Себестоимость турпродукта: факторы и условия ее определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ и изучение себестоимости турпродукта, факторы и условия ее определяющие.
Объектом исследования выступает туроператор Москвы массового направления.
В соответствии с целью, задачами дипломной работы будут следующие:
- изучение теоретических основ формирования себестоимости турпродукта;
- провести анализ себестоимости турпродукта на примере объекта исследования;
- разработать пути оптимизации себестоимости турпродукта.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования себестоимости турпродукта 6
1.1. Сущность и определение себестоимости турпродукта 6
1.2. Факторы, оказывающие влияние на себестоимость турпродукта 11
1.3. Пути оптимизации себестоимости турпродукта 23
Глава 2. Анализ себестоимости турпродукта на примере ООО "ХХХ" 34
2.1. Показатели себестоимости турпродукта на предприятии ООО "ХХХ" и факторы ее предопределяющие 34
2.2. Условия оптимизации себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 50
2.3. Влияние себестоимости турпродукта на прибыльность работы ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 56
Глава 3. Оптимизация себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 62
3.1. Мероприятия по оптимизации себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 62
3.2. Эффективность предлагаемых мер по оптимизации себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 71
Заключение 77
Список использованной литературы: 80

Файлы: 1 файл

Себестоимость турпродукта, факторы и условия ее определяющие.doc

— 604.00 Кб (Скачать)

При анализе себестоимости прежде всего необходимо дать общую оценку состояния затрат как в действующей оценке, так и в сопоставимой. Это сравнение проводится по уровню затрат на 1 рубль туристических услуг. Для анализа необходимо составить следующую аналитическую таблицу 2.2. Затраты на 1 рубль оказанных туристических услуг.

 

Таблица 2.2.

Затраты на 1 руб. туристических услуг  ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ

 

Показатели

За 2005 г в среднегод. ценах предыд. года

За 2006 г в среднегод. ценах предыд. года

Отклонение

(+,-)

1.Фактическая себестоимость  , тыс.руб.

882893

846500

-36393

2.Факт. объем оказанных услуг в отпускных ценах, тыс.руб.

37079

60086

23007

3.Затраты на 1 рубль  (п1:п2), тыс.

23,8

14,1

-9,7

4. Изменение затрат  на 1 рубль в отчет.году,

в % к пред. году

-

-0,68

 

 

Фактическая себестоимость за 2006 год в среднегодовых ценах предыдущего 2005 года – 846500 тыс.руб.

Фактический объем оказанных  туруслуг за 2006 год в среднегодовых ценах предыдущего 2005 года – 60086 тыс.руб.

Изменение затрат за отчетный год  в среднегодовых ценах предыдущего  года : (14,1-23,8)/14,1*100=-0,68%

Используя данные этой таблицы можно сделать вывод о том, что в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ произошло снижение затрат по сравнению с предыдущим годом как в фактически действующих ценах (-9,7%), так и в сопоставимых (-0,68%).

Несмотря на разницу в денежных оценках, из данных таблицы 2.2. видно, что темпы роста оказанных туруслуг выше темпов роста себестоимости на производство в сопоставимых ценах, что подтверждается следующим расчетом:

846500/882893*100=95,877- темп роста затрат

260086/37079*100=162,048% - темп роста оказанных туруслуг

Из расчетов видно, что в сопоставимых оценках темпы роста оказанных  туруслуг опережают темпы роста себестоимости, это и вызвало уменьшение затрат на 1 рубль на 9,7 руб.

Для выяснения причин изменения  затрат на 1 рубль оказанных туруслуг проведем подробный анализ себестоимости оказываемых услуг ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ.

Анализ себестоимости  работ, выполненных ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ

Себестоимость представляет собой денежное выражение затрат турфирмы на оказание туруслуг.

Главным экономическим  показателем любого предприятия является прибыль. Так как прибыль находится в прямой зависимости от себестоимости туруслуг, одной из важнейших задач работников турфирмы является снижение себестоимости туруслуг.

На ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ фактическую себестоимость определяют путем деления общей суммы фактических затрат, учтенных по дебету счета 20 «Основное производство» на количество оказанных туруслуг.

Таблица 2.3.

Динамика и структура  затрат на ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ

Статьи затрат

2005 г.

2006 г.

