Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:35, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение теоретических основ формирования мотивационного механизма управления персоналом и разработка рекомендаций по созданию эффективного механизма мотивации в ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк».
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить сущность процесса мотивации и его влияние на трудовое поведение;
- дать организационно-экономическую характеристику ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.СИСТЕМА МОТИВАЦИИ:ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Теоретические основы мотивации персонала……………………………………..7
Теории построения мотивационного механизма управления
персоналом………………………………………………………………………………..11
Определение мотивационного механизма предприятия…………………………17
Выводы……………………………………………………………………………………32
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Организационно-экономическая характеристика ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”………………………………………………………………………………………34
Анализ системы оплаты труда, структура персонала ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”……………………………………………………………………………………….38
Анализ нематериальной составляющей системы мотивации ЗАО АКБ “Экспресс- Волга банка”……………………………………………………………….44
Выводы………………………………………………………………………………….....59
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3.1. Основные проблемы формирования мотивационного механизма ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”………………………………………………………………….61
3.2. Рекомендации по формированию мотивационного механизма ЗАО АКБ “Экспресс-Волга банка”…………………………………………………………………………………….70
Выводы…………………………………………………………………………………...79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………… 84
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономических теорий
Терентьев Михаил Петрович
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА»)
Дипломная работа студента 5 курса очной формы обучения
Допущено к защите на ГАК
Зав. кафедрой экономических теорий Научный руководитель
Член-корреспондент РАН старший преподаватель
доктор экономических наук, профессор
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.СИСТЕМА МОТИВАЦИИ:ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
персоналом……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Выводы………………………………………………………………
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3.1. Основные проблемы формирования
мотивационного механизма ЗАО АКБ
“Экспресс-Волга банка”………………………………………………………………
3.2. Рекомендации по формированию
мотивационного механизма ЗАО АКБ
“Экспресс-Волга банка”………………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение.
Актуальность исследования. Современная организация в структуре товарного рынка является сложным социально-экономическим субъектом. В системе управления особое место занимает управление персоналом. Без персонала нет организации, а успехи ее финансово-хозяйственной деятельности — это заслуга и достояние персонала. Длительный период развития экономики ведущих индустриально развитых стран с рыночной экономикой убедительно свидетельствует, что добиться успеха можно лишь в том случае, когда в основе управления организацией находится человек как высшая ценность фирмы. Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно превысить ее эффективность, а само понятие "управление персоналом" рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы - аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда, различных категорий персонала.
Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, т.е. стимулирования физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда и стимулирование творческой активности, инициативы и закрепления работников на предприятии.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен сделать это. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия.
Актуальность избранной темы также определяется тем, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание механизма его мотивации. Мотивация - это нахождение способов побудить людей работать целенаправленно и эффективно.
Целью написания дипломной работы является изучение теоретических основ формирования мотивационного механизма управления персоналом и разработка рекомендаций по созданию эффективного механизма мотивации в ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк».
Для реализации поставленной
цели решаются следующие задачи
- изучить сущность процесса мотивации и его влияние на трудовое поведение;
- дать организационно-экономическую характеристику ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк;
Объектом исследования является система мотивации персонала ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования мотивационного механизма управления персоналом ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк».
Степень научной разработанности проблемы. Исследования теоретических основ формирования мотивационного механизма управления персоналом, наряду с отечественными исследователями, выполнялись учеными США, Англии, Германии и других промышленно развитых стран мира. Разработанные теории основаны, как правило, на анализе потребностей и оценке их влияния на стимулирование и мотивацию.
Теоретической базой исследования послужили труды И.М. Воловской, Т.Г. Озерниковой, Д.В. Сафьянова, В.А. Углова, М.Т. Хромовских, Мельникова М.Н, А. Смидт, Еремина Б.Л, Гавриловой И.А.1, , Кричевского Р.Л., Немова Р.С Базарова Т.Ю.2, Веснина В.Р., Виханского А.С., Волгина А.П.; Грачева М.В., Дятлова В.А., Здравомыслова А.Г., Ильина Е.П., Маслова Е.В., Наумова А.И., Подмаркова В.Т., Попова А.В., Пригожина А.И., Пугачева В.П., Рощиной О.Е., Травина В.В, Уткина Э.А., Шаховой В.А., Шапиро С.А., Ядова В.А., Якобсон П.М и др.
О.С. Орлова , анализировала формирование кадрового состава в организации. В ее пособие «Управление персоналом современной организации» рассмотрена методика управления персоналом современной организации, роль и место службы по управлению человеческими ресурсами. 3
Информационная база. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в этой сфере, локальные нормативные акты исследуемой организации, статистическая информация, периодические издания, Интернет-ресурсы.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающих двадцать восемь источников, шести приложений. Основной текст изложен на 86 страницах.
Во введении дано обоснование темы исследования, раскрыта его актуальность, сформулированы цель и задачи.
В первом разделе описаны теоретические основы мотивации, ее влияние на трудовое поведение, рассмотрены основные теории и формирование мотивационного механизма на предприятии. Были исследованы классические теории построения мотивационного механизма.
Во втором разделе был проведен анализ управления трудовой мотивацией персонала на примере ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк».
В третьем разделе выявлены минусы, которые возникают при построении мотивационного механизма , даны рекомендации по созданию и внедрению эффективной системы мотивации персонала ЗАО АКБ «Экспресс-Волга банк», а также даны предложения по формированию мотивационного механизма.
1.СИСТЕМА МОТИВАЦИИ: ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.4 Мотивация трудовой деятельности представляет собой процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.
Как видим, в данном определении сочетаются два основных направления, обычно принимаемые руководителями в качестве тождества мотивация и стимулирование. Мотивация и стимулирование – это разные вещи, хотя и служащие для достижения единой цели – повышения эффективности труда работника. С помощью мотивации оказывается воздействие на персонал предприятия.
Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействиях коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием организациёй.
Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениям. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать возможности группы работников. По мнению Т.Ю. Базарова, мотивация как важнейший элемент управления персоналом включает в себя следующее: 5
Выбор мотиваторов труда является основой управления персоналом.
Система материального стимулирования включает заработную плату, денежные премии. Иногда в качестве инструмента материального стимулирования используется система участия работников в прибыли предприятия. Заработная плата – вознаграждение работников за труд и его конечные результаты.
Экономически эффективной Т.Ю. Базаров считает систему премирования, которая формирует уровень оплаты труда в соответствии со степенью выполнения показателей и условий премирования и обеспечивает по тому кругу работников, на которых она распространяется, достижение эффекта, по своей величине большего, чем соответствующая ему премиальная часть заработной платы, или равного этой части. 6
На наш взгляд, в системах поощрения работников единовременные премии и вознаграждения позволяют повысить стимулирующее влияние систем оплаты, более избирательно воздействовать на достижение необходимых работодателю результатов в процессе производства. Единовременные премии и вознаграждения нередко являются не только материальным, но и. моральным поощрением. Потребность в системах единовременных поощрений возникает на всех предприятиях независимо от форм собственности.
Основными формами мотивации работников предприятия, по мнению В.Р. Веснина , являются: