Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:32, курсовая работа
Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследования и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками.
Целью данной работы является изучение стандартизации и ее роли в повышении эффективности производства и качества промышленной продукции, а также рассмотреть затраты на качество на примере предприятия ОАО «АВТОВАЗ»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 4
1.1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4
1.2. ЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ДЛЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 6
1.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ 8
1.4. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 9
1.5. ВИДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 10
1.6. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 13
1.7. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 13
1.8. КАТЕГОРИИ СТАНДАРТОВ 14
1.9. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 19
2. СУЩНОСТЬ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 22
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 22
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 24
2.3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО 25
3. МОДЕЛЬ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 33
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АВТОВАЗ» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
и) аудит СМК (затраты на внутренний аудит, затраты на аудит СМК потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом);
к) другие расходы, связанные с проведением предупредительных мероприятий.
2. Расходы на оценку качества
а) проведение испытаний и приемочный контроль материалов (оценка качества закупочного материала, командировочные расходы контролеров);
б) лабораторные приемочные испытания (проведение всех видов испытаний в лаборатории или испытательном центре для оценки качества закупаемого материала);
в) лабораторные измерения: измерения, проверка контрольно-измерительных приборов, их ремонт и т.п. (Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования.);
г) технический контроль (оценка качества продукции работниками службы технического контроля);
д) испытания изделий (оценка эксплуатационных характеристик продукции);
е) самоконтроль (проверка качества продукции самими рабочими);
ж) аттестация качества продукции сторонними организациями;
з) техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проверка и техническое обслуживание этой аппаратуры);
и) техническая проверка продукции и разрешение отгрузки (анализ данных, полученных в результате проведения испытаний и технического контроля, выдача разрешения на отгрузку продукции);
к) испытания в условиях эксплуатации;
л) материалы для тестирования и проверок:
стоимость расходных материалов, используемых
при контроле и испытаниях, стоимость
материалов, образцов и т.п., подвергнутых
разрушающему контролю (стоимость испытательного
оборудования не включается) [10, 113].
3. Издержки вследствие отказов, вызванных внутренними причинами
а) отходы производства (потери, понесенные в процессе достижения требуемого уровня качества);
б) переделка (дополнительные расходы для достижения требуемого уровня качества);
в) расходы на материально-техническое снабжение (расходы в процессе работы с браком и в результате рассмотрения рекламаций на закупленный материал);
г) снижение сорта (затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям);
д) анализ потерь (затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству).
4. Издержки вследствие отказов, вызванных внешними причинами
а) рекламации в гарантийном периоде (отказы продукции в условиях эксплуатации, ее ремонт или замена);
б) рекламации в послегарантийный период (отказы изделия в условиях эксплуатации по истечении срока действия гарантии);
в) техническое обслуживание (исправление дефектов или недостатков изделий, не являющихся предметом эксплуатационных рекламаций);
г) юридическая ответственность (финансовые потери, вызванные производством некачественной продукции);
д) возврат продукции [5, 188].
Затраты на качество, взятые сами по себе в абсолютном (стоимостном) выражении, могут ввести в заблуждение. В результате, будут составлены неверные выводы. Мы должны соотносить затраты на качество с какой-либо другой характеристикой деятельности, которая чувствительна к изменению производства. Такая характеристика называется базой измерения. При определении отношения затрат на качество к какой-либо подходящей базе измерений, важно быть уверенным, что период, для которого все эти характеристики определялись, был один и тот же.
Для многих организаций удовлетворительно будет соотносить затраты на качество с объемом проданной продукции. Причем под проданной здесь понимается та продукция, которая уже оплачена.
Однако, если объем продаж зависит от сезонных факторов, или каких-либо других циклических изменений (например, продажа елочных украшений), объем проданной продукции не может быть достоверной базой, поскольку он будет слишком изменчив, в то время как объем производства и затраты на качество могут оставаться относительно постоянными.
Часто используются и другие базы измерений:
добавленная стоимость (стоимость, добавленная обработкой к стоимости материалов и полуфабрикатов, израсходованных в процессе производства);
трудоемкость (величина оплаты труда, непосредственно затраченного на производство продукции);
себестоимость (сумма величин оплаты труда, непосредственно затраченного на производство продукции, стоимости материалов и комплектующих, накладных расходов);
альтернативные соотношения.
При увеличении издержек на управление
качеством издержки брака будут
уменьшаться. Однако это не значит,
что предприятию стоит
Издержки контроля качества и издержки брака могут быть нанесены на один и тот же график, как это сделано на рис. 1.
