Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:44, курсовая работа
Главная цель данной работы - исследовать хозяйственную деятельность выявить основные проблемы и дать рекомендации по улучшению результатов хозяйственной деятельности.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- дать общую оценку работы предприятия, т.е. проанализировать основные экономические показатели деятельности предприятия;
- определить и оценить технический уровень производства, выявить его влияние на результаты работы предприятия;
- оценить эффективность организации производства и труда на предприятии;
Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия. Задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………..3
Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………..7
Анализ хозяйственной деятельности предприятия……………………14
Анализ технико-организационного уровня предприятия
Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия…………………………………………………….22
Анализ материальных ресурсов предприятия…………………..28
Анализ трудовых ресурсов предприятия………………………..32
Анализ объема производства и реализации продукции ……….41
Анализ себестоимости продукции……………………………….48
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия….52
Анализ финансового состояния предприятия…………………...57
Выводы и рекомендации по результатам анализа……………………..71
Библиографический список…………………………………………………..82
Анализ состава и структуры себестоимости продукции
Статьи расходов |
Базисный год |
Отчетный год | ||
в денежном выражении |
в % |
в денежном выражении |
в % | |
1. Материальные расходы |
174123 |
46,9 |
179855 |
45,3 |
2. Расходы на оплату труда |
45229 |
12,2 |
51755 |
13,3 |
3. Суммы начисленной амортизации |
2260 |
0,6 |
2909 |
0,7 |
4. Прочие расходы |
149345 |
40,3 |
156982 |
40,1 |
Итого полная себестоимость |
370957 |
100 |
391501 |
100 |
Материальные расходы и расходы на оплату труда – это два основных элемента из которых складывается себестоимость продукции.
Материальные расходы составляют 46,9 % себестоимости в базисном году и 45,3% в отчетном году. При этом наблюдается понижение в отчетном году доли материальных расходов в себестоимости продукции на 1 %.
Расходы на оплату труда составляют 12,2% в базисном и 13,3 % в отчетном году. Их доля в себестоимости продукции повысилась на 1,1 %.
Самый маленький процент в себестоимости приходится на сумму начисленной амортизации: 0,6 % в базисном году и 0,7 % в отчетном.
В целом величина себестоимости продукции за год повысилась на 720544 тыс.руб. Произошло это увеличение в связи с ростом материальных затрат.
Таблица 21
Анализ затрат на 1 рубль объема реализации продукции
Показатели |
В базисном году |
В отчетном году | |
с учетом объема реализации продукции (услуг) базисного года |
в пересчете на объем реализации продукции (услуг) отчетного года | ||
1. Объем реализации продукции |
381384 |
|
401160 |
2. Общая сумма затрат (полная себестоимость) |
370957 |
389505 |
391501 |
3. Затраты на 1 рубль реализации продукции |
0,97 |
0,97 |
0,98 |
Затраты на 1 руб. реализации продукции:
З1/р = С / V, где
С – общая сумма затрат (тыс.руб.);
V – объем реализации продукции (тыс.руб.).
Пересчет на объем реализации продукции отчетного года:
полная себестоимость в пересчете на объем реализации продукции отчетного года:
С баз/отч = С баз * Іф, где
С баз – полная себестоимость базисного года (тыс.руб.);
Іф – изменение физического объема реализации (ед.).
Іф = V о.г. / V б.г., где
V о.г. - объем реализации продукции в отчетном году (тыс.руб.);
V б.г. - объем реализации продукции в базисном году (тыс.руб.).
Іф = 401160 / 381384 = 1,05
затраты на 1 руб. реализации продукции в пересчете на объем реализации продукции отчетного года:
З1/р баз/отч = С баз/отч / V отч, где
С баз/отч – полная себестоимость в пересчете на объем реализации продукции отчетного года (тыс.руб.);
V отч - объем реализации продукции в отчетном году (тыс.руб.).
Изменения затрат на 1 руб. реализации продукции:
за счет изменения цен:
∆ Зц = З баз/отч – З баз, где
З баз/отч - затраты на 1 руб. объема реализации продукции в пересчете на объем реализации продукции отчетного года (руб.);
З баз - затраты на 1 руб. реализации продукции базисного года (руб.).
∆ Зц = 0,97 – 0,97 = 0
за счет изменения общей суммы затрат:
∆ Зс = З отч - З баз/отч, где
З отч - затраты на 1 руб. реализации продукции отчетного года (руб.);
З баз/отч - затраты на 1 руб. объема реализации продукции в пересчете на объем реализации продукции отчетного года (руб.).
∆ Зс = 0,98 – 0,97 = 0,01 руб.
общее изменение затраты на 1 руб. реализации продукции:
∆ Зобщ = ∆ Зц + ∆ Зс, где
∆ Зц – изменение затрат на 1 руб. объема реализации продукции за счет изменения цен (руб.);
∆ Зс - изменение затрат на 1 руб. объема реализации продукции за счет изменения общей суммы затрат (руб.).
