Модель затрат на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследования и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками.
Целью данной работы является изучение стандартизации и ее роли в повышении эффективности производства и качества промышленной продукции, а также рассмотреть затраты на качество на примере предприятия ОАО «АВТОВАЗ»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 4
1.1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.2. ЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЛЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 6
1.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ 8
1.4. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 9
1.5. ВИДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 10
1.6. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 13
1.7. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 13
1.8. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ 14
1.9. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 19
2. СУЩНОСТЬ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 22
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 22
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 24
2.3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 25
3. МОДЕЛЬ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 33
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

catalog_r_17097_document.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Международное сотрудничество осуществляется по линии  международных и региональных организаций  по стандартизации. Из общего числа  международных организаций (всемирных  и региональных), действующих в  современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации. Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.

Целью организации  ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Сегодня практически  нет такой области, в которой  бы не были разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.

Среди других международных и региональных организаций  по стандартизации следует назвать  МОЗМ. МЭК, ЕОК, СЕН, СЕНЭЛЕК.

ИСО серии  9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, предусматривающую активную роль потребителя в процессе изготовления качественной продукции[12,170].

ИСО 9000 используются для определения различий и взаимосвязей между основными понятиями в области качества и как представление руководящих положений по выбору и применению стандартов ИСО на системы качества, которые служат для внутреннего пользования на фирме при решении задач управления качеством (ИСО 9004).

Применение  международных, региональных международных  и национальных стандартов зарубежных стран в РФ возможно в трех вариантах:

- принятие  аутентичного (равнозначного) текста  международного (регионального) стандарта  в качестве государственного российского стандарта ГОСТ Р с указанием соответствующего международного стандарта и обозначения через тире последних цифр года принятия ГОСТ Р. Например, ГОСТ Р ИСО 9001-96. Это так называемое прямое применение зарубежного стандарта.

- принятие  аутентичного (равнозначного) текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими специфику российских требований. При обозначении такого стандарта к обозначению отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального) стандарта, который указывается под обозначением ГОСТ Р в скобках. Например, ГОСТ Р 50321-92 (ИСО 7173:1989).

Возможен  вариант использования (заимствования) отдельных положений международного (регионального) стандарта и включение  их в российский стандарт. В подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается как источник информации, используемый при разработке отечественного стандарта, в котором делается соответствующая ссылка на первоисточник.

2. Сущность затрат на качество

2.1. Общие положения

Первая причина - это не всегда верные целевые установки руководителей  предприятий. Принимая управленческие решения о проведении мероприятий  по обеспечению качества, они преследуют цель не создания эффективно функционирующей  СМК, которая реально будет гарантировать качество продукции в соответствии с запросами и ожиданиями потребителей, а именно получение свидетельства, сертификата. Наличие такого документа дает предприятию серьезные конкурентные преимущества. Внешний рынок для отечественных предприятий, не имеющих СМК на базе стандартов ИСО серии 9000, практически закрыт. Поэтому администрацию предприятий в первую очередь интересуют сроки получения международного сертификата качества. А вопросы, касающиеся объемов трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для внедрения и сертификации СМК и, самое главное, для обеспечения ее экономически эффективной работы, отходят на второй план [2, 114].

Второй причиной, препятствующей достижению высоких экономических результатов, является то, что большинство предприятий, внедряющих ИСО серии 9000, не ведет учета затрат на качество. Ведение такого отчета требует создания новых форм бухгалтерской отчетности, так как существующие формы позволяют вычленить только один элемент затрат на качество - потери от брака. Внедрение нового управленческого учета затрат на качество трудоемко и требует материальных затрат. Поэтому для многих предприятий на первый план выступает достижение соответствия документов обязательным требованиям стандартов ИСО, а проблема учета затрат на качество игнорируется. В результате, как показали исследования, даже руководящие работники бюро и отделов качества предприятий, ведущих подготовку СМК к сертификации, не могут дать хотя бы приблизительной оценки доли затрат на обеспечение качества продукции в общих затратах предприятия, слабо представляют организацию работы по сбору, учету и анализу данных о затратах на создание и сертификацию СМК [6, 136].

Третья и, на наш взгляд, наиболее серьезная причина, препятствующая достижению экономического эффекта, заключается  в отсутствии надежного метода количественной оценки экономической эффективности создания, сертификации и функционирования СМК на предприятиях. Ее существование обусловлено наличием первых двух. С одной стороны, не зная реальных объемов затрат всех видов ресурсов на внедрение и функционирование СМК, невозможно дать точную оценку ее эффективности. С другой - сложность заключается в том, что трудно, а в ряде случаев практически невозможно, выделить в стоимостной форме ту часть прибыли, которая получена за счет функционирования сертифицированной СМК, а не других мероприятий по качеству.

С внедрением на предприятии СМК  на основе ИСО 9001 функции экономической  и бухгалтерской служб практически  не изменились: СМК действует сама по себе, бухгалтерия решает свои задачи. В действующей системе учета затрат на производство значительная часть затрат на обеспечение качества продукции рассредоточена и обезличена, что не позволяет анализировать их распределение и динамику, находить пути улучшения работы. Тем самым затрудняется реализация одного из основных принципов ИСО 9001 - принципа непрерывного улучшения, цель которого - сокращение потерь, экономия затрат и улучшение качества продукции.

Для налаживания управления затратами  на обеспечение качества целесообразно  дополнить Руководство по качеству разделом "Управление затратами на качество", где будут сформулированы задачи по учету и анализу затрат, решаемые на каждом этапе производства, а также принципы оценки, планирования и управления. Также следует разработать стандарт предприятия, регламентирующий порядок сбора финансовой информации обо всех видах затрат на качество, процедуры ее обработки и анализа, а также определяющий ответственных исполнителей, формы регистрации данных и представления отчетов для высшего руководства. Ответственным за организацию учета затрат на обеспечение качества должен быть главный бухгалтер (финансовый директор и т. п.), а ответственным за их анализ, оценку и принятие необходимых мер - директор по качеству [8, 112].

