Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка и управление затратами организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы по данной проблеме;
- дать краткую организационно-производственную характеристику анализируемого предприятия;
Введение
1. Теоретические основы оценки и управления затратами организации
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
3. Оценка и управление затратами предприятия
3.1 Анализ состава и динамики затрат
3.2 Анализ безубыточности
4. Пути совершенствования затратами и контроль
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание
Введение 1. Теоретические основы оценки и управления затратами организации 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 3. Оценка и управление затратами предприятия 3.1 Анализ состава и динамики затрат 3.2 Анализ безубыточности 4. Пути совершенствования затратами и контроль Заключение Список литературы Приложения
| 3 5
15 27 27 30 35 41 44 46
|
Введение
Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой:
Затраты – Объем производства – Прибыль.
Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе директ-костинг, значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной экономике.
Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» обеспечивает руководство информацией, используемой для управления затратами, планирования прибыли, выработки политики продаж и принятия краткосрочных управленческих решений.
Целью данной курсовой работы является оценка и управление затратами организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы по данной проблеме;
- дать краткую организационно-
- провести анализ безубыточности;
- предложить пути совершенствования управления затратами на анализируемом предприятии.
В качестве объекта исследования выбрано Свечинское потребительское общество, созданное Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» по решению его членов (пайщиков). Основными видами деятельности предприятия являются: торговое обслуживание, общественное питание, заготовительная и производственная деятельность.
Методической и теоретической основой при написании работы послужили работы ученых, связанных с изучением рассматриваемой проблемы. Источником информации по конкретному предприятию являются данные учетных регистров, производственных отчетов, отчетности организации (форма №1 Бухгалтерский баланс, форма №2 Отчет о прибылях и убытках), бухгалтерские справки.
Выполнение работы основано на применении различных методов, в том числе монографического, а также анализа. Использованные приемы экономического анализа включают вертикальный, факторный, графический, способ табличного отражения данных, балансовый.
Периодом исследования для рассмотрения характеристики организации являются 2003-2005 гг., а для проведения анализа – 2004-2005гг., для проведения прогноза использованы дополнительные данные за 2002 – 2003 годы.
1. Теоретические основы оценки и управления затратами организации
Управление затратами – это:
· знание того, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
· прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
· умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Управление затратами - умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
Основными преимуществами эффективного управления затратами являются:
· производство конкурентоспособной продукции за счет более низких затрат и, следовательно, цен;
· наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
· возможность использования гибкого ценообразования;
· принятие обоснованных и эффективных управленческих решений[9].
Одинакового увеличения прибыли в абсолютном выражении можно достичь как за счет увеличения объема продаж на 33%, так и за счет снижения затрат всего на 5,9%[9].
Необходимо отметить, что снижение затрат на выпуск единицы продукции дает важное преимущество перед конкурентами – возможность применения более низких или гибких цен.
При этом для получения видимой экономии по статье издержек, необходимо, чтобы статья была существенной. Для получения 80% эффекта достаточно проанализировать 20% всех видов издержек – это известное правило 80/20. Значительная, но не контролируемая статья не всегда дает практическую возможность для экономии.
Одновременно с учетом значимых издержек руководству следует сосредоточить внимание на тех из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.
Большое значение в системе управления затратами имеет анализ себестоимости продукции, работ и услуг. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат, а также изучается состав и структура затрат на производство продукции.
Известно, что для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью современной системы директ-костинг, широко применяемой в последнее время, является разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменения объема производства. [12].
К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы.
К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами и другие расходы.
Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный характер. Постоянные затраты могут считаться таковыми до некоторого объема производства, его увеличение влечет за собой и увеличение затрат[2]. Примером могут служить расходы на содержание аппарата управления, их можно считать неизменными до определенного уровня производства. Рост объемов и усложнение производства неизбежно влечет за собой увеличение, к примеру, числа экономистов и общей суммы затрат на содержание аппарата управления.
Данные о постоянных и переменных расходах используются при проведении анализа безубыточности и связанных с ним показателей, а также при оптимизации структуры выпускаемой продукции.
Изменение себестоимости можно проследить по изменению тех или иных элементов затрат.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:
объема производства продукции и ее структуры;
уровня переменных затрат на единицу продукции;
суммы постоянных расходов.
Полная себестоимость по российским стандартам обычно определяется по факту. В настоящее время для анализа себестоимости используют факторный анализ. Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:
Зобщ =
где VВВ – объем реализации продукции;
b.i – переменные затраты на единицу i-го вида продукции;
Удi – удельный вес i-го вида продукции;
A – сумма постоянных затрат на весь выпуск продукции.
Данная модель позволяет выявить основные факторы, влияющие на общую сумму затрат, и оценить степень влияния каждого фактора. Таким образом, общая сумма затрат может измениться в связи с изменением физического объема реализации продукции, структуры продукции, уровня переменных затрат на единицу и суммы постоянных затрат на весь выпуск продукции.
В процессе анализа необходимо оценить изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.
Важнейшим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на рубль произведенной продукции, который показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Данный показатель определяется отношением полной себестоимости продукции к стоимости той же продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.
После анализа данного показателя необходимо определить факторы его изменения, для чего применяется следующая модель:
Влияние факторов на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается способом цепных подстановок.
Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» обеспечивает руководство информацией, используемой для планирования прибыли, выработки политики продаж и принятия краткосрочных управленческих решений[5]. Существует три основных подхода к данному виду анализа:
математический;
метод маржинального дохода;
графический [1].
Анализ безубыточности можно провести только в том случае, если организация распределяет все затраты на переменные и постоянные. Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию. Точка безубыточности примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, исходя из требований общего финансового состояния предприятия [13].
Математический метод основан на исчислении прибыли по формуле:
П = В –Зпер- А, П = Ц*V - b* V – А | (3) (4) |
где П – прибыль от реализации продукции;
В – выручка;
Зпер – переменные затраты на весь выпуск продукции;
b – переменные затраты на единицу продукции;
А – постоянные затраты;
Ц – цена изделия;
V – количество единиц продукции.
Так как в точке безубыточности прибыль равна нулю, тогда:
Тб/уб= | (5)
|
Данный метод используется при анализе влияния структурных сдвигов в объеме продаж продукции. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как изменится ассортимент продукции – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции[11].
При методе маржинального дохода определяется разница между выручкой от продаж и переменными затратами. Этот метод является разновидностью математического метода.
Маржинальный доход определяется как разница между выручкой и переменными затратами или как сумма постоянных затрат и прибыли от продаж (МД).
Информация о работе Оценка и управление затратами предприятия