2006 г в % к 2005

Тыс.руб.

В % к итогу

Тыс.руб.

В % к итогу

Заработная плата водителей  с отчислениями на соц. нужды

292,1

23,7

333,3

21,9

62

Автомобильное топливо

267,6

21,7

300

19,8

62,4

Смазочные и прочие эксплуатационные материалы

44,9

3,6

4,6

0,3

9,0

Износ и ремонт автомобильной резины

51,2

4,2

29

1,9

31,9

ТО и эксплуатационный ремонт автомобилей

97,2

7,9

130

8,6

64,2

Амортизация

27142

14,0

36309

4,2

133,7

Общехозяйственные расходы

8760

4,51

18294

2,11

208,8

Итого

193872

100

864500

100

 

Себестоимость 10 т/км

20,9

*

23,5

 

210


 

Как видно из данных таблицы 2.3., сумма фактических затрат на туруслуги составила 1463,6 тыс. руб.  В структуре затрат в 2006 году преобладающее место занимают общехозяйственные расходы, затем идет топливо. Зная грузооборот (645,0 т/км), можем определить фактическую себестоимость 10т/км, которая равняется 23,5 руб. Наблюдается повышение себестоимости в 2006 году по сравнению с 2005 на 210%. Это объясняется, в первую очередь, непрерывным ростом инфляции.

Затраты на заработную плату в себестоимости туруслуг по своему удельному весу стоят на втором месте после материальных затрат, поэтому необходимо установить влияние расхода заработной платы на оказание туруслуг. Детальный анализ заработной платы проводится в анализе «Производительности труда и заработной платы», а здесь необходимо рассмотреть взаимосвязь затрат на заработную плату с общей суммой затрат на оказание туруслуг. Для анализа необходимо составить аналитическую таблицу 2.4.

Из таблицы 2.4. видно, что зарплатоемкость в целом увеличилась на 19,81 тыс.р., а по рабочим увеличилась на 28,11 тыс.р.

Одновременно с этим трудоемкость снизилась соответственно на 0,16чел./тыс.руб. , в том числе  по рабочим на 0,14 чел./тыс.руб. .

Из этого следует, что  затраты на оплату труда увеличились  из-за увеличения зарплатоемкости, в целом по персоналу на 19,81тыс. руб., в т.ч. по рабочим произошло увеличение затрат на 28.11 тыс. руб.

Таблица 2.4.

Взаимосвязь затрат на заработную плату с общей суммой затрат на оказание туруслуг на ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ

Показатели

2005 год

2006 год

Отклонение (+,-)

1.Объем оказания туруслуг тыс.р.

202014

924587

722573

2.ФОТ (фонд оплаты труда) ППП,  тыс.р.

3799,7

16416,6

12616,9

В т.ч. рабочих, тыс.р..

     

3.Число работников ППП, чел.

450

581

131

В т.ч. рабочих, чел.

371

428

57

4.Зарплатоемкость ППП, тыс.р.

8,44

28,25

19,81

В т.ч. рабочих, коп.

10,24

38,35

28,11

5.Трудоемкость

0,22

0,06

-0,16

В т.ч. рабочих

0,18

0,04

-0,14


 

Это могло произойти  под влиянием двух факторов:

  1. в связи с изменением трудоемкости услуг ;
  2. в связи с изменением средней з/платы.

Далее необходимо провести анализ влияния соотношений производительности труда и средней з/платы на себестоимость туруслуг.

Для анализа составим следующую аналитическую таблицу 2.5.

Как видно из таблицы 2.5., темпы роста производительности труда выше темпов роста средней з/платы. В связи с этим на предприятии имеет место снижение себестоимости оказаны услуг в доле затрат по заработной плате, размер которого определяется следующим образом: 106,02/354,48 *19,59=5,85%

Таблица 2.5.

Удельный вес фонда оплаты труда в себестоимости продукции на ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ

Показатели

2005 год

2006 год

%

1.Среднегодовая выработка  на 1-го работника ППП, тыс.руб.

448,9

1591,37

354,48

2.Среднегодовая з/плата  на 1-го работника ППП, тыс.руб.

8,3

8,8

106,02

3.ФОТ ППП, тыс.руб.

37997

164166

432,04

4.Численность ППП,  чел.

450

581

129,1

5.Себестоимость ТП, тыс.руб.