2.2. Классификация затрат на качество

 

Наибольшую известность имеет  классификация затрат на качество в  соответствии с BS 6143, часть 2:

предупредительные затраты - затраты  на исследование, предупреждение и  снижение риска несоответствия или  дефекта;

оценочные затраты - стоимость оценки достижения требуемого качества, включающая, например, стоимость контроля, выполняемого на любом этапе жизненного цикла продукции;

издержки вследствие внутренних отказов - издержки из-за несоответствий или  дефектов, обнаруженных внутри организации  на любом этапе жизненного цикла продукции, такие, как издержки на утилизацию, переделку, повторные испытания, повторный контроль и повторные конструкторские работы;

издержки вследствие внешних отказов - издержки из-за несоответствий или  дефектов, обнаруженных после поставки потребителю, которые могут включать издержки вследствие рекламаций, стоимость замены и связанные с этим потери.

Составляющие каждой из четырех  основных категорий затрат на качество определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в  основном условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании. Вот что действительно важно, это то что бы внутри компании взаимопонимание и согласие по деталям было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком, то она не должна появиться под другим, и в дальнейшем, во всех последующих случаях, эта затрата должна появляться под тем же самым, первоначальным заголовком [9, 103].

Рассмотрим несколько основных подходов к оценке и анализу затрат на качество. Выбор того или иного  подхода зависит от целей, стоящих  перед руководством предприятия: необходимо четко представлять, какая информация должна быть получена в результате анализа, и оценить возможность ее получения при применении выбранного подхода.

При проведении анализа и оценивания затрат на качество основными целями являются:

выявление и оценка размеров необходимых  инвестиций в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;

обеспечение требуемого качества выпускаемой  продукции при минимизации общих  издержек на ее производство и эксплуатацию;

выявление взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;

определение критических областей производственной деятельности, требующих  принятия мер по совершенствованию  организации производства [11, 52].

2.3. Анализ затрат на качество

 

Затраты на качество можно анализировать  по пяти направлениям.

В таблице 1 показано, в каких случаях  применяется тот или иной вид  анализа затрат на качество.

 

Анализ затрат на качество

Таблица 1

№ п.п.

Вид анализа

Цели проведения анализа

1

Анализ потерь вследствие неудовлетворенного качества продукции

Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного  качества на различных этапах жизненного цикла продукции

2

Анализ потенциальных источников потерь

Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества

3

Анализ по видам затрат на качество в соответствии с классификацией  
А. Фейгенбаума

Постоянная идентификация, определение, анализ и оценка затрат на обеспечение  качества; снижение и оптимизация  затрат на качество; мониторинг изменения  различных видов затрат на качество

4

Анализ затрат на качество по видам  деятельности

Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; снижение и оптимизация  затрат на качество; выявление неэффективных  видов деятельности в системе  менеджмента качества; оперативное  решение проблем в области  менеджмента качества; анализ и оценка инвестиций в улучшение качества продукции и совершенствование системы менеджмента качества

5

Анализ затрат на качество, связанных  с процессами

Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; выявление неэффективных  видов деятельности в системе  менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества



 

Рассмотрим в качестве примера  третий метод. Он используется, когда  необходимы постоянная идентификация  и контроль затрат, связанных с  качеством. Информация о затратах при  использовании этого метода может быть получена из данных бухгалтерского или специально организованного учета затрат на качество на основе вспомогательных субсчетов [7, 190].

При проведении анализа затрат на качество на основе классификации А. Фейгенбаума надо обязательно учитывать следующее:

спрос на продукцию зависит не только от качества продукции, но и от целого ряда внешних факторов, зачастую не поддающихся контролю;

на раннем этапе внедрения СМК  и при проведении мероприятий  по улучшению качества неизбежны  капитальные вложения, а значит отдельные группы затрат могут изменяться скачкообразно, независимо от изменения качества продукции;

на раннем этапе внедрения СМК  неизбежно возрастут внутренние потери из-за дефектов и несоответствий не потому, что снижается качество продукции, а потому что возрастет эффективность контроля.

По классификации А. Фейгенбаума, совпадающей с классификацией BS 6143, затраты на качество делятся  на:

1. Расходы на проведение предупредительных  мероприятий

а) планирование качества (организационное обеспечение качества, проектирование изделия, исследования в области надежности и т.д.);

б) контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических  процессов, контроль процесса производства и т.п.);

в) проектирование аппаратуры, применяемой  для получения информации о качестве (проектирование аппаратуры, используемой для определения качества продукции и технологического процесса, сбора данных, их обработки и т.д.);

г) обучение методам обеспечения  качества и работа с кадрами (разработка программ подготовки кадров, направленных на правильное применение работниками методов управления качеством);

д) проверка конструкции изделия (предпроизводственная оценка продукции);

е) разработка систем управления (разработка и управление комплексными СМК, их совершенствование);

ж) управление процессом (затраты на установление средств управления процессом, затраты на изучение возможностей процесса, затраты на осуществление технической  поддержки производственного персонала  в применении и поддержании  процедур и планов по качеству);

з) обеспечение качества поставок (затраты на оценку потенциальных  поставщиков и материалов перед  заключением договоров на поставки, затраты, связанные с технической  подготовкой проверок и испытаний  закупленных материалов, затраты  на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества);

Информация о работе Модель затрат на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»