∆ Зобщ = 0+ 0,01 = 0,01 руб.
Показатели затрат на 1 руб. реализации в отчетном году повысились на 1 коп., в том числе на 1 коп. за счет сокращения общей суммы затрат, что приведет к уменьшению прибыли в каждом рубле выручки на 1 коп.
Можно сделать вывод, что увеличение себестоимости произошло в основном за счет изменения цен на продукцию.
Этот этап начинается с анализа основного финансового результата – налогооблагаемой (балансовой) прибыли предприятия.
Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как алгебраическая сумма:
Основной составляющей прибыли предприятия при эффективной хозяйственной деятельности должна являться прибыль от реализации продукции. В процессе анализа необходимо установить динамику этого показателя, выявить основные факторы и установить степень их влияния на его изменение.
В процессе дальнейшего анализа необходимо проследить изменение прибыли относительно других показателей, то есть рассчитать показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты относительно используемых ресурсов и эффективность деятельности предприятия. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
Результаты анализа представлены в таблице 22, 23, 24, 25,26
Таблица 22
Анализ состава налогооблагаемой (балансовой) прибыли предприятия
Состав налогооблагаемой прибыли |
Базисный год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение |
1. Прибыль от реализации продукции |
10427 |
9659 |
-768 |
2. Сальдо прочих доходов и расходов в том числе: - проценты к получению - проценты к уплате |
-
7 1209 |
-
308 3396 |
-
+301 +2187 |
3. Доходы от участия других организаций в том числе: - прочие доходы - прочие расходы |
2
954 4281 |
5
1324 4873 |
+3
+370 +592 |
4. Налогооблагаемая (балансовая) прибыль |
5900 |
3027 |
-2873 |
Как видно из таблицы, прибыль от реализации продукции снизилась 768 тыс. руб. и составила 9659 тыс. руб. Сальдо прочих доходов и расходов является отрицательным, т.е. представляет с собой убыток, который в отчетном году снизился на 3865 тыс. руб. и составил 4527 тыс. руб. Налогооблагаемая прибыль снизилась на 2873 тыс. руб. и составила 3027 тыс. руб.
Таблица 23
Анализ прибыли от реализации продукции (услуг)
Показатели |
В базисном году |
В отчетном году | |
с учетом объема реализации продукции (услуг) базисного года |
в пересчете на объем реализации продукции (услуг) отчетного года | ||
1. Объем реализации продукции |
381384 |
358178 |
401160 |
2. Себестоимость продукции |
370957 |
344990 |
391501 |
3. Прибыль от реализации |
10427 |
________ |
9659 |
Объем реализации услуг в пересчете на объем реализации услуг отчетного года:
Vочт/баз = Vочт / Іинф
Себестоимость услуг в пересчете на объем реализации услуг отчетного года:
Сб/о = Сб * Iф, где
Сб – себестоимость услуг в базисном году
Iф – индекс физического объема
Iф = Vо /Vб / Iинфл, где
Iинфл – индекс инфляции, который составляет 12 %
Iф = 401160/381384/1,12 = 0,93
Таблица 24
Анализ основных факторов, влияющих на изменение прибыли
от реализации продукции
Основные факторы |
Расчет влияния факторов на прибыль |
1. Изменение физического объема |
-729,9 |
2. Изменение цен на продукцию |
+42982 |
3. Изменение себестоимости |
-46511 |
4. Изменение структуры продукции |
0 |
Изменение прибыли от реализации продукции |
-768 |
Изменение убытка:
под действием изменения физического объема
∆ПQ= Пбаз * Iф – Пбаз
под действием изменения цены
∆Пц = Vотч – Vочт/баз
под
действием изменения
∆Пс = - (Сотч – С баз/отч)
под действием изменения структуры продукции
∆Пстр = Пбаз * (V отч/баз / Vбаз – Сбаз/отч / Сбаз)
По результатам анализа можно сказать, что убыток в результате влияния физического объема реализации понизился на 729,9 тыс.руб. Изменение убытка в результате изменения цен на услуги составило +42982 тыс.руб. А в результате изменения себестоимости убыток понизился на 46511 тыс.руб. В общем убыток повысился на 768 тыс. руб., но предприятие так и осталось самоокупаемым.
Таблица 25
Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности |
Метод расчета |
Баз. год |
Отч. год |
+/- |
Хозяйственная рентабельность |
||||
общая |
(Прибыль от реализации |
2,8 |
2,4 |
-0,4 |
расчетная |
(Чистая прибыль/Себестоимость) |
0,67 |
0,26 |
-0,41 |
Коммерческая рентабельность |
(Прибыль от реализации |
2,7 |
2,4 |
-0,3 |
Экономическая рентабельность |
(Прибыль от реализации |
16,6 |
11,5 |
-5,1 |
Производственная рентабельность |
(Прибыль от реализации |
48,2 |
25,4 |
-22,8 |
Финансовая рентабельность (доходность собственного капитала) |
(Прибыль от реализации продукц |
284 |
206,6 |
-77,4 |