Формирование мотивационного механизма управления персоналом на предприятии (на примере ЗАО АКБ «Экспресс-волга»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение теоретических основ формирования мотивационного механизма управления персоналом и разработка рекомендаций по созданию эффективного механизма мотивации в ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк».
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить сущность процесса мотивации и его влияние на трудовое поведение;
- дать организационно-экономическую характеристику ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.СИСТЕМА МОТИВАЦИИ:ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Теоретические основы мотивации персонала……………………………………..7
Теории построения мотивационного механизма управления
персоналом………………………………………………………………………………..11
Определение мотивационного механизма предприятия…………………………17
Выводы……………………………………………………………………………………32
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Организационно-экономическая характеристика ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”………………………………………………………………………………………34
Анализ системы оплаты труда, структура персонала ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”……………………………………………………………………………………….38
Анализ нематериальной составляющей системы мотивации ЗАО АКБ “Экспресс- Волга банка”……………………………………………………………….44
Выводы………………………………………………………………………………….....59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3.1. Основные проблемы формирования мотивационного механизма ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”………………………………………………………………….61
3.2. Рекомендации по формированию мотивационного механизма ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”…………………………………………………………………………………….70
Выводы…………………………………………………………………………………...79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………… 84

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 610.54 Кб (Скачать)

Мы считаем, что в качестве фактора мотивации гибкий режим работы и надомная работа привлекательны для работника следующим:

1)  оптимальным балансом  между семьей и работой, сокращением  расходов на оплату услуг лиц  и учреждений, осуществляющих уход  за членами семьи (детьми, престарелыми  родителями) и возможностью проводить  больше времени с семьей.

2)  возможностью получения  образования, дополнительного заработка, участия в общественной жизни  т.д.

3)  осуществлением контактов  со сторонними организациями, имеющими  строго регламентированный график  работы,

4)  повышением продуктивности  самой работы, осуществляемой в  привычной (домашней) обстановке,

5)  уменьшением времени  и затрат на транспорт, исключением  попадания в дорожные пробки  и стрессов, с ними связанных,

6)  соблюдением индивидуальных  биологических ритмов, времени труда  и отдыха, отсутствием необходимости  просыпаться рано и работать  до позднего вечера.

Итак, проанализировав работы Верещагина Л.А, Карелина И.М, мы пришли к выводу, что формируя четкую внятную систему мотивации труда, руководителю компании или службе персонала необходимо предпринять следующие шаги:

        • - провести исследования и анализ рынка труда на интересующем сегменте рынка,
        • - определить необходимый и возможный список социальный льгот, который может быть сведен в единую систему и должен положительно повлиять на общую картину состояния производительности труда в компании. Причем данная система должна быть достаточно прозрачной и понятной работнику компании,
        • - по необходимости ранжировать предоставленные льготы по иерархической системе предприятия. Чем выше статус, тем более значимые льготы могут быть предоставлены,
        • - комплекс социальных льгот может быть выборочным не только по должностям, но и по видам деятельности. Например, отдел продаж может несколько отличаться по набору социального пакета, чем административно-хозяйственный отдел. Это обусловлено разными уровнями решаемых задач, определить источники финансирования социальных программ, так как система должна функционировать достаточно четко и носить регулярный характер.

Сегодня мотивация персонала в компаниях занимает большое значение в организации. Система управления персоналом немыслима без такой важной составлятрющей, как мотивация труда. Согласование целей предприятия и конкретного работника происходит постепенно в мотивационном процессе, где работником анализируется ситуация, средства для получения результата и сам результат.

 

 

 Выводы

В первой главе мы пришли к выводу, рассмотрев основные факторы мотивации, что основным является материальная сторона. Важным условием является оплата труда и ее составляющие. Но не менее важной составляющей является нематериальная сторона.

Чтобы выяснить, как развивалось понятие мотивации и механизм построения мотивации, нами проанализированы классические теории мотивации.  Основная идея содержательных теорий мотивации – наличие причинно-следственных связей между внутренними психическими состояниями и поведением, К ним относятся теории мотивации иерархия потребностей Абрахама Маслоу, теория потребностей Дэвида Мак Клелланда, двухфакторная концепция Фредерика Герцберга, теория Дугласа Мак Грегор.

Перечень таких факторов, полученный на основе анализа процессуальных теорий,  включает в себя: способности человека, его ожидания, цели, внутренние и внешние вознаграждения.

    Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определённые параллели между ними. Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.  Сравнивая классификации всех теорий, можно отметить, что выделенные в различных работах группы потребностей и механизмов в определённой мере дополняют друг друга.

Современная наука разделяет мотивацию персонала на внешнюю и внутреннюю. Внешняя и внутренняя мотивация оказывают большое влияние на деятельность работника. Наиболее эффективной принято считать внутреннюю мотивацию, но без внешней системы мотивации (стимулирования) внутренняя большей частью теряет свое значение. Цели системы стимулирования должны соответствовать целям организации и способствовать обеспечению ее рабочей силой, обладающей необходимыми и достаточными компетенциями. В организациях наиболее остро стоит проблема выбора системы стимулирования работников. Каждая компания, серьезно относящаяся к вопросам управления персоналом или, по крайней мере, планирующая свой завтрашний день, старается разработать собственную систему стимулирования труда персонала.

