Типологии поведения людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение классических типологий поведения личности в группе на конкретных примерах.
Для реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
1)Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
2)Структурировать классические типологии поведения
3)Выявить факторы, влияющие на поведение человека в группе
4)Провести исследование в группе

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Психологические типы и поведение человека в группе
1.1. Понятие психологических типов…………………………………..5стр.
1.2. Классические типологии поведения личности…………………..стр.
1.3. Факторы, влияющие на поведение человека в группе………...стр.
Глава 2. Практическое исследование персонала в группе…………стр.
2.1. Характеристика исследуемой группы……………………………стр.
2.2. Метод исследования и его апробация в группе…………………стр.
2.3. Результаты и выводы исследования……………………………...стр.
Заключение………………………………………………………………..стр.
Список использованной литературы………………………………….стр.
Приложения……………………………………………………………….стр.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 78.49 Кб (Скачать)

Наконец, для третьих руководство и  подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они  имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны, вносят большой вклад в формирование личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое исследование персонала в группе

2.1. Характеристика исследуемой  группы

           Исследуемая группа –

           Группа активная, сплоченная, ведет  здоровый образ жизни. Старается  участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся институтом, также и университетом. В группе  староста – девушка. А также  есть и не формальный лидер. Группа предпочитает делать все вместе сообща. Каждое мнение члена группы очень важен. Поэтому если решаются какие-то проблемы, то сначала спрашивают мнение каждого. Потом и принимается решение. Помогают друг другу, если у одного из них не получилось. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Метод исследования  и его апробация  в группе

Метод анкетированияпсихологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование дает возможность выявить определенное тенденции и понять путь дальнейших, более глубоких психологических  исследований при помощи тестирования или экспериментирования. При помощи анкет исследователи получают информацию о больших группах людей путем  опроса небольшой части этих людей, составляющих репрезентативную (представительскую) выборку.13

Для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик мы выбрали опросник Кейрси. Опросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой Ильин Е. П.

 
Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений  К.Г. Юнга и его последователей). К  этим факторам (шкалам) относятся:

  • экстраверсия-интроверсия (Е-I, от англ. Extravertion-Intmvertion);
  • сенсорика-интуиция (S-N, от англ. Sensation-Intuition);
  • логичность-чувствование (T-F, от англ. Thinking-Feeling);
  • решение-восприятие (J-P, от англ. Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность).

Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся  к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности  в опроснике отсутствуют. Утверждения  следуют однородными группами по 7: первое относится к факторам Е-I, второе и третье - к факторам S-N, четвертое  и пятое - к факторам T-F, шестое и  седьмое - к факторам J-Р. Далее (с  каждой новой строки регистрационного бланка) указанная последовательность возобновляется. Каждое утверждение  имеет два варианта продолжения (обозначаемые а или b), один из которых  предлагается выбрать испытуемому. Таким образом, выявляются индивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах. Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива.

Согласно представлениям Д. Кейрси, экстраверты в общении  с людьми черпают энергию, всегда готовы продолжить коммуникацию, в  то время как интровертам после  интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию и, по образному выражению автора, "подзарядить  батареи". Экстраверты в общей  популяции преобладают над интровертами.

Для S-индивидов (сенсориков) жизненный опыт и здравый  смысл являются критериями для принятия решений. Поэтому сенсорный фактор можно назвать "здравомыслием". Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают "синицу в руках  журавлю в небе". Люди, относящиеся  к N-фактору (интуитивы), в принятии решений  опираются на внутренний голос, собственную  интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие, N-индивиды несколько преобладают над N-индивидами в различных случайных выборках.

Люди, опирающиеся  на T-фактор, при обработке информации и принятии решений (логики), считают  оправданным логичный, объективный  подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям (чувственным) характерны субъективизм, гуманность, они руководствуются  этическими категориями в большей  мере, чем категориями логическими. Шкала T-F - единственная, в которой  отмечены половые различия.6 из 10 мужчин являются логиками, 6 из 10 женщин предпочитают полюс чувственности.

Люди с J-предпочтением  стремятся как можно раньше принять  определенное решение и затем  действовать уже в рамках конкретного  плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы на пути достижения перспективной цели. Их действия, в  принципе, предсказуемы. Р-индивиды пытаются зарезервировать как можно больше возможных вариантов действий в  зависимости от обстоятельств. Ил свойственно  стремление собирать, воспринимать максимум информации до момента принятия решения. Поэтому их действия выглядят импульсивными. Возможные сочетания указанных  парных факторов дают возможность установить тип темперамента и функциональный портрет конкретного индивида.

Д. Кейрси развил и дополнил концепцию К.Г. Юнга с  учетом последних достижений как  когнитивно-бихевиоральной, так и  экзистенциально-гуманистической психологии. В результате он создал представление  о четырех интегральных типах  темперамента, различающихся по наиболее существенным и устойчивым психологический  характеристикам - от ценностно-мотивационной  структуры до наблюдаемого стиля  поведения. Автор выделяет четыре типа темперамента:

  • "Дионис" - сенсорно-импульсивный;
  • "Эпиметей" - сенсорно-планирующий;
  • "Аполлон" - интуитивно-чувственный;
  • "Прометей" - интуитивно-логический.

Подсчитывают  баллы таким образом:

Если на вопросы 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64  преобладают  ответы "а" - Вы экстраверт (E), ответы "б"- Вы интроверт (I).

Если на вопросы 2, 3, 9, 10, 16, 17, 23, 24, 30, 31, 37, 38, 44, 45, 51, 52, 58, 59, 65, 66 большинство ответов "а" - Вы сенсорный (S) тип, ответы "б" - Вы интуитивный (N).

Если на вопросы 4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26, 32, 33, 39, 40, 46, 47, 53, 54, 60, 61, 67, 68 преобладают ответы "а" - Вы мыслительный (T), ответы "б"- чувствующий (F) тип.

И наконец, если на вопросы 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28, 34, 35, 41, 42, 48, 49, 55, 56, 62, 63, 69, 70 у Вас преобладают  ответы "а" - Вы решающий (J), ответы "б"- воспринимающий (P).

Получившийся  четырехбуквенный код (например, ENFP или ISTJ) - это и есть тип. 
 
 
 
 
 

2.3. Результаты и выводы  исследования

Приняли участие 16 человек. Все ответили на вопросы  честно и без пропусков. В итоге  мы получили четыре буквы, которые свидетельствуют  о принадлежности к вполне определенному  типу темперамента и соответствующему психологическому портрету:

Тип

темперамента

                     Психологический портрет
Эпиметей    ISFJ     ISFP      INTJ       INFP
Дионисий    ISTF     ISTP      INTP       INFJ
Прометей    ESFJ     ESFP      ENTP       ENFP
Аполлон    ESTJ      ESTP      ENTJ       ENFJ
 

 И в результате  получили 16 комбинаций:

ESFJ – трое, ESXJ –двое, ENFJ – двое, ESTX -1 человек,XXFJ – 1, XSTJ –1, ESFX –1, ISTJ –1, IXTJ – 1, XSFX –1, XSFJ –1, ESXJ – 1.

Далее мы разделили  комбинации на три группы:

  1. Все буквы комбинации присутствуют. Это означает, что исследуемые относятся к определенному типу.

    Это ESFJ – трое человек, ENFJ – двое, ISTJ – 1. Из 16 человек только 6 человек относятся к определенному типу. Это:

    ESFJ – Прометей.  Дух научного поиска, стремление к власти над законами природы.

    ENFJ – Аполлон. Стремление быть самим собой, иметь ценность в собственных глазах.

    ISTJ – Дионисий. Свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным желаниям, импульсивность.

  1. Одна буква комбинации отсутствуют. Это будет свидетельствовать о том, что испытуемый относится к смешанным типам (психологическим портретам).

         Это ESXJ – двое человек, ESTX – 1, XSTJ – 1, ESFX – 1, IXTJ -1, XSFJ -1, ESXJ -1.

    3) Две  буквы комбинации отсутствуют.  Это также относится к смешанным  типам: XXFJ -1, XSFX -1. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение 

        Все люди являются обладателями  психологического типа. Но многие  из нас не могут точно определить  ни названия, ни сущности, ни истинной  цены психологического богатства.

        Человек, обладающий любым типом  темперамента, может быть способным  и не способным; тип темперамента  не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи  легче решаются человеком одного  типа темперамента, другие — другого.

      В обощенном виде краткая характеристика типов темперамента, по Д.Кейрси, сводится к следующему:

      Эпиметей: чувство долга, стремление занять достойное  место в определенной социальной структуре общества.

      Дионисий: свобода, спонтанность реакций, стремление следовать собственным желаниям, импульсивность.

      Прометей: дух научного поиска, стремление к  власти над законами природы.

      Аполлон: стремление быть самим собой, иметь  ценность в собственных глазах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

    1.Платонов  Ю.П. Психологические феномены  поведения персонала в группах  и организациях. В 2-х т.- СПб.: Речь, 2007. Т.1 - 416 с. Т.2 – 488 с. 

    2.Кишкель  Е.Н. Социология и психология  управления. М.:Высшая школа. 2005. 296 с.

    3.Тихонов  А.В. Социология управления. Теоретические  основы. М. 2009. 472 с.

    5. К.Г.Юнг,  Психологические типы, СПб.: Азбука, 2001       

      6.Шапарь В.Б. Новейший психологический  словарь. - Ростов      н/Д.:Феникс,2005.-808с

     7.Большая психологическая энциклопедия. - М.:Эксмо,2007. - 544с.

          9. Психология индивидуальных различий/Под  ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.  Романова.-М.:ЧеРо, 2003.-776с.

     10.Елисеев О.П. Практикум по  психологии личности. 2-е изд., испр. И перераб.- СПб,2006. – 512с.

     11. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. – СПб:2004 – 464с.

     12. Олпорт Гордон В. Личность  в психологии – М, СПб, 2003 345с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Типологии поведения людей