Оценка и управление затратами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является оценка и управление затратами организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы по данной проблеме;
- дать краткую организационно-производственную характеристику анализируемого предприятия;

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы оценки и управления затратами организации
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
3. Оценка и управление затратами предприятия
3.1 Анализ состава и динамики затрат
3.2 Анализ безубыточности
4. Пути совершенствования затратами и контроль
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

 

Математический метод позволяет определить точку безубыточности расчетным путем, используя формулу (5).

Тогда точка безубыточности в 2004 году:

Тб/уб==1826,4 т;

в 2005 году:

Тб/уб==1695,19 т.

Согласно расчетам по данному методу за два года уровень точки безубыточности сократился на 131,21 т. Таким образом можно сделать вывод, что для оплаты понесенных предприятием расходов, достаточно получить выручку от реализации 1695,19 т в 2005 году.

Для определения точки безубыточности в стоимостном выражении необходимо полученный результат умножить на  цену 1 т продукции, тогда точка безубыточности в стоимостном выражении в 2004 году составит 19067,62 тыс. руб., а в 2005 году – 18104,63 тыс. руб.

Методика маржинального анализа позволяет определить точку безубыточности аналитическим путем и графическим методом. Более точно критическую точку объема продаж определяют аналитическим путем.

Для проведения анализа маржинальным методом будут использованы данные вспомогательной таблицы 11.

Маржинальный доход определяется по формуле (6):

МД2004=В – Зпер =19503-12846=6658 тыс. руб.;

МД2005=В – Зпер =19622-12368=7254 тыс. руб.

Экономический смысл маржинального дохода состоит в том, что он обеспечивает покрытие постоянных расходов. Если недостаточно маржинального дохода для покрытия постоянных расходов, то предприятие терпит убытки.

Для расчета точки безубыточности необходимо определить долю маржинального дохода в объеме продаж (формула (7)):

dМД2004==0,341,

dМД2005==0,370.

Точку критического объема продаж определяют в стоимостном выражении, в натуральном и относительном выражении. Для определения точки критического объема продаж в стоимостном выражении (ТN) используется формула (8):

TN2004==19067,45 тыс.  руб.;

TN2005==18097,30 тыс. руб.

В натуральном выражении по формуле (9):

TQ2004==1826,38 т,

TQ2005==1694,50 т.

В относительном выражении – формула (10):

T%2004=*100=97,6%,

T%2005=*100=92,3%.

В результате маржинального анализа аналитическим путем получилось, что точка безубыточного объема продаж практически совпадает с размером показателя, рассчитанного математическим методом. Такой же результат получен и при расчете точки безубыточности продаж в натуральном выражении. Таким образом, в 2004 году безубыточный объем продаж в натуральном выражении составил 1826,38 т, а в 2005 году – 1694,5 т, что на 131,88 т меньше, чем в предыдущем году.

Расчет безубыточного объема продаж в процентном отношении проводится с целью определения процента безубыточного объема продаж к максимальной производственной мощности. В данном случае максимальная производственная мощность принимается за сто процентов. В результате проведенного анализа получается, что безубыточный объем продаж в 2004 году составлял 97,6%, а в 2005 – 92,3% от максимальной производственной мощности.

Графический метод позволяет наглядно определить необходимые объемы производства, а также выбрать стратегию управления затратами.

Для определения удаленности финансового положения предприятия от критической точки рассчитывается зона безопасности, которая также может определяться в абсолютном и относительном выражении.

Для расчета в стоимостном выражении используется формула (11):

-         в стоимостном выражении:

ЗФПN2004=В-ВТ=19503 – 19067,45= 435,55 тыс. руб.

ЗФПN2005=В-ВТ=19622 – 18097,30=1524,7 тыс. руб.

-         в натуральном выражении (12):

ЗФПQ2004= Q-QT=1868,2 – 1826,38=41,82 т,

ЗФПQ2005= Q-QT=1837,1 – 1964,5=142,6 т.

-         в процентном выражении (13):

ЗФП%2004=*100=2,24%,

ЗФП%2005=*100=7,76%.

Запас финансовой прочности в 2005 году увеличился по сравнению с 2004 годом. В стоимостном выражении данное увеличение составило 1089,15 тыс. руб. В натуральном выражении запас финансовой прочности в 2005 году составил 142,6 т, что в 3,4 раза больше, чем в 2004 году. При этом предприятие имеет небольшой запас прочности, только лишь 7,76% от объема производства, а значит, риск получения убытка в результате колебания объема производства и продаж очень высок.

Так как  предприятие имеет положительный запас прочности, то прибыль от продаж можно определить по формуле (14):

П2004= ЗФПQ*МД на единицу продукции=41.82*6658/1868,2=149,04 тыс. руб.;

П2005= ЗФПQ*МД на единицу продукции=142,6*7254/1837,1=563,07 тыс. руб.

Таким образом, любое изменение объема продаж вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага, который показывает на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 процент (формула (15)):

ЭОР2004==44,67,

     ЭОР2005==12,88.

При фиксированных постоянных затратах любое изменение объема продаж вызывает еще более сильное изменение прибыли. Это происходит за счет перераспределения постоянных затрат на новый объем производства. Если снижение объема продаж в 2004 году на 1% вызывало снижение прибыли на 44,67%, то в 2005 году сокращение объема продаж на 1% приводило к снижению прибыли только на 12,88%.

 

 


4.      Контроль и совершенствование управления затратами

 

Для эффективного управления затратами и выбора правильного поведения организации в отношении затрат необходимо определить резервы снижения себестоимости продукции. Расчет резерва позволит предприятию выявить возможность сокращения себестоимости производимой продукции.

Данный расчет проводится по формуле (16). Фактические затраты на производство продукции представляют собой размер себестоимости производимой продукции в 2005 году.

Для определения резерва снижения затрат необходимо определить прогнозное значение себестоимости на следующий год, то есть на 2006. С этой целью проведем анализ данных о себестоимости за четыре года. Для наглядности построим график (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Динамика и прогноз себестоимости продукции

 

Чтобы определить прогнозное значение воспользуемся линией тренда. При этом наиболее точно рассчитать искомое значение позволит уравнение, которое отражает зависимость.

Таким образом, прогнозное значение себестоимости продукции на 2006 год будет найдено по формуле:

у=-526,25х2+4894,3х+8280,3.

Так как прогнозное значение определяется на пятый период, то, соответственно, х=5, тогда

у =-526,25*25+4894,3*5+8280,3

у = 19595,55 тыс. руб.

Согласно прогнозу себестоимость продукции в 2006 году увеличится по сравнению с 2005 годом на 531,55 тыс. руб. Тогда резерв сокращения себестоимости будет равен данной величине, так как предприятие имеет возможность не допустить роста себестоимости продукции в 2006 году на 531,55 тыс. руб.

Для определения дополнительных затрат, необходимых для освоения резервов увеличения производства продукции необходимо найти резерв увеличения выпуска продукции.

За рассматриваемый период объем производства продукции сократился на 31,1 т, то есть в данном случае ситуация обратная. Резерв объема производства составит 31,1т, так как организация имеет возможность увеличить объем производства на данную величину.

Теперь можно определить дополнительные затраты, которые зависят от резерва увеличения выпуска продукции и от переменных затрат на единицу продукции.

Зд=31,1*6,73=209,303 тыс. руб.

Теперь можно определить резерв снижения себестоимости продукции:

 

Р↓С=-0,35 тыс. руб. с 1 т продукции.

Это означает, что предприятие может сократить себестоимость единицы продукции на 350 руб.

Для более детального определения резерва снижения себестоимости можно провести по каждому виду продукции. Тогда организация сможет определить по каким видам продукции возможно сокращение себестоимости и целенаправленно работать в данном направлении. С другой стороны, если предприятие большое и имеется многономенклатурное производство, то такой анализ очень трудоемкий. В данном случае можно выявить наиболее значимые и контролируемые статьи затрат, по которым и следует определить возможное сокращение размера, а также выработать возможные пути их снижения.

Наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции занимают оплата труда, материальные затраты, а также прочие расходы. При этом за анализируемый период размер материальных затрат сократился. Это можно объяснить сокращением объема производства, а также более эффективным использованием ресурсов.

Сократить затраты за счет уменьшения персонала и соответственно снижения затрат на заработную плату невозможно. Можно выявить резервы сокращения материальных затрат.

Для определения резерва снижения материальных затрат нужно спрогнозировать резерв сокращения материальных затрат на производство продукции аналогичным образом. На основании размера материальных затрат за 4 года прогнозное значение на 2006 год составит (Рисунок 3).

Прогнозное значение определим по формуле:

у = -733,75*х2 + 4446,6х + 2649,8,

тогда

у = -733,75*25+4446,6*5 + 2649,8 = 6539,05 тыс. руб.

