Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:08, реферат
Первый вопрос, который возникает, при прочтении темы к эссе, это: Что же такое Добрачное поведение? Добрачное поведение, а также выбор будущего супруга, являются отправной точкой для становления семейной ячейки, формирования стиля жизни, поведения в семье, взаимоотношений между будущими мужем и женой. Добрачное поведение – область социальной жизни, представление о котором складывается под воздействием обыденного опыта, оно подвержено влиянию социальных стереотипов. Каждый человек имеет свою точку зрения на добрачное поведение и считает ее единственно правильной для понимания добрачных отношений вообще.
Первый вопрос, который возникает, при прочтении темы к эссе, это: Что же такое Добрачное поведение? Добрачное поведение, а также выбор будущего супруга, являются отправной точкой для становления семейной ячейки, формирования стиля жизни, поведения в семье, взаимоотношений между будущими мужем и женой. Добрачное поведение – область социальной жизни, представление о котором складывается под воздействием обыденного опыта, оно подвержено влиянию социальных стереотипов. Каждый человек имеет свою точку зрения на добрачное поведение и считает ее единственно правильной для понимания добрачных отношений вообще. [1:263]
В добрачном поведении закладываются основы будущих семейных отношений, ценностных ориентаций супругов. Так как добрачное поведение предполагает общение двух полов (юноши и девушки, мужчины и женщины), то оно и зависит от того, что представляет собой каждый из субъектов отношения.
Л. И. Савинов предлагает следующую структуру добрачного поведения (см. схему 1)[2].
Добрачное
поведение более длительный процесс,
чем процесс выбора партнера. В
целом на добрачное поведение
молодого человека влияет определяющим
образом стиль родительских отношений
и атмосфера родительского
С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства людей. Дальнейший процесс развития личности человека, начиная с юношества, приобретает сугубо индивидуальные черты и во многом зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуации, в которых разворачивается общение и от его характера. И. В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни (см. схему 2)[3].
Вероятно, следует согласиться с Л. И. Савиновым, что в современных условиях действуют стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам относятся: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера.
Нестереотипные ценностные ориентации – это поведение, которое в данной культуре считается не общепризнанным, редко встречающимся и противоречащим традициям и обычаям общества. Конкретное их проявление – выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенное отличие от родительской семьи. У некоторых народов до сих пор нестереотипным считается выбор партнера из другого сословия, класса, национальности, вероисповедания и т. д. Подобные ориентации стали распространяться на этапе знакомств в среде молодежи и отражаться в мотивах ухаживания и взаимоотношений. Они в дальнейшем могут оказать влияние на развитие семейных и супружеских отношений, на характер поведения молодежи в брачно-семейных отношениях в целом.
В настоящее
время в науке приняты
Теория комплементарных (дополняющих) потребностей (Р. Уинч) объясняет выбор брачного партнера стремлением найти такого человека, который максимально мог бы удовлетворить потребности. В связи с этим будущие супруги должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга.
Инструментальная теория подбора супругов (Р. Сентерс) тоже основана на удовлетворении потребностей: человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.[4:2]
М. Абалакина считает, что выбор брачного партнера имеет три стадии:
1. Формирование первых впечатлений друг о друге.
2. Устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару.
3. Наступает после решения вступить в брак.
В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера. [5]
Обобщая сказанное, необходимо выделить некоторые функции добрачного периода:
– Формирование впечатлений друг о друге как о брачных партнерах, о потенциальных супругах.
– Накопление совместных переживаний и впечатлений.
– Более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров.
– Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.
– Принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником (избранницей).
Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем. Такими добрачными факторами являются:
– место и ситуация знакомства молодых людей;
– первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
– социально-демографические характеристики вступающих в брак;
– продолжительность периода ухаживания;
– инициатор брачного предложения (девушка, юноша, родители, другие);
– время обдумывания предложения;
– ситуация оформления брака;
– возраст будущей пары;
– родители и их отношение к браку своих детей;
– динамические и характерологические особенности супругов;
– отношения в семье с братьями, сестрами.
Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить особенности, которые выявляются на добрачной стадии:
– наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения и биологической совместимости, которая невозможна без определенной культуры интимных отношений;
– психологическая совместимость подразумевает душевный комфорт будущих супругов;
– духовная совместимость предполагает общность ценностных ориентаций: взгляды на жизнь у будущих супругов должны примерно совпадать;
– бытовая совместимость – способность одинаково понимать свои семейные обязанности и роли.
Если совпадают
хотя бы три из перечисленных граней
совместимости, то брак будет более
или менее благополучным. [6]
Сценарий своего первого знакомства.
На мой взгляд, не очень важно, где вы познакомитесь, кто вас познакомит, даже первое впечатление может оказаться неверным! Мне кажется, что самое важное, это узнать человека. Процесс «узнавания» может быть как быстрым, так и очень долгим. Нужно узнать, как этот человек относится к вещам, которые вы считаете очень важными и наоборот. Если вы не сможете смириться с странными хобби своей половинки, то из таких отношений ничего не выйдет.
Как
я представляю первое знакомство?
Хотелось бы, чтобы при первой встрече
со своей половинкой, сразу же возникла
симпатия! Хочется с первого взгляда
понять, что этот человек серьезно
относится к твоим чувствам и
чувствам окружающих. Так же мне
кажется, что лучшим вариантом будет
то, что у тебя с молодым человеком
будут общие друзья. Знакомство в
компании значительно упрощает ваше дальнейшее
общение. Молодой человек должен быть
обходительным и весёлым. Вот то, что должно
быть в моём первом знакомстве.
Список литературы: