы. Все люди являются обладателями  психологического типа. Но многие  из нас не могут точно определить  ни названия, ни сущности, ни истинной  цены психологического богатства.

            Цель написания данной  курсовой  работы – рассмотрение классических  типологий поведения личности  в группе на конкретных примерах.

            Для реализации этой цели ставятся  и решаются следующие задачи:

1)Сбор, анализ и обобщение теоретического  материала

2)Структурировать   классические типологии поведения

3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе

4)Провести  исследование в группе

5)Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы

              Объектом исследования является студенты

              Курсовая работа состоит из  введения, двух глав, заключения, приложения  и использованной литературы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Психологические  типы и поведение  человека в группе

1.1. Понятие психологических  типов

               Типология личности - фундаментальная  проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

     Все психологические типологии можно  разбить на две большие группы: те, что классифицируют приобретенные  душевные качества, и те, которые  рассматривают качества врожденные.

     Большинство существующих типологий относятся  к первой группе — они описывают  скорее типы поведения или типы сложившегося характера, а типологий из второй группы — единицы. В этой главее разговор пойдет об одной из них  — самой интересной и самой  ценной в практическом приложении —  о теории психологических типов  Карла Юнга.

     Кому  из нас не знакомо чувство растерянности, когда не удается установить контакт  с некоторыми коллегами? И мы начинаем искать причины: анализируем свое поведение  в отношении сотрудника, присматриваемся  к его реакциям и положению  в коллективе1.

     Однако  в успешном взаимодействии с коллегами  важны не частности, а знание психологических  особенностей типов личности людей. Самая известная с древних времен классификация, основывается на динамических особенностях личности и представляет собой четыре типа темперамента людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

     Специалисты отмечают, что существует много параметров, по которым можно провести классификацию  типов сотрудников.

     При переустройстве всех сфер нашей жизни  — экономики, политики, культуры, —  когда приходится отказываться от большинства  устаревших понятий, кроме множества  различных дефицитов, обнаружился  еще один важнейший дефицит —  дефицит знания о человеке.

     Остававшиеся  долгие годы за бортом отечественной  психологии классические работы Уильяма  Джеймса, Зигмунда Фрейда, Карла Густава  Юнга послужили фундаментом для  западных исследователей, занимающихся проблемами управления. Люди, стоящие  у руля экономики США, Японии и  других промышленно развитых стран  поняли простую вещь: чтобы эффективно управлять, нужно знать главный  объект управления, то есть, человека.

     Понять  образ мыслей и мотивы поведения  человека — значит сделать шаг  к организации его труда гуманным, экономическим и рациональным путем, помочь ему самореализоваться. Каждый человек стремится реализовать  себя в этой жизни, успех — это  реализованные цели.

     Так что же такое типология?

     Разнообразны  психические особенности людей, изучаемые в  психологии. Однако все они – способности и  интеллект, темперамент и характер человека, черты его личности –  обладают общей фундаментальной  характеристикой, а именно: глубоко  индивидуальны. Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого.

     Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в  научной психологии различные стратегии  и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно  считать именно совокупность, набор  его психических свойств и  качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации  индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с  той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно  своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально  отличные друг от друга.

     Способы выделения классов или типов  индивидуальностей различаются  также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе  и обобщении конкретных опытных  данных. Как правило, эмпирическая классификация  индуктивно, путем закономерного  перехода от частных случаев к  общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей –  от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку и обоснование  полученных типов на эмпирическом материале.

     Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными  и практическими задачами ее изучения. В этой теме будут рассмотрены  три соответствующих им подхода, открытые в психологической науке  и прикладных областях.

     Первый  из них связан с поиском объективных  основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств  и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки  ее объяснения выходят здесь за пределы  собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

     Второй  подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные  сочетания индивидуальных психических  черт. Ведь знание о конкретных поведенческих  реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание  своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная  черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение  индивидуальных типов.

     Третий  подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит  в дедуктивном выделении принципов  построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь  возникает вопрос о том, почему эмпирически  определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при  отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические  особенности, типологические отличия  от индивидуальности других людей.

     Каждый  из названных подходов связан, главным  образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития.

     Теория  психологических типов утверждает, что каждый из нас обладает естественными  предпочтениями и что наш истинный психологический тип показывает, каким образом мы предпочитаем действовать  в различных ситуациях и в  какой обстановке чувствуем себя наиболее комфортно.

     Изучение  собственного психологического типа помогает узнать, почему некоторые сферы жизни  даются легко, а другие только после  упорной борьбы. Изучение психологических  типов окружающих помогает найти  наиболее эффективный способ общения  с ними и понимание того, в каких  сферах они проявляют себя лучше  всего2.

     Типология широко применяется. Она особенно примечательна  своей незаменимостью в областях личного роста и самосовершенствования. Изучение и применение теории психологических  типов может стать мощным и  полезным инструментом, если она используется в качестве инструмента познания, а не как метод заключения людей  в рамки или оправдания поведения.  
 
 
 
 
 
 

1.2. Классические типологии  поведения личности

                  Слово «темперамент» и разговор  о типах темперамента идет  от древнегреческого врача Гиппократа. Гиппократ объяснял темперамент,  как особенности поведения, преобладанием  в организме одного из «жизненных  соков» (четырёх элементов):

1) Преобладание  жёлтой желчи (холе, «желчь, яд»)  делает человека импульсивным, «горячим»  — холериком. 

2) Преобладание  лимфы (флегма, «мокрота») делает  человека спокойным и медлительным  — флегматиком. 

3) Преобладание  крови (сангвис, «кровь») делает  человека подвижным и весёлым  — сангвиником. 

4) Преобладание  чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная  желчь») делает человека грустным  и боязливым — меланхоликом.

Информация о работе Типологии поведения людей