Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является всестороннее изучение действующей практики анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.

Оглавление

Введение

1. Экономическая сущность, правовое регулирование и тенденции развития расходов на реализацию товаров в торговле 6
2. Содержание, задачи и последовательность экономического анализа расходов на реализацию товаров в торговой организации 12
3. Комплексный экономический анализ расходов на реализацию товаров в торговле 20
3.1 Экономическая характеристика района и общий анализ деятельности Лоевского райпо 20
3.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему 43
3.3 Анализ расходов на реализацию по статьям 48
4. Основные направления и резервы оптимизации и снижения расходов на реализацию товаров Лоевского райпо 54

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая издержки с последней доработкой.doc

— 803.00 Кб (Скачать)

Высшим органом управления является собрание уполномоченных, которое правомочно рассматривать и решать любые  вопросы его деятельности. Каждый член имеет один голос, независимо от размера паевого взноса.

Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ с сохранением своей хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.

Лоевское райпо объединяет: нехозрасчетную розницу с тремя торговыми предприятиями: Лоевское №1, Бывальковское №3, Уборковское №4., нехозрасчетный участок «Общепит»; нехозрасчетную автоколонну, нехозрасчетный строительный участок, нехозрасчетный участок «Производство», нехозрасчетный участок «Заготовки», ЧУП «Лоевский продторг».

Районное потребительское  общество является самой крупной  торгующей организацией в Лоевском районе. На ее долю приходится 75,7% всего товарооборота района и 67,3% товарооборота в районном центре.

Райпо обслуживает 15250 человек  населения, в том числе 7950 сельского.

Торговое обслуживание населения района осуществляют 64 торговые предприятия: из них 61 магазин с торговой площадью 5871 кв.м., в том числе в сельской местности 41 магазин (68,3%) с торговой площадью 3015 кв.м. Из общего количества магазинов числится:

  • продовольственных -14, торговая площадь – 1190 кв.м.
  • непродовольственные – 13, торговая площадь  –2071 кв.м.
  • смешанные -34, торговая площадь  –  2610 кв.м.

 В расчете на 1000 жителей  обслуживаемого населения района  приходится 357,6 кв.м.торговой площади при нормативе 260 кв.м.Товарооборот на один квадратный метр торговой площади составил 2047 т.руб.

По методу самообслуживания работают 29 магазинов торговой площадью 3439 кв.м.

Для обслуживания жителей  малых населенных пунктов (39 с числом жителей 987 чел.) работают 2 автомагазина, которые обслуживают 37 населенных пунктов.

Имеется 7 складов, площадью 6970 кв.м., объемом 27444 куб.м., склад-холодильник с машинным охлаждением мощностью 200 тонн.

Общественное питание  представлено 26 предприятиями с общим количеством посадочных мест - 1390.Из них:

  • ресторан -1 на 137 посадочных мест;
  • столовые – 17  на 1121 посадочных мест;
  • бары - 3 на 100 посадочных мест.

В расчете на 1000 жителей  приходится 38,6 посадочных мест в общедоступной сети при нормативе -12 посадочных мест.

Функционирует два цеха: по производству кондитерских изделий (12 тонн в месяц) и цех полуфабрикатов (0,6 тонн в  месяц).

Нехозрасчетный участок «Коопзаготпром»  объединяет производство, которое включает цеха: по производству хлебобулочных изделий мощностью 3,7 тн в сутки, по производству колбасных изделий мощностью 0,46 тн. в смену, скотоубойный пункт мощностью 1,5 тн. в смену, швейный цех, цех по производству ритуальных изделий.

Материально-техническая  база заготовительной отрасли представлена следующими объектами: овощехранилище контейнерного типа на 500 тн., картофелехранилище на 120 тн.,  склад животноводческого сырья площадью 120 кв.м., 2 склада вторичного сырья площадью 596 кв.м., квасильно-засолочный пункт емкостью 48 тн., грибоварочный пункт емкостью 15 тн., заготовительный магазин. 

Имеется также рынок площадью 3360 кв.м. на 127 торговых мест.

Нехозрасчетный участок  «Автоколонна» насчитывает 36 единиц транспорта, из них 32 грузовых.

Предприятия райпо оказывают широкий  перечень платных услуг населению района.

Структура аппарата управления Лоевского  райпо представлена линейно-функциональным типом на рисунке 1. С помощью данной структуры управления обеспечивается управление и координация деятельности членов Общества, а функциональные отделы оказывают информационные, консультационные и иные услуги и решают вопросы, связанные со своей деятельностью. Данная структура управления соответствует целям и предмету деятельности Лоевского райпо.