Согласно проведенным расчетам резерв снижения материальных затрат составляет 2008,95 тыс. руб.

 

 

 

Рисунок 2 – Динамика и прогноз материальных затрат

 

Теперь можно определить возможное сокращение себестоимости за счет уменьшения данного показателя, при этом резерв увеличения объема производства будем использовать тот же, что и при изменении совокупных затрат:

Р↓С=-1,07 тыс. руб.

Таким образом организация имеет возможность сократить материальные затраты на производство продукции на 1,07 тыс. руб. с 1 т.

Так как предприятие имеет незначительный запас финансовой прочности, да и по результатам проведенного анализа платежеспособность может быть утеряна в течение 3 месяцев, значит сокращение материальных затрат не может быть достигнуто за счет уменьшения объема производства.

Необходимо заметить, что за два года на предприятии увеличился объем производства продукции не пригодной к реализации. Стоимость бракованной продукции увеличилась на 32,1 тыс. руб. и в 2005 году составила 60,2 тыс. руб. Такая тенденция является неблагоприятной для предприятия, соответственно, необходимо сокращать потери от брака продукции. Это является одним из путей сокращения материальных затрат на производство. Также затраты на сырье и материалы могут быть сокращены за счет приобретения сырья по более низким ценам, использования заменителей, эквивалентных по характеристикам заменяемому сырью или за счет изменения технологии производства продукции.

Контроль за затратами необходимо проводить регулярно, что позволит вовремя выявить нарушения в соблюдении рецептуры при производстве продукции.

С точки зрения контроля за величиной и экономичностью затрат внутри предприятия различают метод бюджетирования издержек и метод сопоставления затрат и производительности.

В первом случае для каждого центра ответственности составляют смету затрат и по данным учета их фактической величины контролируют его соблюдение. При использовании метода сопоставления затрат и производительности в разрезе каждого подразделения предприятия выявляют отклонения, вызванные изменением величины производительности или степени загрузки производственных мощностей и уровня издержек места или центра.

При производстве хлебобулочной продукции на предприятии контроль осуществляется путем сопоставления фактических расходов с нормативными. Фактические расходы определяются путем суммирования произведенных затрат за определенный период непосредственно при производстве. Затраты учитываются по видам производимой продукции. Периодически эти данные поступают в бухгалтерию.

В бухгалтерии также осуществляется контроль за соответствием количества израсходованного сырья количеству произведенной продукции. Это достигается путем определения нормативных затрат на весь объем производимой продукции. Нормативные затраты определяются на основании утвержденных рецептур. На предприятии имеется должность лаборанта, в обязанности которого входит не только контроль за качеством произведенной продукции, но и проверка соответствия расхода всего необходимого сырья. Лаборант предоставляет в бухгалтерию нормативы расхода сырья на производство единицы продукции. Бухгалтер определяет норматив расхода по всей произведенной продукции. Полученные данные сверяются с данными сводной таблицы за тот же период. В том случае, если отклонения значительны и находятся за пределами норм естественной  убыли, то выявляют причины отклонений.

При этом особое внимание необходимо уделять непроизводительным затратам, которые возникают вследствие неправильного хранения продуктов, неверного определения необходимого запаса.

Таким образом, контроль за затратами необходимо осуществлять на всех этапах производства продукции, подразделяя его по центрам ответственности, что позволяет оперативно и более точно выявлять нерациональное или нецелевое использование ресурсов, а также выявлять виновное лицо.


Заключение

 

Управление затратами - умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Одинакового увеличения прибыли в абсолютном выражении можно достичь как за счет увеличения объема продаж на 33%, так и за счет снижения затрат всего на 5,9%. При этом необходимо, чтобы статья была контролируемой.

Одновременно с учетом значимых издержек руководству следует сосредоточить внимание на тех из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Анализ в данной работе проведен по результатам деятельности Свечинского РАЙПО.

РАЙПО осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков. Одним из направлений деятельности предприятия является производство хлеба и хлебобулочных изделий. При этом за анализируемый период наблюдается рост стоимости выпущенной продукции на 32,6%, которая в 2005 году составила 18197,3 тыс. руб., но объем реализованной продукции сократился на 232,3 т, что привело к сокращению занимаемого рынка на 11,3% и в 2005 году на долю данной организации приходилось 58% рынка хлебобулочных изделий по Свечинскому району.

Информация о работе Оценка и управление затратами предприятия