193872

864500

445,91

6.Удельный вес ФОТ  в себестоимости, %

19,59

18,98

-0,61


 

Комплексные статьи расходов в своем  составе содержат разнохарактерные затраты. В себестоимости услуг эти статьи составляют  от 15 до 30%, поэтому выявление резервов снижения себестоимости услуг за счет этих комплексных статей также немаловажно. К комплексным статьям расходов относят:

  1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
  2. Общепроизводственные расходы.
  3. Общехозяйственные расходы.

Анализ этих статей начинают с установления динамики этих расходов и сравнения  их с объемом производства. Для  анализа составим аналитическую  таблицу 2.6.

Таблица 2.6.

Анализ комплексных статей расхода ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ

Показатели

2005г

2006г

Отклонение

1.Расходы на содержание  и эксплуатацию оборуд., тыс.руб.

8441

16095

7654

в % к объему реализованных  услуг

11,0

10,8

-0,2

2.Общепроизводственные  расходы, тыс.руб.

4762

8464

+3702

в % к объему реализованных  услуг

6,2

5,7

-0,5

3. Общехозяйственные  расходы, тыс.руб.

8760

18294

+9534

в % к объему реализованных  услуг

11,5

12,3

+0,8

4.Всего расходов на  обслуживание производства и  управление, тыс.руб.

21963

42853

+20890

в % к объему реализованных услуг

28,7

28,8

+0,1

5.Рост объема тыс  руб производства, %

76414

100

148632

194,5

+72218

+94,5


 

Как видно из таблицы 2.6. в отчетном году произошло увеличение доли затрат расходов на обслуживание и управление производством на 0,1%, в т.ч. снизилась доля затрат на содержание и эксплуатацию оборудования на 0,2%; уменьшилась доля затрат общепроизводственного назначения на 0,5%; увеличилась доля затрат на общехозяйственные расходы на 0,8%.

Далее необходимо выяснить за счет чего произошло изменение затрат по этим статьям более детально.

Анализ данных таблицы 2.6. показывает, что затраты комплексных статей расхода прошлого года, пересчитанного на фактический выпуск отчетного года, оказались выше затрат отчетного года в действующих ценах. Объясняется это тем, что при низких объемах реализации услуг, которые были в предыдущем году, комплексные статьи затрат на единицу продукции были высоки и при пересчете на фактический выпуск отчетного года они дали значение выше фактических за анализируемый период.

Таким образом, за счет увеличения объемов реализации услуг себестоимость продукции отчетного года снизилась по комплексным статьям расхода на 4,3%

Произведем сравнение  между расчетом себестоимости туристско-экскурсионных  путевок  ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ традиционным способом и способом “директ-костинг”.

Таблица 2.7

Сравнение между  расчетом себестоимости туристско-экскурсионных  путевок  ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ традиционным способом и способом “директ-костинг”

Традиционным способом

Способом “директ-костинг”

Прямые расходы = 3275307 руб.

Условно-переменные расходы = 3275307+1200000=4475307 руб.

Косвенные расходы = 2160000 руб.

Условно-постоянные расходы = 960000 руб.

Формирование полной себестоимости  туристско-экскурсионных путевок  отчетного периода = 3275307+2160000=5435307 руб.

Формирование сокращенной  себестоимости туристско-экскурсионных  путевок отчетного периода = 4475307 руб.

Расчет себестоимости  одной туристско-экскурсионной путевки  отчетного периода = 5435307/25870=210 руб. (шт.)

Расчет себестоимости одной туристско-экскурсионной путевки отчетного периода = 44675307/25870=173 руб. (шт.)


Расчет себестоимости  туристско-экскурсионных путевок:

    1. относимой на реализацию продукции в отчетном периоде:

Традиционным способом

Способом “директ-костинг”

5435307/25870*20700=4349085 руб.

4475307/25870*20700=3580937 руб. 


  1. относимой на остаток готовой продукции на конец отчетного периода:

Традиционным способом

Способом “директ-костинг”

5435307-4349085=1086222 руб. 

4475307-3580937=894370 руб. 


Таким образом, выбор ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ рассмотренных  выше альтернативных способов учета позволит ему снизить себестоимость туристско-экскурсионных путевок.

Информация о работе Себестоимость турпродукта: факторы и условия ее определяющие