Факторы и резервы снижения себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы выступает освещение факторов и резервов снижения себестоимости продукции.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Освещаются факторы и резервы снижения себестоимости продукции.
2. Определяется экономия от снижения себестоимости и экономический эффект в результате внедрения новых технологий.

Оглавление

Введение 3
1. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции 5
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды 5
1.2. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие 7
1.3. Резервы снижения себестоимости продукции 9
2. Определение экономии от снижения себестоимости и экономического эффекта в результате внедрения новых технологий 17
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

1Экономика предприятия (вар. 5) кур.doc

— 220.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ,услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Получение наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Выявление резервов снижения себестоимости  должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

Наибольшая доля в затратах на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату и амортизационные отчисления.

Себестоимость продукции находится  во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Этим и определяется актуальность темы курсовой работы.

Целью данной работы выступает  освещение факторов и резервов снижения себестоимости продукции.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Освещаются факторы и резервы  снижения себестоимости продукции.

2. Определяется экономия от снижения себестоимости и экономический эффект в результате внедрения новых технологий.

1. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции

1.1. Сущность и значение себестоимости продукции  
как экономической категории и ее виды

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства [3, с. 204].

Себестоимость продукции – это обобщающий показатель, характеризующий все стороны хозяйственной деятельности.

Себестоимость продукции является не только экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. По величине и динамике данного показателя можно судить об уровне управления, планирования, организации труда, техническом уровне производства и т.д.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия [1, с.180];

- определение оптимальных размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие управленческих решений и др.

В себестоимости продукции находят свое выражение:

- снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (амортизационные отчисления);

- потребленные оборотные средства;

- доля живого труда и часть продукции для общества (соцстрах, пенсионный фонд и т.д.).

Затраты на производство продукции должны иметь тенденцию к снижению т.к. в этом случае создаются условия, позволяющие снизить цены на продукцию.

Поэтому при выборе стратегии поведения предприятия руководствуются следующим условием: производственная единица должна использовать такой процесс производства, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.

Различают следующие виды себестоимости:

- цеховая;

- производственная;

- полная.

Цеховая себестоимость представляет собой сумму всех затрат на изготовление продукции в данном цехе.

Производственная себестоимость включает все затраты на производство продукции в целом по предприятию, от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад, т.е. помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость – отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственныхрасходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В современных условиях роль и значение себестоимости продукции на предприятиях резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

- в появлении большей возможности для материального стимулирования работников, решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

- в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

- в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

- в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки [1, с.181-182].

Из всего сказанного вытекает очень  важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

1.2. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие

Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. На структуру себестоимости влияют следующие факторы:

1. Специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого, различают:

- трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции);

- материалоемкие (большая доля материальных затрат);

- фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости) [1, с.189].

2. Ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается.

3. Уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства.

4. Географическое местонахождение предприятия.

5. Инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита, (стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочей силы изменяется неадекватно по отношению к друг другу; опережение процесса выбытия основных фондов над процессом их ввода, - приводит к снижению доли амортизации; неоднократная переоценка основных средств не соответствует уровню инфляции; увеличение процентных ставок по кредитам значительно повышает плату за кредиты коммерческим банкам).

Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

- соотношение между живым и овеществленным трудом;

- доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

- соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь, для управления издержками на предприятии с целью их минимизации [1, с.190].

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе [1, с.180].

1.3. Резервы снижения себестоимости продукции

В последние годы в российской практике получает все большее применение планирование затрат на производство и реализацию продукции в разрезе переменных и постоянных затрат. Такое планирование позволяет выяснить зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от издержек и объема реализации продукции.

Переменные затраты – это такие затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства продукции. К ним можно отнести затраты на сырье и материалы, топливо, энергию на технологические цели, сдельную заработную плату, транспортные издержки и др.

Постоянные затраты – это такие затраты, которые не изменяются при изменении объема производства продукции за какой-то определенный период времени. Они включают амортизационные отчисления, проценты за кредит, заработную плату управленческих работников, административные расходы и прочет. Вместе с тем при существенном изменении объема производства постоянные затраты могут изменяться. Таким образом, постоянные затраты в данном случае переходят на новый уровень и сохраняются в относительно неизменной величине в течение определенного периода. Для характеристики данного периода используется понятие релевантного интервала изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина постоянных затрат остается неизменной [6].

Одни и те же виды затрат на производство продукции могут быть для одних  предприятий переменными, а для  других – постоянными. Примером таких затрат могут быть амортизационные отчисления по оборудованию. Если начисление амортизационных отчислений осуществляется линейным способом, то есть их величина которых не изменяется от периода к периоду, то это постоянные издержки. Если же, например, предприятие начисляет амортизационные отчисления пропорционально объему выпускаемой продукции в натуральном выражении, то в этом случае амортизационные отчисления переходят из постоянных издержек в разряд переменных. Аналогичная ситуация характерна для расходов на оплату труда. При сдельной оплате – это переменные затраты, при фиксированном окладе работника – постоянные.

Наряду с отмеченными видами затрат выделяют также смешанные, которые  состоят из постоянных и переменных частей. Примером таких затрат могут  быть почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования, арендная плата и др. Для обеспечения большей точности плановых показателей смешанные затраты необходимо разделять на постоянную и переменную части и учитывать соответственно в постоянных и переменных затратах.

Информация о работе Факторы и резервы снижения себестоимости продукции