Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов…………………………………..5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………...стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе…………стр.
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………...стр.
Заключение………………………………………………………………..стр.
Список использованной литературы………………………………….стр.
Приложения……………………………………………………………….стр.
Наконец,
для третьих руководство и
подчинение представляют собой осознанную
необходимость, в том числе вытекающую
из чувства долга. В этом случае они
имеют по-настоящему активный, творческий
характер, эффективны, результативны,
вносят большой вклад в формирование
личности.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе
2.1. Характеристика исследуемой группы
Исследуемая группа –
Группа активная, сплоченная, ведет
здоровый образ жизни.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
Анкетирование
дает возможность выявить
Для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик мы выбрали опросник Кейрси. Опросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой Ильин Е. П.
Опросник содержит четыре биполярные
шкалы, отображающие содержание восьми
психологических факторов темперамента
(в рамках теоретических представлений
К.Г. Юнга и его последователей). К
этим факторам (шкалам) относятся:
Опросник содержит
70 утверждений, 10 из которых относятся
к шкале экстраверсии-
Согласно представлениям
Д. Кейрси, экстраверты в общении
с людьми черпают энергию, всегда
готовы продолжить коммуникацию, в
то время как интровертам после
интенсивного общения необходимо уединиться,
обработать полученную информацию и, по
образному выражению автора, "подзарядить
батареи". Экстраверты в общей
популяции преобладают над
Для S-индивидов
(сенсориков) жизненный опыт и здравый
смысл являются критериями для принятия
решений. Поэтому сенсорный фактор
можно назвать "здравомыслием".
Таким людям чуждо
Люди, опирающиеся на T-фактор, при обработке информации и принятии решений (логики), считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям (чувственным) характерны субъективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала T-F - единственная, в которой отмечены половые различия.6 из 10 мужчин являются логиками, 6 из 10 женщин предпочитают полюс чувственности.
Люди с J-предпочтением
стремятся как можно раньше принять
определенное решение и затем
действовать уже в рамках конкретного
плана, последовательно прорабатывая
промежуточные этапы на пути достижения
перспективной цели. Их действия, в
принципе, предсказуемы. Р-индивиды пытаются
зарезервировать как можно
Д. Кейрси развил
и дополнил концепцию К.Г. Юнга с
учетом последних достижений как
когнитивно-бихевиоральной, так и
экзистенциально-
Подсчитывают баллы таким образом:
Если на вопросы 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64 преобладают ответы "а" - Вы экстраверт (E), ответы "б"- Вы интроверт (I).
Если на вопросы 2, 3, 9, 10, 16, 17, 23, 24, 30, 31, 37, 38, 44, 45, 51, 52, 58, 59, 65, 66 большинство ответов "а" - Вы сенсорный (S) тип, ответы "б" - Вы интуитивный (N).
Если на вопросы 4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26, 32, 33, 39, 40, 46, 47, 53, 54, 60, 61, 67, 68 преобладают ответы "а" - Вы мыслительный (T), ответы "б"- чувствующий (F) тип.
И наконец, если на вопросы 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28, 34, 35, 41, 42, 48, 49, 55, 56, 62, 63, 69, 70 у Вас преобладают ответы "а" - Вы решающий (J), ответы "б"- воспринимающий (P).
Получившийся
четырехбуквенный код (например, ENFP
или ISTJ) - это и есть тип.
2.3. Результаты и выводы исследования
Приняли участие 16 человек. Все ответили на вопросы честно и без пропусков. В итоге мы получили четыре буквы, которые свидетельствуют о принадлежности к вполне определенному типу темперамента и соответствующему психологическому портрету:
Тип
темперамента |
Психологический портрет | |||
Эпиметей | ISFJ | ISFP | INTJ | INFP |
Дионисий | ISTF | ISTP | INTP | INFJ |
Прометей | ESFJ | ESFP | ENTP | ENFP |
Аполлон | ESTJ | ESTP | ENTJ | ENFJ |
И в результате получили 16 комбинаций:
ESFJ – трое, ESXJ –двое, ENFJ – двое, ESTX -1 человек,XXFJ – 1, XSTJ –1, ESFX –1, ISTJ –1, IXTJ – 1, XSFX –1, XSFJ –1, ESXJ – 1.
Далее мы разделили комбинации на три группы:
Это ESFJ – трое человек, ENFJ – двое, ISTJ – 1. Из 16 человек только 6 человек относятся к определенному типу. Это:
ESFJ – Прометей. Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы.
ENFJ – Аполлон. Стремление быть самим собой, иметь ценность в собственных глазах.
ISTJ – Дионисий. Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным желаниям, импульсивность.
Это ESXJ – двое человек, ESTX – 1, XSTJ – 1, ESFX – 1, IXTJ -1, XSFJ -1, ESXJ -1.
3) Две
буквы комбинации отсутствуют.
Это также относится к
Заключение
Все люди являются
Человек, обладающий любым
В обощенном виде краткая характеристика типов темперамента, по Д.Кейрси, сводится к следующему:
Эпиметей: чувство долга, стремление занять достойное место в определенной социальной структуре общества.
Дионисий:
свобода, спонтанность реакций, стремление
следовать собственным
Прометей: дух научного поиска, стремление к власти над законами природы.
Аполлон:
стремление быть самим собой, иметь
ценность в собственных глазах.
Список использованной литературы
1.Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т.- СПб.: Речь, 2007. Т.1 - 416 с. Т.2 – 488 с.
2.Кишкель Е.Н. Социология и психология управления. М.:Высшая школа. 2005. 296 с.
3.Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. М. 2009. 472 с.
5. К.Г.Юнг, Психологические типы, СПб.: Азбука, 2001
6.Шапарь В.Б. Новейший
7.Большая психологическая
9. Психология индивидуальных
10.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., испр. И перераб.- СПб,2006. – 512с.
11. Айзенк Г.Ю. Структура
12. Олпорт Гордон В. Личность
в психологии – М, СПб, 2003 345с.