Модель затрат на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследования и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками.
Целью данной работы является изучение стандартизации и ее роли в повышении эффективности производства и качества промышленной продукции, а также рассмотреть затраты на качество на примере предприятия ОАО «АВТОВАЗ»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 4
1.1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.2. ЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЛЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 6
1.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ 8
1.4. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 9
1.5. ВИДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 10
1.6. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 13
1.7. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 13
1.8. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ 14
1.9. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 19
2. СУЩНОСТЬ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 22
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 22
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 24
2.3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 25
3. МОДЕЛЬ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 33
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

catalog_r_17097_document.doc

— 243.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение

 

Наука стандартизация возникла в середине прошлого века, но как сфера человеческой деятельности существует с появлением человека. Стандартизация как наука базируется на философских законах диалектики: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, переход количественного в качественного.

Стандартизация  – это деятельность, заключающаяся  в нахождении решений для повторяющихся  задач в сфере науки. Техники  и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Основной смысл стандартизации сводится на решение задач оптимизации, направленных на совершенствование управления, на повышение качества продукции и услуг.

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это  обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя.

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах  с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных  исследования и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками.

Целью данной работы является изучение стандартизации и ее роли в повышении эффективности производства и качества промышленной продукции, а также рассмотреть затраты на качество на примере предприятия ОАО «АВТОВАЗ»

 

1. Стандартизация как основа качества промышленной продукции

 

Стандартизация - деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Стандартизация  расценивается государством, как эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

Именно стандартизация позволяет достигать достаточного уровня качества продукции промышленного  назначения

1.1. Стандартизация: сущность, методические основы

Стандартизация - деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Стандартизация осуществляется в  целях:

-  повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, в том числе для содействия выполнению требований технических регламентов;

-  стимулирования научно-технического прогресса;

-  повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

-  экономии и рационального использования ресурсов;

-  технической и информационной совместимости;

-  сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях;

-  взаимозаменяемости продукции.

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.

Стандарт  – это нормативно-технический  документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации.

Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают  требования к средствам и методам  контроля и оценки качества продукции.

В настоящее  время в РФ действует Федеральный  Закон «Об основах технического регулирования в Российской Федерации» № 184-ФЗ, принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 года[1].

         С введением данного Закона утратили силу: 

Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-1 "О  сертификации продукции и услуг" (Ведомости Съезда народных депутатов  и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст.966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст.4; 1998, № 10, ст.1143);  
        Закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3832);

Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5154-1 "О стандартизации" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 25, ст.917; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст.4).

 

1.2. Значение стандартизации для народного хозяйства

Общепринятое в настоящее время, в том числе и в нашей  стране, определение стандартизации в формулировке Международной организации  по стандартам (ИСО): Стандартизация –  это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач[12,68].

Системный подход к анализу места  и роли стандартизации в общественном производстве и управлении, в обеспечении международных экономических и культурных связей позволяет выделить два органически присущие свойства – способность к упорядочению и к системообразованию, обеспечивающим сокращение неоправданного разнообразия и совместимость (сопряжение) предметов, явлений, процессов, находящихся в прямой или опосредованной связи.

 Упорядочивающее и системообразующее  свойства стандартизации находят  свое выражение в разработке  и установлении норм, правил, требований, характеристик, обеспечивающих оптимальный уровень качества, безопасности и приемлемую цену продукции, процессов, услуг. Как правило, результаты работы по стандартизации оформляются в виде нормативных документов, оговаривающих указанные нормы, правила, требования, а в некоторых областях деятельности (например, в метрологии) в качестве образцов, эталонов и т.п.

Стандартизация выполняет четыре основные функции: экономическую,  информационную,  социальную и коммуникативную[12?130].

Экономическая функция выражается через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости устанавливаются в качестве обязательных оптимальные качественные характеристики. Все это создает предпосылки для специализации, следовательно, для широкого внедрения автоматизации производственных процессов, снижения себестоимости изделий, увеличение прибыли. Поскольку стандартизация предусматривает повышение (оптимизацию) уровня качества продукции, создаются условия для наиболее полного удовлетворения требований потребителя, снижение затрат на эксплуатацию и ремонт.

Информационная функция стандартизации проявляется через создание нормативных документов (стандартов технических условий), классификаторов и каталогов продукции, эталонов мер, образцов продукции, являющихся носителями ценной технической и экономической информации для потребителя. Например, ссылка на стандарт при сертификации продукции или услуги является удобной и экономичной формой информации о качестве товара или услуги.

Социальная функция стандартизации проявляется через включение  в нормативны документы (стандарты) и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности и возможности экологической утилизации отходов.

Коммуникативная функция выражается через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизированные термины трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой инструкторской и технологической документации и т.п.

 

1.3. Государственная система стандартизации

Государственная стандартизация выступает  средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления.

В нашей стране сформировалась Государственная  система стандартизации Российской Федерации (ГСС), в которую включены пять основных стандартов:

1. ГОСТ Р 1.0-92 Государственная  система стандартизации Российской  Федерации. Основные положения. 

2. ГОСТ Р 1.2-92 Государственная  система стандартизации Российской  Федерации. Порядок разработки  государственных стандартов.

3. ГОСТ Р 1.3-92 Государственная  система Российской Федерации.  Порядок согласования, утверждения  и регистрации технических условий. 

4. ГОСТ Р 1.4-92 Государственная  система Российской Федерации.  Стандарты предприятия. Общие  положения. 

5. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная  система Российской Федерации.  Общее требование к построению, изложению, оформлению и содержанию  стандартов.

В Государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

требования совместимости и  взаимозаменяемости продукции;

методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

основные потребительские и  эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации;

положения, обеспечивающие техническое  единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения и другие общетехнические правила и нормы.

Для любой фирмы важно соблюдать  установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему  качества.

 

1.4. Органы и службы стандартизации

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:

-  утверждает национальные стандарты;

-  принимает программу разработки национальных стандартов;

-  организует экспертизу проектов национальных стандартов;

-  обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и развитию научно-технического прогресса;

-  осуществляет учет принятых документов по стандартизации и обеспечивает их доступность для заинтересованных лиц;

-  координирует деятельность технических комитетов по стандартизации;

-  координирует издание и распространение официальных изданий национальных стандартов;

-  утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

-  представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации.

Функции национального органа Российской Федерации по стандартизации осуществляет федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Под официальным изданием национального стандарта в целях настоящей статьи понимается издание на русском языке, выполненное полиграфическим способом или в виде электронного издания национальным органом по стандартизации.

Порядок образования и деятельности технических комитетов утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов носят публичный характер.  
        В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научно-технических организаций и объединений предпринимателей и потребителей[1].

1.5. Виды стандартизации

В Российской Федерации используются несколько видов стандартов, которые  отличаются назначением и спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатываются  в целях обеспечения взаимопонимания, единства подхода и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы. Требования. Правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей, как для науки, так и для производства. Примерами основополагающих стандартов могут быть государственные стандарты, определяющие общие положения в комплексе стандартов конкретной системы (например, ГОСТ Р 1.0 – 92 «Государственная система стандартизации. Основные положения.»). Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, широко используемую в науке, технике, производстве, например, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т.п.). Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуге), либо к группам однородной продукции (услуг) Применяются две разновидности этого вида стандартов: стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг); стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

Информация о работе Модель затрат на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»