Высшим органом управления Общества является Собрание уполномоченных потребительского общества.

Исполнительным органом Общества является правление потребительского общества, которое подотчетно Собранию уполномоченных. Контроль за соблюдением  устава Общества, деятельностью Общества, созданных им унитарных организаций и учреждений осуществляет ревизионная комиссия.

 


 



 







 









 

Рис.1. Структура аппарата управления Лоевского райпо

 

Однако  имеются и  недостатки данной структуры: отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между производственными отделениями, недостаточно четкая ответственность, так как в некоторых случаях готовящий решение, в его реализации не участвует.

В современных экономических  условиях повышается самостоятельность организаций в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение деловой активности хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности, прежде всего, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов.

На основании данных бухгалтерской отчетности проанализируем основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность Лоевкого райпо за 2009-2011 годы, которые   представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1. - Основные показатели деятельности Лоевкого райпо за период с 2009– 2011гг.

 

Показатели

Ед. изм.

Годы

Темп роста, %

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009

2011 к 2010

1

2

3

4

5

6

7

8

1 Розничный товарооборот розничной торговле в фактических ценах

млн р.

23 809

27 892

47 781

117,15

200,7

171,3

2 Выручка от реализации-без налогов  и сборов 

млн р.

27 204

30 672

53 221

112,75

195,6

173,5

4 Полная себестоимость реализованных товаров и услуг (себестоимость реализации + расходы на реализацию)

млн р.

27 074

30 385

51 807

112,23

191,3

170,5

5 Прибыль от реализации

млн р.

130

287

1 414

220,77

Свыше 10 раз

Свыше 5 раз

6 Затраты на 1 рубль реализованных услуг (с 4/с 3)

р.

0,995

0,991

0,973

99,6

97,8

98,2

7 Чистая прибыль, млн р.

млн р.

98

96

1 476

97,96

Свыше 14 раз

Свыше 15 раз

8 Рентабельность затрат по чистой  прибыли (с 7*100/с 4)

%

0,4

0,3

2,80

х

х

х

9 Среднегодовая стоимость основных  производственных фондов

млн р.

8 884

11 063

17 407

124,53

195,9

160,0

10 Материальные затраты

млн р.

1 713

2 119

4 219

123,7

246,3

199,2

11 Фондоотдача

р.

2,68

2,52

2,74

94,03

102,2

108,7

12 Материалоотдача

р.

13,90

13,16

11,32

94,68

81,4

86,0

13 Среднесписочная численность персонала

чел.

380

359

338

94,47

88,9

94,2

14 Фондовооруженность персонала

млн р.

23,4

30,8

51,5

131,62

220,1

167,2

15 Годовая выработка на 1 работника  (с 1/с 13)

млн р.

62,7

77,7

141,4

123,92

225,5

181,9

16 Фонд заработной платы

млн р.

2 752,4

3 224,8

4 918

117,16

178,7

152,5

17 Среднемесячная зарплата

тыс р.

604

749

1 213

124,01

200,8

161,9


Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложений 1-9

 

Как свидетельствуют  данные таблицы 3.1. в анализируемом периоде произошло увеличение выручки реализации в 2011 г. по сравнению с 2009 г. и 2010 годом на 95,6 % и 71,3 % соответственно.

Розничный товарооборот так же рос весь анализируемый  период, в итоге в 2011г. розничный  товарооборот составил 47781 млн р. увеличившись на 17,31 % по сравнению с 2010 годом.

Себестоимость реализованной продукции росла  за весь анализируемый период росла  практически теми же темпами, что  и выручка от реализации.

По прибыли  от реализации наблюдается ее увеличение  в 2011 г. по сравнению с 2009 г. в 2 раза и 2010 г. ,- 5 раз соответственно,  в результате чего прибыль составила 1414 млн р.

В 2011 году среднесписочная  численность персонала сократилась  по сравнению с 2009 годом на 11,1 % или 42 человека и составила 338 человек, в 2010 году на 5,8% или 21 человек соответственно. В результате чего за счет сокращения численности растет выработка, которая в 2011г. составила 141,4 млн р., увеличившись на 81,9 % по сравнению с 2010г.

Фонд заработной платы вырос на 52,5 % в 2011г. по сравнению  с 2010г. и составил 4918 млн р. В результате сокращения численности и росте фонда заработной платы увеличилась среднегодовая  заработная плата, в 2011г. она составила 1213 млн р.

Материальные  затраты в анализируемом периоде  увеличились с 1713 млн р. в 2009г. до 4219 млн р. в 2011г. в результате чего произошло снижение материалоотдачи с 13,9 р. в 2009г. до 11,32 р. в 2011г.

 Рост среднегодовой  стоимости основных производственных  фондов повлиял на фондоотдачу,  в результате чего она составила  в 2010 г. 2,52 р. снизившись на 5,3 п.п  по сравнению с 2009г., и в 2011 году 2,74 р.

В итоге данных изменений наблюдается снижение рентабельности в 2010 году  на 0,1 п.п. по сравнению с 2009 г. и увеличение в 2011 г. на 2,4 п.п.

Проанализировав основные источники формирования прибыли  Лоевского райпо (таблица 3.2.), можно отметить, что объем реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 4153 млн р., т.е. на 13,35%, в связи с чем себестоимость продукции увеличилась на 11,18%, что составило 2377 млн р., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом он увеличился на 25948 млн р., т.е. на 73,59 %. Операционные доходы, как и операционные расходы, сократились  на 15,38% и 15,12% соответственно. В 2011 году по сравнению с 2010 годом данная тенденция изменилась и наблюдается рост на 28,18% и 10,96% соответственно. Это привело к получению прибыли в сумме 21 млн р. За анализируемый период наблюдается увеличение внереализационных доходов на 266 млн р., а сумма внереализационных расходов составила 222,0 млн .р.

Таблица 3.2. - Формирование прибыли за 2009-2011 гг.


Примечание. Источник: собственная  разработка на основе приложений 1-9

 

Необходимо отметить, что  на прибыль отчетного периода  положительно  повлияло увеличение прибыли от операционных доходов  и расходов на 21 млн. р. за соответствующий промежуток времени. Это означает, что в райпо снижается сумма штрафов, пени и неустоек на данную сумму. А это, в свою очередь, положительно влияет на  конкурентоспособность организации.

Таким образом, можно  сделать вывод, что конкурентоспособность  Лоевского райпо растет, оно осуществляет стабильную экономическую политику в области работы с операционными и внереализационными доходами и расходами.

Для анализа структуры  и динамики статей, формирующих прибыль, составим таблицу 3.3., в которой отразим и динамику показателей (горизонтальный анализ) и долю показателей в выручке (вертикальный анализ).

 

Таблица 3.3 - Информация о динамике прибыли и рентабельности Лоевского райпо за 2010-2011 годы

 

Показатели

2010

2011

Отклонение 
(гр. 3 -  
- гр. 2)

Темп     
изменения, % 
(гр. 3 / гр. 
2 x 100%)

1

2

3

4

5

1. Выручка от  реализации (товарооборот), млн.руб.       

35262

61210

25948

173,6

2. Сумма налогов  из выручки и   других обязательных  платежей,   млн.руб.                       

4590

7989

3399

174,1

в % к товарообороту  (стр.2/ стр.1 x 100%)       

13,0

13,0

0

100

3. Себестоимость  (покупная стоимость) реализуемых  товаров, млн.руб.                       

23633

40076

16443

169,6

4. Доход от  реализации,  остающийся в распоряжении  организации, млн.руб.            
(стр. 1 - стр. 2 - стр. 3)     

7039

8705

1666

123,7

в % к товарообороту (стр.4/ стр. 1 x 100%)       

19,9

14,2

-5,7

71,4

5. Полная себестоимость,  в т.ч.:

30385

51807

21422

170,5

5.1. Расходы на  реализацию       
товаров, млн.руб.              

6752

11731

4979

173,7

в % к товарообороту (стр.5.1/стр.1x 100%)     

19,1

19,2

0,1

100,5

6. Прибыль от  реализации,   млн.руб.                         
(стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 -  стр. 5.1)                    

287

1414

1127

492,7

7. Показатели  рентабельности:  

       

7.1. Рентабельность  продаж, %    
(стр. 6 / стр. 1 x 100%)       

0,81

2,31

1,5

235,5

7.2. Рентабельность  совокупных   
расходов, %                      
(стр. 6 / стр. 5 x 100%)       

0,94

2,73

1,79

290,4

7.3. Рентабельность  текущих затрат (издержек обращения или  расходов на реализацию), %   (стр. 6 / стр. 5.1 x 100%)     

4,25

12,05

7,8

283,5

Информация о работе Анализ расходов на реализацию товаров в торговле, пути их оптимизации и правовое регулирование