Рисунок 1. Экономическая эффективность
управления качеством.
Точка пересечения этих двух кривых обычно является точкой минимальных издержек. Но на практике нелегко получить даже приблизительную оценку, поскольку приходится учитывать много других переменных. Тем не менее, эта задача является самой важной задачей для руководства. На многих фирмах такие расчеты не производятся, хотя расчет затрат на качество может служить источником огромной экономии.
Один из авторитетнейших мировых лидеров в области качества профессор Джуран представил процесс экономии затрат на качество, как: "The Gold in the Mine" ("Золото - в шахте!"). Без усилия невозможно добыть золото из шахты. Точно также, без усилия, недостижима экономия затрат на качество.
Важнейшим объектом для размышления в любой компании должно быть процентное соотношение общих затрат на качество и общего объема продаж.
Затраты на качество могут быть только частью прибыли.
Любое снижение затрат на качество повышает прибыль [4, 188].
Сумма всех этих затрат дает Общие Затраты на Качество (рис. 2).
Составляющие каждой из четырех основных категорий затрат на качество определены ОАО «АВТОВАЗ» уже много лет назад. Категоризация этих элементов в основном условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:
· затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты);
· затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
· внутренние затраты на дефект - затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
· внешние затраты на дефект - затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан (внешние потери);
· сумма всех этих затрат дает Общие Затраты на Качество.
Составляющие каждой из четырех основных категорий затрат на качество определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в основном условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании. Вот что действительно важно, это то что бы внутри компании взаимопонимание и согласие по деталям было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком, то она не должна появиться под другим, и в дальнейшем, во всех последующих случаях, эта затрата должна появляться под тем же самым, первоначальным заголовком.
Перечень составляющих элементов затрат на качество ОАО «АВТОВАЗ»:
Затраты на предупредительные мероприятия
1. Управление качеством
· Затраты на планирование системы качества.
· Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта.
2. Управление процессом
· Затраты на установление средств управления процессом.
· Затраты на изучение возможностей процесса.
· Затраты на осуществление технической
поддержки производственному
3. Планирование качества другими подразделениями
· Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству.
4. Контрольное и измерительное оборудование
· Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов).
· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов).
· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования.
5. Обеспечение качества поставок
· Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки.
· Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов.
· Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.
6. Аудит системы качества
· Затраты на внутренний аудит качества.
· Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.
7. Программа улучшения качества
· Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
8. Обучение вопросам качества
· Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
9. Затраты, не учтенные где-либо еще, такие как:
· Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.
Качество – это совокупность
характеристик объекта, относящиеся
к его способности
Система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Основными принципами системы качества являются:
– приоритетность требований потребителя;
– экономичность системы качества
Необходимость внедрения
ISO (The International Organization for Standardization) – это международная организация по стандартизации. ИСО серии 9000 – это стандарты, выработанные на основе накопленного мирового опыта в области разработки, внедрения и управления системой качества на предприятии.
Отлаженная система качества – это надежное средство рационализации работ в области качества, с точки зрения снижения издержек, повышения прибыльности и снижения риска, связанного с последствиями от выпуска некачественной продукции для организации, а так же для потребителя с позиции его выгод, снижения затрат и рисков.
Для того, чтобы создать на предприятии эффективную систему качества, нужно сначала полностью осознать необходимость данного шага. Руководство организации должно выступать главным инициатором движения в сторону повышения качества и прилагать все усилия для того, чтобы это движение стало общефирменным. В ОАО «АВТОВАЗ» не существует общей культуры повышения качества. Руководство разрабатывает политику в области качества, строит разнообразные планы повышения качества, но сотрудники фирмы, в большинстве своем, этого не знают.
Средством реализации политики в области качества на ОАО «АВТОВАЗ» является эффективный мотивационный механизм обеспечения качества труда. Этот механизм включает два взаимосвязанных аспекта:
– методы оценки качества труда различных категорий работников;
– набор средств экономического и морального стимулирования.
В соответствии с этим необходимо отработать и документировать процедуру оценки и поощрения усилий и достижений работников в области управления качеством, а так же необходимо разработать современную и более эффективную систему стимулирования и мотивации. Существующая система не нацелена на конкретную цель – повышение качества продукции. Лишь в производственных цехах половина премии зависит от качественных показателей работы, во всех остальных случаях материальные и моральные поощрения зависят от количественных показателей (например, от степени выполнения плана, от количества реализованной продукции и т.д.).
Информация о работе Модель затрат на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»