Анализ расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса Российской Федерации классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов [1].



Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. В следующем году (2009) показатель снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году [14].

Файлы: 1 файл

анализ расходов гос.бюджета.doc

— 185.50 Кб (Скачать)


Анализ расходов

 

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса Российской Федерации классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов [1].

 

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. В следующем году (2009) показатель снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году [14].

 

Показатель - национальная оборона имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам [14].

 

Рисунок 4. Доля расходов федерального бюджета на 2008 год

 

Рисунок 5. Доля расходов федерального бюджета на 2010 год

 

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составит 4,68 %. В динамике этот показатель падает, к 2009 году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест [14].

 

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Показатель нарастил свой потенциал в 2008 году, поступлений из федерального бюджета было на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций [14].

 

В соответствии с бюджетной устройством Российской Федерации, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными органами - оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам [14].

 

За органами государственной власти субъектов Российской Федерации - оказание специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта [14].

 

Основные направления финансирования "Здравоохранения": повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц - медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". "Спорт и физкультура" - проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" [14].

 

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК Российской Федерации, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Увеличение показателя может произойти при одном условии ст.213 БК Российской Федерации гласит о том, что "в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов" [14].

 

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов". Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении [5].

 

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства [14].

 

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства Российской Федерации.

 

2.2 Дефицит и профицит в Российской Федерации с 2008 г.

 

В 2009 году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 396,1 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 217,6 млрд. рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 76,5% финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 23,5% (691,0 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году - соответственно на 39,4% за счет средств Фонда национального благосостояния и на 60,6% за счет иных источников (1171,7 млрд. рублей), в 2012 году - на 49,1% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 49,6% (798,5 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований [6].

 

Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рисунке 6

 

Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что уже в 2010 году он, окажется, полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансирование текущих расходов бюджета в течение года [6].

 

Предполагаемое использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета (для финансирования дефицита Пенсионного фонда) ведет к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения [6].

 

Рисунок 6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)

 

После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика будет в большей степени ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований.

 

Низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире [6].

 

Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 - 2012 годы будет направлена на:

 

- обеспечение сбалансированности федерального бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

 

- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

 

- активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации [6].

 

Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут, повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации (точка равновесия сроков дисконтированных платежей) и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

 

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 -2012 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке [6].

 

По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2010 году - 568,4 млрд. рублей, в 2011 году - 748,6 млрд. рублей и в 2012 году - 236,5 млрд. рублей. При этом в 2010 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2011 году - соответственно 957,5 млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей [6].

 

Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет [2].

 

В 2010 - 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам (по краткосрочным инструментам - до 9,5-10,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 11,0-11,5% и 11,5-12,0% соответственно) может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом [6]. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 304,0 млрд. рублей, в 2011 году - 450,6 млрд. рублей и в 2012 году - 561,0 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,0% в 2009 году до 5,8% в 2012 году на рисунке 7

 

Рисунок 7. Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета, %

 

В сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации основными принципами долговой политики в 2010 - 2012 годах являются:

 

- частичное финансирование дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации (таблица 1);

 

- полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.

 

Таблица 1. Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах (млрд. долл. США)

             

2009              

2010             

2011             

2012             

 

привлечение             

0,0             

17,8             

20,7             

20,0             

 

погашение             

1,6             

1,5             

3,1             

1,3             

 

"чистое" привлечение             

-             

16,3             

17,6             

18,7             

 

 

 

В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов являются:

 

1) ускоренная реализация большинства действующих проектов, реализуемых в рамках соглашений о займах. В 2010-2012 годах привлечение средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно;

 

2) расширение практики предоставления гарантий Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций;

 

3) внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов на основе консультационно-аналитического и экспертного содействия международных финансовых организаций без осуществления государственных заимствований Российской Федерации в дополнение к существующей форме реализации проектов на основе заимствований. При этом выбор инструмента сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение займа или финансирование проекта за счет средств федерального бюджета при консультационно-аналитическом содействии МФО для реализации проекта) будет определяться отдельно для каждого проекта [6].

 

В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года составит 5 499,2 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 7 026,8 млрд. рублей и на 1 января 2013 года - 8 275,4 млрд. рублей [6].

 

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 15,41% ВВП на конец 2012 года (рисунок 8). При этом к концу 2012 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 52,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга [6].

 

Рисунок 8. Государственный долг Российской федерации к ВВП, %

Информация о работе Анализ расходов государственного бюджета