Оптимизация затрат на предприятии ОАО "Белшина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии ОАО «Белшина».
Задачи исследования. Поставленная цель, предопределили решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение затрат на предприятии;
провести вертикальный и горизонтальный анализ затрат на предприятии ОАО «Белшина»;
повести анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии ОАО «Белшина»;
провести анализ финансовых результатов ОАО «Белшина»;
сформулировать рекомендации по оптимизации состава и структуры затрат на предприятии ОАО «Белшина».

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 224.12 Кб (Скачать)

Цели системы управления затратами рассматриваются в  системе целей организации,  которые  могут различаться:

1. по содержанию: производственные, социальные, экономические, научно-технические;

2. по времени реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

3. по виду управления: стратегические, тактические, оперативные; 

4. по значению: цели функционирования, развития организации и т. п. (могут быть выражены через  одну глобальную цель, ибо предприятие  является многоцелевой системой).

Таким образом, система управления затратами - это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты  организации, а субъект управления затратами - управляющая система.

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СОСТАВА  И СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Общая организационно-экономическая  характеристика ОАО «Белшина»

 

 

Открытое акционерное  общество «Белшина» - один из крупнейших производителей шин на территории СНГ и Европы.

ОАО «Белшина» выпускает шины для легковых, грузовых и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов и сельскохозяйственных машин, для строительно-дорожной и подъемно-транспортной техники, осуществляет восстановительный ремонт шин методом холодной вулканизации.

Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом  с государственной формой собственности, имеет самостоятельный баланс и  печать. Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.

Занимаемая площадь - 173,6 гектара земли, из них 104 га застроенных площадей. Численность работающих в апреле 2011 года составила 13 138 человека. В состав предприятия входят три шинных завода, механический завод, ремонтное производство, а также объекты непромышленной сферы.

Завод крупногабаритных шин  специализируется на выпуске шин  для автосамосвалов большой грузоподъемности, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, тракторов, прицепов и сельскохозяйственной техники.

Завод массовых шин выпускает  шины для грузовых автомобилей семейства  МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, автобусов, сельскохозяйственной техники, а также для легковых автомобилей ВАЗ, «Москвич», «Волга»  и практически всех видов импортных  легковых автомобилей.

Завод сверхкрупногабаритных шин – единственный завод среди шинных заводов стран СНГ, на котором освоено производство шин для автосамосвалов повышенной грузоподъемности, эксплуатирующихся в карьерах горнодобывающей промышленности.

Механический завод изготавливает  сборочное оборудование, запасные части  к нему, пресс-формы для вулканизации покрышек, камер, диафрагм и другую технологическую оснастку, а также  осуществляет капитальные ремонты  оборудования шинных заводов.

Ремонтное производство - осуществляет капитальный ремонт оборудования.

Общество является лидером  среди шинных заводов стран СНГ  по производству шин для автомобилей большой грузоподъемности. Белорусские шины, эксплуатирующиеся на автосамосвалах грузоподъемностью от 25 до 180 тонн, завоевали высокую репутацию в горнорудных карьерах стран ближнего и дальнего зарубежья.

Предприятие выпускает широкий  ассортимент шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Осваивается производство радиальных цельнометаллокордных шин (с металлокордом в каркасе и брекере), предназначенных для городских автобусов и карьерных автосамосвалов. Радиальные цельнометаллокордные шины широко используются для автофургонов производства западных компаний «MAN», «Volvo», «Scania», «Mercedes».

В своей деятельности Общество ориентировано  на массовый выпуск качественной шинной продукции, отвечающей всем требованиям  безопасности, комфорта и экономичности, соответствующей международным  стандартам и способной удовлетворить  запросы широкого круга потребителей. К тому же ассортимент выпускаемой  на предприятии продукции постоянно  обновляется в соответствии с  требованиями рынка. С 2007г. по 2009г. было освоено и выпущено 15 новых типоразмеров шин, которые приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 ─ Освоенные типоразмеры шин ОАО «Белшина»

2008 год

2009 год

2010 год

размер

шины

модель

размер

шины

модель

размер

шины

модель

29.5/75R25

Бел-32

205/65R15

Бел-123

28.1R26

Бел-44

235/75R17.5

Бел-96

295/80R22.5

Бел-118

520/70R38

Бел-111

275/70R22.5

Бел-108

525/70R21

Бел-66А

195/65R15

Бел-81

26.5-25

Бел-10М

-

-

480/70R30

Бел-129

185/70R14

Бел-113

-

-

580/70R42

Бел-126

-

-

-

-

175/70R13

Бел-127

-

-

-

-

275/70R22.5

Бел-108М


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Основными потребителями  продукции ОАО «Белшина» на территории Республики Беларусь являются предприятия Министерства промышленности РБ - ПО «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», «МЗКТ», РУП «Гомсельмаш», ОАО «Могилевтрансмаш», ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Амкадор» и многочисленные автохозяйства нашей страны.

Крупнейшим внешнеторговым партнером ОАО «Белшина» является Россия, на долю которой приходится 38,4 % от реализации продукции на экспорт.

Из других стран СНГ  наибольший объем продаж осуществляется в Украину (9,9 %) и Казахстан (6,1 %).

Объём экспортных поставок ОАО «Белшина» представлен в        приложении А. Из данных приложения видно, что темп роста экспорта в 2010 году составил 115,4 %, а в 2011 году  133,8 %.

Условно рынки сбыта ОАО  «Белшина» можно подразделить на 5 сегментов:

    1. Первичная комплектация внутреннего рынка РБ (МАЗ, МТЗ, БелАз, МЗКТ, «Могилевтрансмаш», «Гомсельмаш», «Бобруйскагромаш» и др.);
    2. Вторичная комплектация внутреннего рынка РБ (автотранспортные предприятия, предприятия АПК и др.);
    3. Первичная комплектация рынка СНГ («АвтоВаз», «Россельмаш», «Кировский тракторный завод», и др.);
    4. Вторичная комплектация рынка СНГ;
    5. Вторичная комплектация рынков дальнего зарубежья.

ОАО «Белшина» осуществляет реализацию продукции как через собственные торговые организации (объем реализации в 2011 году в РФ составил 56 955,4 тыс. долл., в страны СНГ 63 045,2 тыс. долл.), так и через товаропроводящую сеть концерна «Белнефтехим» (объем реализации в 2011 году составил 67 813,2 тыс. долл.).

Страны дальнего зарубежья  являются одним из приоритетных направлений  предприятия в области реализации. ОАО «Белшина» прилагает все усилия, направленные на закрепление «позиций» на данном рынке:

  • завоевание новых рынков сбыта (в результате маркетинговых исследований, участия в международных выставках и рекламных компаниях);
  • усовершенствование технологического процесса (использование импортных пресс-форм в производстве шин);
  • увеличение объема экспорта за счет улучшения качества продукции;
  • расширение ассортимента шин, поставляемых на рынки дальнего зарубежья для увеличения валютных средств;
  • реализация экспортоориентированных инвестиционных проектов;
  • информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности.

Технология производства шин представляет собой сложный процесс, требующий  больших затрат времени и денег, а также наличия достаточного количества сырья, необходимого для  изготовления шин высокого качества.

Для организации производственного  процесса выпуска шин предприятию  требуется порядка 200 сырьевых компонентов, из них в Республике Беларусь производятся 23. Более 70,0 % от объема потребности  Обществом импортируются. И здесь несомненным лидером по-прежнему остается Российская Федерация, предприятия которой поставляют на ОАО «Белшина» синтетический каучук, технический углерод, химикаты, технические ткани, а также оборудование и оснастку. Для производства качественных шин комбинат ежемесячно тратит на сырье 8,4 млрд долларов США.

По плану внутриотраслевой кооперации закупаются следующие виды сырья: это капроновые и вискозные  корда, АДМТ, ПЭВД, битум, масла, бензины, дизтопливо, оксален, синтетический каучук, натуральный каучук, технический углерод.

За последние три года предприятие произвело и реализовало  следующий объём продукции, представленный в таблице 2.

Из данных таблицы видно, что  показатели 2010 года по сравнению  с 2009 годом имеют положительную  динамику, кроме чистой прибыли ( в 2010 году она снизилась по сравнению с 2009 г. на 17,8%), чего не наблюдается в сравнении с показателями  2011 г. В 2011 году возрос объем производства на 5,9 % по сравнению с предыдущим годом за счет расширения ассортимента продукции.  Остальные показатели таблицы за 2011 г. не имеют положительной динамики по сравнению с 2010 г., а именно: выручка от реализации продукции снизилась на 6,9%, прибыль от реализации продукции уменьшилась на 44 %, себестоимость продукции снизилась на 0,5 %, чистой прибыли получено на 42 % меньше, что негативно отразилось на деятельности предприятия в целом.

 

Таблица 2.2 ─ Показатели деятельности предприятия ОАО «Белшина»

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Откл.

(2011/2010)

Откл. (2010/2009)

Объем производства,

тыс.шт.

3563,43

4 792,43

5 072,81

280,38

1 228,99

в том числе:

         

Объем производства ЗМШ, тыс. шт.

3 252,39

4 934,01

4 702,11

-231,9

1681,62

Объем производства ЗКГШ, шт.

285 934

379 189

355118

-24071

93255

Объем производства ЗСКГШ, шт.

25 110

19 228

15 583

-3645

-5882

Выручка от реализации продукции, млн руб

1 276272

1 790 416

1 666 839

-123 577

514 144

Прибыль от реализации продукции, млн руб.

284 143

376 067

210360

-165 707

91 924

Себестоимость продукции, млн руб.

893 957

1 218 379

1 212 593

-5 786

324 422

Чистая прибыль,

млн руб.

172 382

141 715

81556

-60 159

-30 667


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

Снижение основных показателей  деятельности предприятия за 2009 год  обусловлено  уменьшением рынков сбыта продукции, увеличением цен  на закупку сырья, увеличением цен  на энергоносители и нестабильностью  мировой экономики этого года.

ОАО «Белшина» внесено в государственный реестр предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, и в реестр участников внешнеэкономических связей. Больше 90 % акций предприятия сосредоточено в руках государства. Белорусский шинный комбинат занимает доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.

Согласно, Постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2003г. №237 «Об уровне рентабельности товаров организации, включенных в  государственный реестр хозяйственных  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках», утвержден предельный уровень рентабельности для предприятий  химической и нефтехимической промышленности в размере 25 % к себестоимости.

На ОАО «Белшина» предельный уровень рентабельности 25 % установлен для рынка РБ по группе шин для грузовых автомобилей и сельхозмашин (кроме крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин) и по группе шин для легковых автомобилей.

Специалистами ОАО «Белшина» выполняются опытно-конструкторские работы по разработке технических проектов и освоению новых типоразмеров шин. Инженеры-конструкторы разрабатывают конструкторскую документацию на пресс-формы для вулканизации покрышек. С целью улучшения качества собранных покрышек смонтированы и приняты в промышленную эксплуатацию агрегаты для наложения протектора сверхкрупногабаритных покрышек методом навивки горячей узкой профилированной резиновой лентой. Особенностью агрегата является то, что он оснащен червячной машиной холодного питания и входящее в его состав лентообразователь-аппликатор и приводная станция работают в автоматическом режиме, осуществляемом при помощи микропроцессорного программного и управляющего устройства МПУУ.

 Инженеры-программисты  работают над созданием собственного  программного обеспечения  «САПР-шина»  с использованием закупленных  лицензионных программных продуктов  Solid Works и MSС PATRAN @ MARK@MENTAT, а также разрабатывают собственные программы на базе Solid Works для автоматизации проектирования конструкторской документации на шину.

В соответствии со стратегией развития, обществом разработана  и реализуется Программа перспективного развития на период до 2012 года. Цель настоящей  Программы: увеличение объемов производства высококачественной продукции, не уступающей зарубежным аналогам, а также проведение технического перевооружения с внедрением эффективного технологического оборудования и получения устойчивой прибыли для дальнейшего развития предприятия.

Информация о работе Оптимизация затрат на предприятии ОАО "Белшина"