Себестоимость турпродукта: факторы и условия ее определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ и изучение себестоимости турпродукта, факторы и условия ее определяющие.
Объектом исследования выступает туроператор Москвы массового направления.
В соответствии с целью, задачами дипломной работы будут следующие:
- изучение теоретических основ формирования себестоимости турпродукта;
- провести анализ себестоимости турпродукта на примере объекта исследования;
- разработать пути оптимизации себестоимости турпродукта.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования себестоимости турпродукта 6
1.1. Сущность и определение себестоимости турпродукта 6
1.2. Факторы, оказывающие влияние на себестоимость турпродукта 11
1.3. Пути оптимизации себестоимости турпродукта 23
Глава 2. Анализ себестоимости турпродукта на примере ООО "ХХХ" 34
2.1. Показатели себестоимости турпродукта на предприятии ООО "ХХХ" и факторы ее предопределяющие 34
2.2. Условия оптимизации себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 50
2.3. Влияние себестоимости турпродукта на прибыльность работы ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 56
Глава 3. Оптимизация себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 62
3.1. Мероприятия по оптимизации себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 62
3.2. Эффективность предлагаемых мер по оптимизации себестоимости турпродукта в ООО АЙ-БИ-ЭН ТРЕВЕЛ 71
Заключение 77
Список использованной литературы: 80

Файлы: 1 файл

Себестоимость турпродукта, факторы и условия ее определяющие.doc

— 604.00 Кб (Скачать)

- по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;

- по приобретению блока  мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный  или чартерный рейс;

- по размещению и проживанию у организаций, предоставляющих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;

10. прочие затраты и  платежи. 

Значительную долю стоимости  турпродукта занимают транспортные расходы, поэтому рассмотрим подробнее  отражение затрат у туроператора по приобретению авиабилетов. В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость турпродукта включают: затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на услуги туристам по транспортному обслуживанию (перевозке); затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров; затраты по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ; затраты по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный рейс.

1.2. Факторы, оказывающие  влияние на себестоимость турпродукта

Теория и практика отечественной системы калькулирования на предприятиях в условиях развивающихся рыночных преобразований нуждаются в совершенствовании. Рассмотрим первый, традиционный, способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Например, при затратах у туроператора по формированию и реализации турпродукта в размере 400 руб. и продажной цене туристской путевки 500 руб. прибыль от реализации одной путевки составит 100 руб.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это  система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта. Его суть состоит в ежемесячном определении полной фактической себестоимости турпродукта путем сбора всех затрат по формированию и реализации турпродукта на бухгалтерском счете 20 "Основное производство".

В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.

Рассмотрим калькулирование  себестоимости у туроператора, который  и формирует стоимость туристского  продукта. Объектом калькуляции будет  служить стоимость обслуживания группы туристов при групповом типе тура и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура.

В настоящее время  основная часть потока туристов состоит  из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы.

При этом обычно предоставляется  скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции - до 10 %, по срокам и продолжительности - до 5 %, в зависимости от продолжительности  проживания туристов в гостиничном  предприятии - до 10 %.

С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, в других местах пребывания туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламирует таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристского обслуживания. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20 %.

На стоимость путевки  влияет фактор количества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены  либо определенные виды услуг по его  выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour).

При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных.

Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки.

Клиентам сообщается паушальная (общая) цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг.

При расчете стоимости инклюзив-тура фирма учитывает стоимость туристских услуг и собственные затраты на содержание аппарата фирмы, издержки на рекламу и определенную прибыль. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив-тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем при индивидуальной поездке без помощи турфирмы с таким же комплектом и уровнем услуг.

Пэкидж-туры предлагают предоставление клиенту полного комплекта услуг, которые, однако, могут и не включать транспортные расходы. Организуются пэкидж-туры по определенной, заранее рекламируемой программе.

Структура туров варьируется  в зависимости от страны, состава  туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества услуг.