Руководствуясь основными правилами формирования мотивации, принципами организации труда службе персонала можно сформировать четкую и внятную систему мотивации труда. Предприняв необходимые шаги, руководитель компании может создать у работников положительную мотивацию, что в конечном итоге играет более эффективную роль в общей системе стимулирования труда предприятия. Каждой компании рано или поздно придется столкнуться с проблемами стимулирования труда, привлечения и удержания квалифицированного персонала. В их решении грамотная и четкая система мотивации играет далеко не последнюю, если не ведущую, роль.

 

  1. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ    

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”

Коммерческий межотраслевой банк стабилизации и развития «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА», далее именуемый банк, создан в соответствии с решением учредителей в 1994 году (Протокол №1 от 10 января 1994 г.). Фирменное (полное официальное) наименование банка: Закрытое акционерное общество коммерческий межотраслевой банк стабилизации и развития «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА».Сокращенное наименование банка: ЗАО АКБ «Экспресс-Волга». Латинская транскрипция: «BANK EXSPRESS-VOLGA».Место нахождения банка и его органов управления: Российская Федерация, 410002 город Саратов, ул. Мичурина , 166/168.

Акционерами банка могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством РФ:23

  • юридические лица и граждане Российской Федерации и других государств;
  • иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации, ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
  • иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане и граждане государств содружества, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
  • международные организации.

Банк создан без ограничения срока деятельности.

Банк является кредитной организацией, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Уставом банка. Банк может осуществлять следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение указанных в предшествующем абзаце настоящего пункта привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Банк помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте. В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета. А также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Банк имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. Банк гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Правовое положение банка

Банк является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций. 
Банк может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Банк вправе в установленном Банком России порядке открывать корреспондентские счета в других кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами. Банк осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности в установленном законодательством порядке. Предоставление банком услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым банком самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Банк входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, нормативными документами Банка России, а также уставом. Банк может принимать участие в других организациях и создавать на территории РФ, за ее пределами, в том числе в иностранных государствах, хозяйственные общества, товарищества и производственные кооперативы с правами юридического лица. Банк может на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ и в порядке, предусмотренном законодательными актами РФ.

Банк может принимать участие и сотрудничать в иной форме с международными общественными, кооперативными и иными организациями. Банк вправе привлекать для работы российских и иностранных специалистов, самостоятельно определять формы, системы, размеры и виды оплаты их труда в соответствии с трудовым законодательством РФ. Вмешательство в административную и хозяйственную деятельность банка со стороны государственных, общественных и других организаций не допускается, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами.

Лицензии банка и его статусы

Банк обладает следующими лицензиями:

  • лицензией ЦБ РФ № 3085 от 02.10.2002 на право совершения операций в рублях и иностранной валюте с юридическими и физическими лицами
  • № 155-00004-211400 от 17 декабря 1997года 24профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по доверительному управлению ценными бумагами и депозитарной деятельности.

 «Экспресс-Волга» является членом Ассоциации участников вексельного рынка. Банк является одним из ведущих операторов Санкт-Петербургской межбанковской валютной биржи, членом Нижегородской валютной и фондовой секций Московской межбанковской валютной биржи. На сегодняшний день банк находится в числе крупнейших банков Саратовского региона. Ведя политику информационной открытости, он заслужил доверие и предприятий, и населения. Удачно пережив все финансовые катаклизмы, не только сохранил большую часть своих клиентов, но и значительно расширил клиентскую базу. Клиенты по достоинству оценили надежность, стабильность, высокий профессионализм сотрудников, комплексность обслуживания и универсальность не только самого банка, но и его филиалов, а также отделений по Саратову.

Уставный капитал банка оставляет 96,8 млн. рублей25. Банк стабильно входит в состав 200 крупнейших кредитных организаций России по размеру чистых активов. По данным журнала «Эксперт» ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» по состоянию на 1 апреля 2012 г. занимал 104 место среди всех российских банков.(в октябре 2004 г.на 175 месте) см. рис 1.

 

Рис.1 Рейтинг российских банков26

В настоящее время банком обслуживается более 7000 юридических и свыше 60000 физических лиц. Доверие населения банку подтверждается высоким местом в рейтинге по объему привлеченных вкладов, в котором ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» по состоянию на 1 сентября 2004 г. занимал 75 место среди всех российских банков. На сегодняшний день входит в 30 крупных банков.27

Акционеры

В феврале 2004 года в составе акционеров ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» произошли изменения. Крупнейшим акционером банка стала одна из ведущих кредитных организаций России –– ОАО КБ «Пробизнесбанк» (г. Москва). «Пробизнесбанк» хорошо известен не только в России, но и за рубежом, благодаря активному сотрудничеству с Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией. Эти авторитетные во всем мире организации участвуют в капитале «Пробизнесбанка».

Информация о работе Формирование мотивационного механизма управления персоналом на предприятии (на примере ЗАО АКБ «Экспресс-волга»)