Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов…………………………………..5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………...стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе…………стр.
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………...стр.
Заключение………………………………………………………………..стр.
Список использованной литературы………………………………….стр.
Приложения……………………………………………………………….стр.
T- думание, логичность
F - чувствование
S - сенсорика
N - интуиция
J - рассудительность
P - импульсивность
Различные сочетания из трех последних пар предпочтений соответствуют типам темпераментам. Еще раз подчеркнем что понятие «темперамент» в понимании Д.Кейрси предполагает реализацию свойств личности, придающих неповторимое своеобразие всем проявлениям индивидуума, его индивидуальности и Самости.
Типы темперамента:
SJ - Эпиметей
SP - Дионисий
NT - Прометей
NF - Аполлон
Ниже дается краткое описание психологических характеристик этих типов темперамента.
1. SJ – Эпиметей («организатор») SJ - -хорошие организаторы, обладают высоким чувством ответственности, поддерживают иерархические отношения в организации, где им приходится работать. В действиях решительны и последовательны, во всем любят порядок. Питают слабость к составлению инструкций, наставлений, регламентов расписаний и правил, строго контролируют точность их выполнения.
SJ незаменимы в работе, требующей высокой точности и сосредоточенности. Могут одинаково успешно работать и в роли руководителя и в роли подчиненного.
Положительность качества:
Негативные качества:
2. SP – Дионисий («посредник»). SP – это реалист, практик, доверяющий опыту. Хорошо чувствует настоящее, окружающую среду, нарастающее напряжение в отношениях. Обладает посредническими талантом, способен тактично вмешиваться в конфликтные ситуации и предупреждать их.
Стремление к свободе –
В личной жизни SP живут «здесь и сейчас», не особенно ориентируюсь на конечный результат. Род занятий SP нередко связан с определенным риском. Это может быть вождение гоночного автомобиля, реактивного самолета, монтаж высоковольтных электрических линий, виртуозное исполнение различных трюков (каскадеры) и т.п.
Положительные качества:
Негативные качества:
3. NT – Прометей («провидец»). Для NT характерна ориентация на будущее. Ему свойственно заниматься анализом проблем и планированием, прогнозированием и разработкой перспектив развития организации. Чувствительность к интеллектуальному потенциалу людей, свойственная NT, способствует тому, что в организаци они становятся своего рода «генераторами идей».
Рутинная работа NT тяготит. Мелкие детали мало их интересуют, и доведение проектов они обычно поручают своим подчиненным, оставляя за собой контрольные функции. Эмоции NT, как правило, маловыразительны и со стороны они могут казаться черствыми и отстраненными. NT очень критичны как к своим , так и чужим недостаткам. Занимаясь стратегическим планированием и исследованиями, NT высоко ценят компетенцию. Если они убеждаются в чьей-либо компетенции, то им не нужны никакие дипломы, и наоборот, если они иного сотрудника, никакие дипломы здесь не помогут.
Положительные качества:
Негативные качества:
4. NF – Аполлон («катализатор групповой активности»). Из греческой мифологии известно, что Аполлон служил посредником между людьми и обитателями Олимпа. Ему были присущи все людские слабости и некотроый отблеск божественности.
Е. Емельянов, выступая на 13-м
Всемирном конгрессе по
Организационные решения NF чаще всего подвержены влиянию симпатий и антипатий, в результате чего они нередко попадаются в сложные ситуации между двумя противостоящими группировками(NT и SJ) вне зависимости от того, какая из этих группировок оказывается на Олимпе. NF стремится избежать дискомфортных отношений и в итоге запутываются в противоречиях.
Положительные качества:
Негативные качества:
В обощенном виде краткая характеристика типов темперамента, по Д.Кейрси, сводится к следующему:
Эпиметей: чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре общества.
Дионисий:
свобода, спонтанность реакций, стремление
следовать собственным
Прометей: дух научного поиска, стремление к власти над законами природы.
Аполлон:
стремление быть самим собой, иметь
ценность в собственных глазах.
11
Психологические типы К. Г. Юнга
Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:
Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту»
Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение»
В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип»
Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так:
Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на вне личных, логических, объективных критериях.
Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.
Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.
Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.
Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии»
Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа»
По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.
Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).
«Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему».
Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.
Иррациональное по Юнгу – это не что-то противо разумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.