Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии ОАО «Белшина».
Задачи исследования. Поставленная цель, предопределили решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение затрат на предприятии;
провести вертикальный и горизонтальный анализ затрат на предприятии ОАО «Белшина»;
повести анализ эффективности использования материальных ресурсов на предприятии ОАО «Белшина»;
провести анализ финансовых результатов ОАО «Белшина»;
сформулировать рекомендации по оптимизации состава и структуры затрат на предприятии ОАО «Белшина».
Во втором разделе
были проанализированы организационная
структура предприятия и
Совершенствование
организационной структуры
Для реализации концепции бережливого производства необходимо наладить эффективную аналитическую работу. На ОАО «Белшина» аналитикой традиционно занимается планово-экономический отдел. Однако данная работа является не приоритетной, и большая часть времени работы отдела приходится на решение текущих вопросов. В то же время, кроме анализа и констатации текущего положения дел в организации, должна проводиться непрерывная работа по улучшению экономической деятельности. Для реализации данной цели считаю необходимым организацию отдела контроллинга.
Информация, которую готовит служба контроллинга, предназначена для заместителя директора по финансово-экономическому управлению, а также для генерального директора. Считаю целесообразным подчинить ее напрямую заместителю директора по финансово-экономическому управлению, т.к. ему непосредственно подчинены начальники финансового отдела и планово-экономического отдела. Таким образом, начальник службы контроллинга получит достаточно высокий статус и независимость от начальников других финансово-экономических служб.
Проектируемая служба контроллинга состоит из пяти сотрудников (контроллеров) с определенными должностными обязанностями. Считаю, что оптимальным будет следующий состав службы:
а) начальник службы контроллинга;
Начальник службы контроллинга несет ответственность за выходящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед своим непосредственным начальником - заместителем директора по финансово-экономическому управлению.
б) контроллер - куратор цехов;
В связи с большими объемами информации, на данной должности должны работать два специалиста. Один будет ответственен за цеха основного производства, другой — вспомогательного. В обязанности контроллера - куратора цехов входит:
– разработка форм сбора аналитической информации по цехам;
– сбор аналитической (плановой и фактической) информации от цехов (центров ответственности);
– обработка и анализ полученных данных, разработка нормативов затрат по цехам и поддержание их актуальности;
– расчет аналитических показателей работы цехов и предприятия в целом;
– анализ отклонений фактических данных от плановых, выявление причин отклонения;
– составление аналитических отчетов для заместителя генерального директора по финансово-экономическому управлению;
– экспертиза управленческих решений, связанных с затратами курируемых цехов.
в) контроллер - специалист по управленческому учету;
В сферу деятельности данного специалиста входит работа с бухгалтерией и получение аналитических данных из учетных регистров.
Обязанности контроллера - специалиста по управленческому учету:
– разработка процедур передачи данных из бухгалтерии в службу контроллинга;
– контроль сбора и анализа фактической учетной информации;
– разработка предложений по оптимизации учетного процесса в бухгалтерии с позиции аналитической службы;
– экономическая экспертиза управленческих решений.
г) контроллер - специалист по информационным системам.
Обязанности контроллера - специалиста по информационным системам:
– оценка целесообразности автоматизации контроллинговой работы на отдельных этапах;
– оценка вариантов и предложений по автоматизации контроллинговой работы;
– расчеты и обоснование затрат на автоматизацию контроллинговой работы;
– разработка форм для автоматизированного сбора информации;
– оптимизация документооборота в организации;
– координация работы отдела автоматизации в области автоматизации контроллинговой работы;
– оценка качества систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности и выработка предложений по улучшению их работы.
Представленные должности являются достаточно специализированными. На должность куратора цехов целесообразно приглашать экономистов цехов, экономистов планово-экономического отдела, финансового отдела. Основным требованием, предъявляемым к специалисту по управленческому учету, является теоретическое и практическое знание бухгалтерского учета, особенностей и недостатков учета в данной организации. Данную работу целесообразно поручить специалисту из бухгалтерии. Контроллер - специалист по информационным системам — квалифицированный сотрудник из отдела информационных технологий, отдела общего делопроизводства детально знающий документооборот в организации и способный поставить задачу автоматизации контроллинговой работы.
Именно данное подразделение будет «проводником» в процессе внедрения БП.
Оценим экономический эффект от организации отдела контроллинга. Расчет представим в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1 – Экономический эффект от организации отдела контроллинга
Функциональная область |
Эффект |
Стоимостная оценка, тыс. р. |
1 |
2 |
3 |
Планирование |
увеличение оборачиваемости средств |
5 030 640 |
сокращение объемов кредитных ресурсов |
1 257 330 |
Окончание таблицы 3.1
1 |
2 |
3 |
доход от высвободившихся ресурсов |
563 317 | |
Учет |
экономия на предотвращении вероятных убытков, неэффективного отвлечения средств |
637 518 |
Анализ Консалтинг |
экономия от предотвращения негативных отклонений |
210 563 |
Контроль |
избегание штрафных санкций |
6 544 |
сокращение операционных издержек |
709 106 | |
Мониторинг |
дополнительная прибыль |
1 207 379 |
Интеграция Координация |
стоимость высвободившихся экономических ресурсов (трудовых, финансовых и т. п.) при повышении производительности труда |
817 350 |
ИТОГО |
10 439 747 |
Примечание – Источник: составлено автором на основе данных организации.
Организация нового отдела требует определенных затрат. Источники данных затрат и их стоимостная оценка представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Затраты на организацию отдела контроллинга
Источник затрат |
Стоимостная оценка, тыс. р. |
Модернизация системы
управленческого учета и |
5 584 690 |
Модернизация информационных систем |
1 560 012 |
Выплата вознаграждения сотрудникам за дополнительный объем работ |
108 000 |
Услуги привлеченных специалистов (контролеров) |
144 000 |
Обучение сотрудников |
14 700 |
ИТОГО |
7 411 402 |
Примечание – Источник: составлено автором на основе данных организации.
Таким образом, чистый годовой экономический эффект от организации отдела контроллинга составит 3 028 345 тыс. р.
Типовыми задачами службы контроллинга являются:
Очевидно, что отдел,
специализирующийся на управлении затратами,
должен иметь современный
Целевое планирование затрат (Target Costing) - средство управления затратами, применяемое для снижения любых затрат, связанных с продуктом в течение всего периода его жизненного цикла, путем объединения усилий производственных, конструкторских, исследовательских, маркетинговых, экономических подразделений компании.
Совершенствование методологии учета затрат
Для достижения цели снижения себестоимости необходимо иметь представление о реальном уровне затрат на производимую продукцию. На мой взгляд, наиболее отвечающим целям мониторинга уровня себестоимости и определения избыточных затрат, является «Операционно-ориентированный метод калькуляции себестоимости» либо «Пооперационный метод».
Пооперационный метод устраняет два самых крупных недостатка традиционных методов учета:
Базовым принципом расчета себестоимости является разделение затрат на прямые и косвенные (накладные) и отнесение обоих видов затрат на готовую продукцию. Как правило, на практике с распределением прямых затрат проблем не возникает, поскольку они могут быть напрямую отнесены на себестоимость конкретного объекта затрат.
Косвенные расходы
традиционно переносятся на объекты
затрат пропорционально размеру
трудозатрат, машинному времени, объему
производства, продаж. Если доля косвенных
расходов в себестоимости выпускаемой
продукции (работ, услуг) невелика, применение
традиционного подхода к
Процесс расчета
себестоимости производимой продукции
(работ, услуг) с применением операционно-
На первом этапе
стоимость косвенных затрат на предприятии
переносится на ресурсы пропорционально
выбранным драйверам затрат. На втором
этапе разрабатывается
На основании
данных о реальной себестоимости
выпускаемой продукции
Информация о работе Оптимизация затрат на предприятии ОАО "Белшина"