Калькуляция составляется плановая (предварительная) и фактическая (последующая, отчетная). Калькуляцию рекомендуется оформлять в виде представленного ниже документа (табл. 1.2).

Таблица 1.2.

Калькуляция на группу ________человек  
по маршруту_______________  

Наименование калькуляционных  статей

Показатели

в %

в стоимостном выражении

 
1. Страховка 
2. Визы 
3. Транспорт 
4. Проживание 
5. Питание 
6. Экскурсионное обслуживание

   

 
Итого прямых затрат

   

 
7. Косвенные расходы туроператора

*

 

 
Затраты по сбыту и реализации

   

 
Полная себестоимость

   

 
Налоги

*

 

 
Прибыль

*

 

 
Стоимость обслуживания группы

   

 
Стоимость (цена) одной туристской путевки

   

 
* - значение показателей  в процентах.  

Многие посольства выдают визу только при наличии страхового полиса, который является гарантией  оплаты медицинских услуг. Поэтому  при организации туров туристские фирмы сотрудничают со страховыми компаниями.

Страховой взнос входит в стоимость путевки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются:

- на условиях посольств,  которые могут определить минимальную величину страховой суммы;

- сроке поездки; 

- количестве человек  в группе (возможны скидки от 5 до 20 %);

- возрасте (старше 60 лет  страховая сумма может быть  увеличена в два раза).

В настоящее  время можно выделить следующие  факторы, оказывающие влияние на себестоимость турпродукта.  Современный туристский рынок выполняет следующие специфические функции:

  • Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которая отражается по средствам взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.
  • Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется по средствам сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещения затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
  • Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

Туристский рынок  имеет свои специфические особенности:

  • Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.
  • При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
  • На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.
  • Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.
  • На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

Как и все  другие рынки, туристский рынок функционирует  в соответствии с законом спроса и предложения.

Туристский спрос  – подтвержденные платежеспособностью  туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно  может приобрести при существующих ценах.

Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального развития этой страны. Кроме этого на потребительский спрос оказывают влияние следующие факторы:

  • Демографический;
  • Географические и климатические условия;
  • Политическая и экономическая стабильность государства;
  • Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта  и социального слоя, к которому относятся потребители.

В соответствии со спросом на рынке возникает  предложение в туризме – разнообразное  количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

Между спросом  и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает  отношение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.

На туристском рынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны происходит удовлетворение интересов производителя туристского продукта и его потребителя, а с другой стороны – создаются условия для поступательного развития туристской индустрии.

Туристский рынок  характеризуется такими показателями, как емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации туристского продукта.

Емкость туристского рынка  – способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться.

На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег  и туристского продукта, которые  движутся навстречу друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

Туристский кругооборот  – это система экономических  отношений, в рамках которой совершается  процесс превращения услуг в  деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского  продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Предложение туристских услуг  формируется на основе выявленных в  результате исследований приоритетов, которые касаются направлений и  видов туризма.

Сезонные колебания также  влияют на туристский спрос. неравномерность  туристского потока оценивается  через соответствующий коэффициент (Кн):

Где Нмакс – число ночевок в месяц максимального туристского потока;

Нсм – среднемесячное число  ночевок.

Численные значения коэффициента использования вместимости (Кв) подсчитываются по формуле: ,

Где Нк – число ночевок (человеко-дней);

Ркм – число мест в гостиничном  предприятии (койко-мест).

Безубыточность  функционирования гостиничного предприятия  определяется по критической точке  равенства доходов и расходов (Ккт):

Где Рп – средние  условно-постоянные расходы на 1 место;

Цт – тариф на 1 ночевку 1 человека;

Рт – условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.

Функционирование предприятия с прибылью возможно, если Кв Ккт. Туристские операторы и оптовые турагенства образуют свой доход в результате различий оптовых цен на туристские услуги на мировом и на внутреннем рынках. Разность между этими ценами составляет маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Туристские агентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок.

Информация о работе Себестоимость турпродукта: факторы и условия ее определяющие