Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов…………………………………..5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………...стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе…………стр.
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………...стр.
Заключение………………………………………………………………..стр.
Список использованной литературы………………………………….стр.
Приложения……………………………………………………………….стр.
«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой (интуиция и ощущение) должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума». И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».
Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим».
Таблица 1. Психологические типы К. Г. Юнга
Рациональные | Иррациональные | |
Экстраверты | Экстравертный мыслительный
тип
Экстравертный чувствующий тип |
Экстравертный ощущающий тип
Экстравертный интуитивный тип |
Интроверты | Интровертный мыслительный
тип
Интровертный чувствующий тип |
Интровертный ощущающий тип
Интровертный интуитивный тип |
Не следует
забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий
к какому-либо из типов личности, не станет
всегда проявлять типологические черты.
Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее,
легче поступать в соответствии со своим
психологическим типом. Каждый человек
успешнее в деятельности, свойственной
его типу личности, но он при желании имеет
полное право развивать в себе и применять
в жизни и в работе и свои слабые качества.
При этом необходимо знать, что такой путь
менее успешен и часто ведет к невротизации.
Юнг писал, что при попытках изменить тип
личности человек «становится невротическим,
и его излечение возможно только через
выявление естественно соответствующей
индивидууму установки».12
1.3.
Факторы, влияющие
на поведение человека
На поведение человека влияет
ряд факторов. Прежде всего, можно
отметить восприятие им
Восприятие
влияет на поведение личности не непосредственно,
а, преломляясь через
Расположение,
то есть положительное отношение
к кому-то или к чему-то основывается
на эмоциональных чувственных
Устойчивое
внутреннее расположение человека к
другим субъектам или явлениям, основанное
на их высокой индивидуальной оценке
может быть охарактеризована как
верование. Эта оценка бывает уже
не только эмоциональной, но и рациональной.
Основу
ценностей составляет осознанное отношение
к перечисленным выше моментам, причем
не только человека в отдельности, но
и коллектива. Поэтому ценности часто
приобретают самостоятельное по
отношению к отдельному субъекту
бытие. Для тех, кто их разделяет,
они служат стандартами, критериями,
с которыми сравниваются и с помощью
которых оцениваются как
К таким ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; заботу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, новаторству.
Устойчивая система верований и ценностей человека воплощается в принципах — определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике, например, справедливости, добросовестности и т.п.
В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутренне отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот — не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.
Каждая
личность обладает определенным уровнем
притязаний, характеризующим степень
трудности целей, к достижению которых
она стремится. Понятно, что для
различных людей уровень
Определяют
уровень притязаний, также пол
и возраст, например у мужчин и
молодежи он значительно выше, чем
у женщин и лиц старших возрастов.
Безусловно, речь здесь идет о неких
условных «среднестатистических» личностях,
поскольку в реальной жизни все
значительно сложнее. В то же время
связи между уровнем притязаний
и психологическими особенностями
личности не прослеживается.
Помимо перечисленных моментов на поведение работников влияют внешние факторы. Среди них необходимо назвать:
Круг
общения субъекта. Этот круг бывает
личным, включающим эмоциональные связи
и служебным, предопределяемым связями
должностными. На практике выделяется
круг ближайшего общения, куда входят
не более пяти человек, с которыми
можно обсуждать любые
При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум. В него, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные люди, желающие как можно скорее утвердиться в его глазах. Считается, что удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации руководителя в новом коллективе.
Роль характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли различаются способом получения (добровольно взятые или навязанные), направленностью, о которой мы уже говорили, степенью определенности, характеризуемой четкостью предъявляемых к ним требований, формализацией, эмоциональностью. Роль диктует правила поведения ее носителя и делает предсказуемыми поступки.
Роль должна быть понятной и приемлемой для человека, соответствовать его возможности и желанию идти навстречу окружающим, не ограничивать и не унижать людей. Ролевое поведение предполагает преломление ролевого ожидания, то есть того, что требуют окружающие, или, что намеревается делать сам индивид, через его характер личное истолкование роли. Но полностью замыкаться на своей роли человек не может, ибо этим ограничивает как свои возможности, так и возможности тех, кто с ним общается.
Статус это оценка окружающими личности данного субъекта и роли, исполняемой им, определяющая его реальное или ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида. Он бывает формальным и неформальным. Первый определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач; второй личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих: возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.
Генетически статус может быть естественным, связанным с происхождением индивида, или приобретенным, например профессионально-должностным, который в организациях считается базисным.
Статус
личности связан со служебным положением,
отражающим ее место в профессионально-
Статус
бывает формальным и неформальным.
Неформальный статус получил название
авторитет. Последний формируется
и поддерживается не только стихийно,
но и целенаправленно при помощи
различного рода мероприятий, ритуалов,
распространения
На практике
авторитету личности могут угрожать
сложные ситуации, в которые она
попадает, неблагоприятный морально-
Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.
Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций.
Здесь
может быть уход от ситуаций, в которых
проявляется его
В целом
выделяют три типа поведения людей
в организации: независимый, ориентирующийся
на руководство или лидерство, нейтральный
и зависимый, предполагающий подчинение.
Каждый тип характеризуется
Различное
соотношение этих моментов приводит
к тому, что для одних людей
необходимость определенного
Для других
руководство или подчинение внутренне
желательны, приносят определенное удовольствие.
У руководителей это
Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры, называемой совестью».