Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:44, курсовая работа
Главная цель данной работы - исследовать хозяйственную деятельность выявить основные проблемы и дать рекомендации по улучшению результатов хозяйственной деятельности.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- дать общую оценку работы предприятия, т.е. проанализировать основные экономические показатели деятельности предприятия;
- определить и оценить технический уровень производства, выявить его влияние на результаты работы предприятия;
- оценить эффективность организации производства и труда на предприятии;
Общий обзор хозяйственной деятельности анализируемого предприятия. Задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………..3
Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………..7
Анализ хозяйственной деятельности предприятия……………………14
Анализ технико-организационного уровня предприятия
Анализ основных производственных фондов и нематериальных активов предприятия…………………………………………………….22
Анализ материальных ресурсов предприятия…………………..28
Анализ трудовых ресурсов предприятия………………………..32
Анализ объема производства и реализации продукции ……….41
Анализ себестоимости продукции……………………………….48
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия….52
Анализ финансового состояния предприятия…………………...57
Выводы и рекомендации по результатам анализа……………………..71
Библиографический список…………………………………………………..82
Среднесписочная численность персона:
Чср.сп. = (Чн.п. + Чк.п.) / 2, где
Чн.п. – численность персонала на начало периода (чел.);
Чк.п. - численность персонала на конец периода (чел.).
Постоянный состав персонала:
Чп.с. = Чн.п – Чвыб., где
Чн.п. – численность персонала на начало периода (чел.);
Чвыб. – численность выбывшего персонала в течение периода (чел.).
Коэффициент оборота по выбытию:
Кв. = Чвыб. / Чср.сп. * 100%, где
Чвыб. – численность выбывшего персонала в течение периода (чел.);
Чср.сп. - среднесписочная численность персона (чел.).
Коэффициент текучести кадров:
Кт. = Чув./ Чср.сп. * 100 %, где
Чув – количество уволившихся по собственному
желанию или уволенных за
Чср.сп. - среднесписочная численность персона (чел.).
Коэффициент оборота по приему:
Кпр. = Чпр. / Чср.сп. * 100 %, где
Чпр. – численность принятого персонала в течение периода (чел.);
Чср.сп. - среднесписочная численность персона (чел.).
Коэффициент постоянства персонала:
Кп.с. = Чп.с. / Чср.сп. * 100 %, где
Чп.с. – численность постоянного состава (чел.);
Чср.сп. - среднесписочная численность персона (чел.).
Проанализировав динамику показателей можно сделать вывод.
Среднесписочная численность персонала в отчетном году уменьшилась на 20 чел. по сравнению с базисным. В основном это произошло за счет увеличения коэффициента оборота по выбытию персонала на 0,3 %. Постоянный состав персонала уменьшился на 20 чел. и следовательно коэффициент постоянства персонала снизился на 0,1 % в отчетном году.
Это свидетельствует об ухудшении эффективности использования трудовых ресурсов.
Таблица 15
Оценка степени влияния численности основного персонала и производительности труда на изменение объема реализации продукции
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение | |
+ / - |
% | |||
1. Объем реализации продукции |
381384 |
401160 |
+19776 |
105,2 |
2. Численность основного |
378 |
358 |
-20 |
94,7 |
3. Средняя выработка 1 основного работника |
1008,96 |
1120,57 |
+112 |
111 |
Выработка 1 рабочего:
В = V / Ч, где
V - объем реализации продукции (тыс.руб.);
Ч – численность рабочих (чел.).
1. Изменение объема реализации пр
ΔV (Ч) = (Чотч.-Чбаз.)*Вбаз.
ΔV (Ч) = (358-378)*1008,96 = -20179,2 тыс. руб.
2. Изменение объема реализации пр
ΔV (В) = Чотч.*(Вотч.-Вбаз.)
ΔV (В) = 358 * (1120,57-1008,96) = 39955,4 тыс. руб.
ΔVобщ = ΔV (Ч) + ΔV (В)
ΔVобщ = (-20179,2) + 39955,4 = 19776 тыс. руб.
В отчетном году наблюдается неизменность численности основных рабочих на предприятии. При этом выработка на 1 рабочего увеличилась на 112 тыс.руб. или 111 %. И увеличился объем реализации продукции на 19776 тыс.руб., что составило 105,2 %.
Это свидетельствует о том, что эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии увеличилась. И результатом стало повышение производительности труда. А это в свою очередь сопровождается увеличением объема реализации.
Таблица 16
(в тыс. руб.)
Категории персонала |
Базисный год |
Отчетный год | ||||||
ФОТ всего |
в том числе |
ФОТ всего |
в том числе | |||||
Перемнная часть |
постоянная часть |
премии и иные выплаты |
Перемнная часть |
постоянная часть |
премии и иные выплаты | |||
1.основной персонал |
38162 |
- |
37937,6 |
224,4 |
43290 |
- |
43277 |
13,0 |
2. администра- тивно-упра вленческий |
6057 |
- |
6021,4 |
35,6 |
7256 |
- |
7253,8 |
2,2 |
3. вспомогате- льный |
1010 |
- |
1004,1 |
5,9 |
1209 |
- |
1208,6 |
0,4 |
Итого |
45229 |
51755 |
По данным таблицы видно следующее.
В отчетном году увеличились затраты на оплату труда на 6526 тыс.руб. или 114 %. Затраты на основной персонал выросли на 5128 тыс.руб. или 113 %. На административно-управленческий увеличились на1199 тыс.руб. или 120 %. А на вспомогательный персонал на 199 тыс.руб. или 119%.
Можно сделать вывод, что рост затрат произошел в основном из-за увеличения затрат на административно-управленческий и вспомогательный персонал.
Структура фонда оплаты труда
по категориям персонала
Категории персонала |
Базисный год |
Отчетный год | ||
ФОТ (тыс.руб.) |
Удельный вес (%) |
ФОТ (тыс.руб.) |
Удельный вес (%) | |
1.основной персонал |
38162 |
84,4 |
43290 |
83,6 |
2. административно- управленческий |
6057 |
13,4 |
7256 |
14,1 |
3. вспомогательный |
1010 |
2,2 |
1209 |
2,3 |
Итого |
45229 |
100 |
51755 |
100 |
По данным видно, что наибольший удельный
вес в ФОТе занимает оплата труда основных рабочих:
84,4 % в базисном году и 83,6 % в отчетном. На
втором месте затраты по оплате труда
административно-
В отчетном году произошло уменьшение удельного веса затрат на
оплату труда вспомогательного персонала
на 0,1 % и административно-
Структура фонда оплаты труда
по видам выплат
Выплаты |
Базисный год |
Отчетный год |
Абсолютное отклонение | |||
ФОТ (тыс. руб.) |
Удельный Вес (%) |
ФОТ (тыс. руб.) |
Удельный вес (%) | |||
ФОТа |
уд.веса | |||||
1.переменная часть |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. постоянная часть |
44963,1 |
99,4 |
51739,4 |
99,97 |
+6776,3 |
15,1 |
3. премии и иные выплаты |
265,9 |
0,6 |
15,6 |
0,03 |
-250,3 |
-94,1 |
Итого |
45229 |
100 |
51755 |
100 |
Из таблицы видно, что постоянная часть составляет 99,4 % в базисном году и 99,97 % в отчетном. При этом в отчетном году произошло повышение доли постоянной части на 15,1 % и повышение самой постоянной части на 6776,3 тыс. руб.
Премии и иные выплаты в базисном году составляли 0,6 % , а в отчетном 0,03 %, т.е. произошло снижение доли на 94,1 %.
Сопоставление ФОТа и производительности труда
Категории |
Базисный год |
Отчетный год
|
Отклонения |
Темп роста | ||
+ / - |
% |
% | ||||
ФОТ (тыс.руб.) |
45229 |
51755 |
+6526 |
114,4 |
+14,4 | |
Средняя заработная плата 1 работающего (тыс.руб.) |
101 |
121 |
+20 |
122,2 |
+22,2 | |
Средняя выработка 1 работающего (тыс.руб./чел.) |
851,3 |
937,3 |
+86 |
110 |
+10,1 |
По данным видно, что размер ФОТа в отчетном году вырос на 114,4 %, т.е. на 6526 тыс.руб. Следовательно увеличился и размер средней заработной платы 1 работающего. А именно на 22,2 тыс.руб. или 122,2 %. Средняя выработка 1 работающего увеличилась на 110%, что составляет 86 тыс.руб./чел.
Можно сделать вывод о том, что темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Это способствует понижению себестоимости продукции и как следствие повышению прибыли.
Показатели объема производства, реализации и себестоимости продукции являются основными производственными результатами деятельности предприятия.
Анализ рекомендуется начинать с характеристики целевых рынков сбыта продукции. В первую очередь необходимо определить тип рынка, на котором действует предприятие. От типа рынка во многом зависят объем реализации продукции, их себестоимость, средний уровень цен, сумма полученной прибыли, рентабельность и др. Например, «рынок продавцов» характеризуется повышенным спросом на продукцию и сравнительно небольшим количеством предприятий, их предлагающих. Как правило, это монополизированные рынки. Цены на таких рынках могут быть необоснованно завышенными, а качество при этом оставаться низким. «Рынок покупателей» - это рынок, на котором предложение превышает спрос. Для данного типа рынка характерно большое число предприятий, функционирующих в условиях конкуренции. Качество продукции на этих рынках, как правило, полностью соответствует цене на них.
Основными показателями величины рынка (количественными показателями) являются емкость рынка и рыночная доля предприятия. Емкость рынка характеризует возможный объем реализации продукции на данном рынке в течение определенного периода времени, а рыночная доля предприятия показывает объем реализации продукции конкретного хозяйствующего субъекта. Основной качественной характеристикой рынка является его доходность, которая определяется сложившимся уровнем цен на продукцию.
На основе полученных данных необходимо построить матрицы, которые наиболее полно характеризуют рынки сбыта продукции. Например, матрицу возможностей предприятия на различных рынках или матрицу возможностей предприятия по увеличению доли рынка.
Построим матрицу возможностей предприятия по увеличению доли рынка. Область матрицы разбита на отдельные квадранты, характеризующие возможные рыночные стратегии предприятия.
Относительная доля на рынке | ||||
Высокая |
Низкая | |||
СПРОС |
ВЫСОКИЙ |
Продукты «звёзды» - наиболее рентабельные товары – замороженные продукты, колбасные изделия, сыры |
Продукты «дойные коровы» - товары,
спрос на которые уже | |
НИЗКИЙ |
Продукты «трудные дети» - новинки рынка, которые нуждаются в продвижении – морепродукты, кондитерские изделия, йогурты |
Продукты «неудачники» -отсутствуют. |
Рис.2 Матрица возможностей предприятия по увеличению доли рынка
1квадрант отражает зону хозяйствования при высоком спросе и высокой доле рынка. Эту зону способны занимать продукты типа «звезды» и предприятия, лидирующие в быстроразвивающихся отраслях.
2квадрант свидетельствует о замедлении темпов развития отрасли. Эту зону, как правило, занимают предприятия и продукты типа «дойные коровы», лидирующие в стабильной или сокращающейся отрасли.
3квадрант отражает область «трудных детей», которая характеризуется слабой поддержкой потребителей и неясными конкурентными преимуществами.
4квадрант отражает область «неудачников», характерную для сокращающихся отраслей и продуктов, на которые почти отсутствует спрос.
Для успешного продвижения на рынке товаров из категории «трудные дети» и превращения их в товары - «звезды» или товары – «дойные коровы» можно предпринять несколько шагов: