Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:42, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является всестороннее изучение действующей практики анализа расходов на реализацию товаров, их критическая оценка в соответствии с принятой методологией учета расходов и разработка практических предложений по совершенствованию методики учета расходов на реализацию товаров. А также поиск резервов экономии расходов и путей их оптимизации с целью выявления закономерностей их развития и увеличения конечных финансовых результатов.
Введение
1. Экономическая сущность, правовое регулирование и тенденции развития расходов на реализацию товаров в торговле 6
2. Содержание, задачи и последовательность экономического анализа расходов на реализацию товаров в торговой организации 12
3. Комплексный экономический анализ расходов на реализацию товаров в торговле 20
3.1 Экономическая характеристика района и общий анализ деятельности Лоевского райпо 20
3.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему 43
3.3 Анализ расходов на реализацию по статьям 48
4. Основные направления и резервы оптимизации и снижения расходов на реализацию товаров Лоевского райпо 54
Заключение
Список использованных источников
Высшим органом управления является собрание уполномоченных, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. Каждый член имеет один голос, независимо от размера паевого взноса.
Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ с сохранением своей хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.
Лоевское райпо объединяет: нехозрасчетную розницу с тремя торговыми предприятиями: Лоевское №1, Бывальковское №3, Уборковское №4., нехозрасчетный участок «Общепит»; нехозрасчетную автоколонну, нехозрасчетный строительный участок, нехозрасчетный участок «Производство», нехозрасчетный участок «Заготовки», ЧУП «Лоевский продторг».
Районное потребительское общество является самой крупной торгующей организацией в Лоевском районе. На ее долю приходится 75,7% всего товарооборота района и 67,3% товарооборота в районном центре.
Райпо обслуживает 15250 человек населения, в том числе 7950 сельского.
Торговое обслуживание населения района осуществляют 64 торговые предприятия: из них 61 магазин с торговой площадью 5871 кв.м., в том числе в сельской местности 41 магазин (68,3%) с торговой площадью 3015 кв.м. Из общего количества магазинов числится:
В расчете на 1000 жителей
обслуживаемого населения
По методу самообслуживания работают 29 магазинов торговой площадью 3439 кв.м.
Для обслуживания жителей малых населенных пунктов (39 с числом жителей 987 чел.) работают 2 автомагазина, которые обслуживают 37 населенных пунктов.
Имеется 7 складов, площадью 6970 кв.м., объемом 27444 куб.м., склад-холодильник с машинным охлаждением мощностью 200 тонн.
Общественное питание представлено 26 предприятиями с общим количеством посадочных мест - 1390.Из них:
В расчете на 1000 жителей приходится 38,6 посадочных мест в общедоступной сети при нормативе -12 посадочных мест.
Функционирует два цеха: по производству кондитерских изделий (12 тонн в месяц) и цех полуфабрикатов (0,6 тонн в месяц).
Нехозрасчетный участок «
Материально-техническая база заготовительной отрасли представлена следующими объектами: овощехранилище контейнерного типа на 500 тн., картофелехранилище на 120 тн., склад животноводческого сырья площадью 120 кв.м., 2 склада вторичного сырья площадью 596 кв.м., квасильно-засолочный пункт емкостью 48 тн., грибоварочный пункт емкостью 15 тн., заготовительный магазин.
Имеется также рынок площадью 3360 кв.м. на 127 торговых мест.
Нехозрасчетный участок «Автоколонна» насчитывает 36 единиц транспорта, из них 32 грузовых.
Предприятия райпо оказывают широкий перечень платных услуг населению района.
Структура аппарата управления Лоевского райпо представлена линейно-функциональным типом на рисунке 1. С помощью данной структуры управления обеспечивается управление и координация деятельности членов Общества, а функциональные отделы оказывают информационные, консультационные и иные услуги и решают вопросы, связанные со своей деятельностью. Данная структура управления соответствует целям и предмету деятельности Лоевского райпо.
Высшим органом управления Общества является Собрание уполномоченных потребительского общества.
Исполнительным органом
Рис.1. Структура аппарата управления Лоевского райпо
Однако имеются и недостатки данной структуры: отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между производственными отделениями, недостаточно четкая ответственность, так как в некоторых случаях готовящий решение, в его реализации не участвует.
В современных экономических условиях повышается самостоятельность организаций в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение деловой активности хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности, прежде всего, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов.
На основании данных бухгалтерской отчетности проанализируем основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность Лоевкого райпо за 2009-2011 годы, которые представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. - Основные показатели деятельности Лоевкого райпо за период с 2009– 2011гг.
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Темп роста, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 |
2011 к 2010 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 Розничный товарооборот розничной торговле в фактических ценах |
млн р. |
23 809 |
27 892 |
47 781 |
117,15 |
200,7 |
171,3 |
2 Выручка от реализации-без |
млн р. |
27 204 |
30 672 |
53 221 |
112,75 |
195,6 |
173,5 |
4 Полная себестоимость реализованных товаров и услуг (себестоимость реализации + расходы на реализацию) |
млн р. |
27 074 |
30 385 |
51 807 |
112,23 |
191,3 |
170,5 |
5 Прибыль от реализации |
млн р. |
130 |
287 |
1 414 |
220,77 |
Свыше 10 раз |
Свыше 5 раз |
6 Затраты на 1 рубль реализованных услуг (с 4/с 3) |
р. |
0,995 |
0,991 |
0,973 |
99,6 |
97,8 |
98,2 |
7 Чистая прибыль, млн р. |
млн р. |
98 |
96 |
1 476 |
97,96 |
Свыше 14 раз |
Свыше 15 раз |
8 Рентабельность затрат по |
% |
0,4 |
0,3 |
2,80 |
х |
х |
х |
9 Среднегодовая стоимость |
млн р. |
8 884 |
11 063 |
17 407 |
124,53 |
195,9 |
160,0 |
10 Материальные затраты |
млн р. |
1 713 |
2 119 |
4 219 |
123,7 |
246,3 |
199,2 |
11 Фондоотдача |
р. |
2,68 |
2,52 |
2,74 |
94,03 |
102,2 |
108,7 |
12 Материалоотдача |
р. |
13,90 |
13,16 |
11,32 |
94,68 |
81,4 |
86,0 |
13 Среднесписочная численность персонала |
чел. |
380 |
359 |
338 |
94,47 |
88,9 |
94,2 |
14 Фондовооруженность персонала |
млн р. |
23,4 |
30,8 |
51,5 |
131,62 |
220,1 |
167,2 |
15 Годовая выработка на 1 работника (с 1/с 13) |
млн р. |
62,7 |
77,7 |
141,4 |
123,92 |
225,5 |
181,9 |
16 Фонд заработной платы |
млн р. |
2 752,4 |
3 224,8 |
4 918 |
117,16 |
178,7 |
152,5 |
17 Среднемесячная зарплата |
тыс р. |
604 |
749 |
1 213 |
124,01 |
200,8 |
161,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложений 1-9
Как свидетельствуют данные таблицы 3.1. в анализируемом периоде произошло увеличение выручки реализации в 2011 г. по сравнению с 2009 г. и 2010 годом на 95,6 % и 71,3 % соответственно.
Розничный товарооборот так же рос весь анализируемый период, в итоге в 2011г. розничный товарооборот составил 47781 млн р. увеличившись на 17,31 % по сравнению с 2010 годом.
Себестоимость реализованной продукции росла за весь анализируемый период росла практически теми же темпами, что и выручка от реализации.
По прибыли от реализации наблюдается ее увеличение в 2011 г. по сравнению с 2009 г. в 2 раза и 2010 г. ,- 5 раз соответственно, в результате чего прибыль составила 1414 млн р.
В 2011 году среднесписочная
численность персонала
Фонд заработной платы вырос на 52,5 % в 2011г. по сравнению с 2010г. и составил 4918 млн р. В результате сокращения численности и росте фонда заработной платы увеличилась среднегодовая заработная плата, в 2011г. она составила 1213 млн р.
Материальные
затраты в анализируемом
Рост среднегодовой
стоимости основных
В итоге данных изменений наблюдается снижение рентабельности в 2010 году на 0,1 п.п. по сравнению с 2009 г. и увеличение в 2011 г. на 2,4 п.п.
Проанализировав основные источники формирования прибыли Лоевского райпо (таблица 3.2.), можно отметить, что объем реализованной продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 4153 млн р., т.е. на 13,35%, в связи с чем себестоимость продукции увеличилась на 11,18%, что составило 2377 млн р., а в 2011 году по сравнению с 2010 годом он увеличился на 25948 млн р., т.е. на 73,59 %. Операционные доходы, как и операционные расходы, сократились на 15,38% и 15,12% соответственно. В 2011 году по сравнению с 2010 годом данная тенденция изменилась и наблюдается рост на 28,18% и 10,96% соответственно. Это привело к получению прибыли в сумме 21 млн р. За анализируемый период наблюдается увеличение внереализационных доходов на 266 млн р., а сумма внереализационных расходов составила 222,0 млн .р.
Таблица 3.2. - Формирование прибыли за 2009-2011 гг.
Примечание. Источник: собственная разработка на основе приложений 1-9
Необходимо отметить, что на прибыль отчетного периода положительно повлияло увеличение прибыли от операционных доходов и расходов на 21 млн. р. за соответствующий промежуток времени. Это означает, что в райпо снижается сумма штрафов, пени и неустоек на данную сумму. А это, в свою очередь, положительно влияет на конкурентоспособность организации.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность Лоевского райпо растет, оно осуществляет стабильную экономическую политику в области работы с операционными и внереализационными доходами и расходами.
Для анализа структуры и динамики статей, формирующих прибыль, составим таблицу 3.3., в которой отразим и динамику показателей (горизонтальный анализ) и долю показателей в выручке (вертикальный анализ).
Таблица 3.3 - Информация о динамике прибыли и рентабельности Лоевского райпо за 2010-2011 годы
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонение |
Темп |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка от реализации (товарооборот), млн.руб. |
35262 |
61210 |
25948 |
173,6 |
2. Сумма налогов
из выручки и других обязательных
платежей, млн.руб. |
4590 |
7989 |
3399 |
174,1 |
в % к товарообороту (стр.2/ стр.1 x 100%) |
13,0 |
13,0 |
0 |
100 |
3. Себестоимость
(покупная стоимость) |
23633 |
40076 |
16443 |
169,6 |
4. Доход от
реализации, остающийся в распоряжении организации, млн.руб. |
7039 |
8705 |
1666 |
123,7 |
в % к товарообороту (стр.4/ стр. 1 x 100%) |
19,9 |
14,2 |
-5,7 |
71,4 |
5. Полная себестоимость, в т.ч.: |
30385 |
51807 |
21422 |
170,5 |
5.1. Расходы на
реализацию |
6752 |
11731 |
4979 |
173,7 |
в % к товарообороту (стр.5.1/стр.1x 100%) |
19,1 |
19,2 |
0,1 |
100,5 |
6. Прибыль от
реализации, млн.руб. |
287 |
1414 |
1127 |
492,7 |
7. Показатели рентабельности: |
||||
7.1. Рентабельность
продаж, % |
0,81 |
2,31 |
1,5 |
235,5 |
7.2. Рентабельность
совокупных |
0,94 |
2,73 |
1,79 |
290,4 |
7.3. Рентабельность текущих затрат (издержек обращения или расходов на реализацию), % (стр. 6 / стр. 5.1 x 100%) |
4,25 |
12,05 |
7,8 |
283,5 |