Оценка и управление затратами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является оценка и управление затратами организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы по данной проблеме;
- дать краткую организационно-производственную характеристику анализируемого предприятия;

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы оценки и управления затратами организации
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
3. Оценка и управление затратами предприятия
3.1 Анализ состава и динамики затрат
3.2 Анализ безубыточности
4. Пути совершенствования затратами и контроль
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

МД=В – Зпер = П+А,

(6)

Затем необходимо определить долю маржинального дохода в выручке:

dМД=.

(7)

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении (TN) необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

TN=,                                                                                                     

(8)

Можно определить безубыточный объем продаж в натуральном выражении:

TQ= .                                                                                                       

(9)

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

T%=.                                                                                                         

(10)

Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Данный показатель определяется как в абсолютном, так и в относительном выражении:

-         в стоимостном выражении:

ЗФПN=В-ВТ,

(11)

-         в натуральном выражении:

ЗФПV= V-VT,                                                                                                                                          

(12)

-         в процентном выражении:

ЗФП%=*100.                                                                               

(13)

Чем больше запас прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебания объема производства и продаж[4].

Если предприятие имеет положительный запас прочности, то прибыль от продаж можно определить по формуле:

П= ЗФПN*МД на единицу  продукции.                                                      

(14)

Таким образом, любое изменение объема продаж вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага, который показывает на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 процент[10]:

ЭОР=,                                                                                                      

(15)

где ЭОР – эффект операционного рычага.

При одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат к общей сумме. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности расположен объем продаж, с чем связан большой риск

Расчет МД лежит в основе принятия управленческих решений, связанных с пересмотром цен, с изменением ассортимента выпускаемой продукции, с установлением стимулирующих надбавок работникам и других маркетинговых операций[8].

Иногда есть возможность перенести часть затрат в разряд постоянных и наоборот. С увеличением доли постоянных затрат, даже при снижении затрат, очень значимым становится контроль объемов реализации: возможное снижение продаж может привести к большему уменьшению прибыли. Рост доли постоянных затрат на единицу продукции, всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объемов реализации.

Графический метод позволяет установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет.

По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации (Рисунок 1)[3].

Рисунок 1- Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю[6].

Безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен реализовать продукции нужно меньше, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных затрат предприятия. Увеличение же постоянных и переменных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции (РС) являются:

-         увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (РVВП);

-         сокращение затрат на ее производство (РЗ) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования...

Величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле:

                                                 (16)

где Сф и Св – фактический и возможный уровень себестоимости единицы продукции,

Зф - фактические затраты на производство продукции,

РЗ – резерв сокращения затрат на производство продукции,

Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции,

VВПф, РVВП – соответственно фактический объем и резерв увеличения выпуска продукции.

Гарантией успешной деятельности предприятия является внутренний контроль, который должен присутствовать на всех уровнях управления.

Контроль представляет собой анализ и измерение количественных и качественных характеристик (показателей) деятельности предприятия, а также выявление причин отклонений контрольных величин от плановых.

Для организации эффективного и действенного контроля необходимо разработать модель контроля, формализовать порядок оценки отклонений интегрального показателя деятельности предприятия, задать предельные отклонения для частных показателей и величин и разработать процедуры анализа причин отклонений.

При этом на предприятии акценты должны быть смещены с простого фиксирования фактов отклонений в сторону перспективного, в некотором смысле опережающего контроля, ориентированного на будущее.

При построении системы контроля на предприятии рекомендуется устанавливать трехэтапный контроль: предварительный, текущий, итоговый.

Текущий контроль осуществляется на этапе реализации поставленных целей и планов, в том числе проводится контроль затрат в целом по предприятию и по группам контролируемых величин[7].

Контроль реализации поставленных целей и задач позволяет выявить возможные  ошибки и недостатки в управлении и предложить меры по их устранению.


2.      Организационно – экономическая характеристика Свечинского РАЙПО

 

Свечинское потребительское общество создано на основании Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» по решению его членов (пайщиков). Потребительское общество является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчёта, самофинансирования и самоокупаемости, имеет самостоятельный баланс, счета в банке, печать, штамп с обозначением своего наименования и фирменный торговый знак.

Юридический адрес предприятия: Кировская область, п. Свеча, ул. Свободы 16. Учредительным документом является Устав, утверждённый 23 февраля 1993 года. Регистрационным документом является свидетельство о государственной регистрации предприятия Свечинского районного потребительского общества на праве частной собственности.

Учредителями являются пайщики Свечинского районного потребительского общества. Предприятие зарегистрировано 23 февраля 1993 года распоряжением Свечинского районного Совета народных депутатов Кировской области, регистрационный номер № 85.  Свечинское РАЙПО входит в состав Кировского облпотребсоюза.

РАЙПО осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков. Прибыль от коммерческой деятельности направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов.

Основными видами деятельности предприятия являются: торговое обслуживание, общественное питание, заготовительная и производственная деятельность, сервисное обслуживание бытового и иного характера, торгово-посреднические и коммерческие услуги, товарно-обменные операции, организация и проведение аукционов, выставок, продаж, создаёт финансово-расчётный центр.

С целью определения масштабов работы предприятия в таблице 1 представлены абсолютные показатели.

 

Таблица 1 – Абсолютные показатели, характеризующие размер Свечинского

                     РАЙПО

 

Наименование показателя

2003 г.

2004г.

2005 г.

2005 г. в % к 2003 г.

Оборот в розничной торговле (тыс. руб.)

38943,0

48021,0

59046,0

151,6

Оборот в общественном питании (тыс. руб.)

16123,0

19230,0

21770,0

135,0

Произведено продукции (тыс. руб.):

- в хлебопечении;

- безалкогольной продукции

 

13718,5

310,2

 

18015,3

445,2

 

18197,3

477,9

 

132,6

154,1

Среднесписочная численность работников (чел.)

230

232

236

102,6

Среднегодовая стоимость основных фондов (тыс. руб.)

16148,5

16651,5

16318,0

101,1

 

Согласно приведенным данным все показатели имеют тенденцию к росту. Наибольший прирост оборота наблюдается в розничной торговле – он  составил за три года 20103 тыс. руб.

За анализируемый период произошло  незначительное увеличение среднесписочной численности работников (на 2,6% в процентном отношении), а также в размере среднегодовой стоимости основных фондов. Увеличение данного показателя составило  169,5 тыс. руб.

Важное значение для характеристики предприятия имеет объем выпускаемой продукции, а также доля рынка, занимаемая данной организацией. 

Одним из направлений деятельности предприятия является производство хлеба и хлебобулочных изделий. Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о росте стоимости выпущенной продукции на 32,6%, которая в 2005 году составила 18197,3 тыс. руб.  В то же время объем произведенной продукции в натуральном выражении сократился на 144,9 т. Исходя из этого можно сделать вывод, что рост выручки произошел за счет увеличения стоимости продукции, а не за счет роста выпуска продукции в натуральном выражении.

 

Таблица 2  - Производство промышленной продукции Свечинским хлебозаводом

 

Наименование продукции

Единица измерения

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005 г. в % к 2003 г.

Хлебопечение

тыс. руб.

13718.5

18015.3

18197.3

132,6

в т.ч. хлеб

т

1590.2

1502.5

1480.2

93,1

булочные

т

391.8

365.7

356.9

91,1

Напитки

тыс. руб.

310.2

445.2

477.9

154,1

 

дкл

6200

8400

7875

127,0

Информация о работе Оценка и управление затратами предприятия