Анализ расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса Российской Федерации классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов [1].



Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. В следующем году (2009) показатель снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году [14].

Файлы: 1 файл

анализ расходов гос.бюджета.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

% (в номинальном выражении)             

26,5             

31,2             

-0,4             

-5,0             

3,1             

 

% (в реальном выражении)             

11,6             

17,1             

-9,5             

-12,1             

-3,6             

 

Изменения к 2008 году, млрд. рублей                           

2 360,4             

2 316,0             

1 818,9             

2 110,1             

 

% (в номинальном выражении)                           

31,2             

30,6             

24,0             

27,9             

 

% (в реальном выражении)                           

17,1             

6,0             

-6,8             

-10,2             

 

 

 

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 годах - средства Фонда национального благосостояния и иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 8):

 

 

Таблица 8. Источники покрытия дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)

 

Показатель             

2009              

2010              

2011              

2012              

 

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего             

3 217,6             

2 936,9             

1 934,1             

1 611,4             

 

в %% к ВВП             

8,3             

6,8             

4,0             

3,0             

 

в том числе:                                                                     

 

за счет средств Резервного фонда             

2 821,5             

1 860,1             

-             

-             

 

в %% к ВВП             

7,2             

4,3                                         

 

за счет Фонда национального благосостояния             

-             

385,8             

762,4             

812,9             

 

в %% к ВВП             

-             

0,9             

1,6             

1,5             

 

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета             

396,1             

691,0             

1 171,7             

798,5             

 

в %% к ВВП             

1,0             

1,6             

2,4             

1,5             

 

 

 

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 70%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут исчерпаны в 2010 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах) (таблица 9):

 

Таблица 9. Прогноз объемов Резервного фонда (млрд. рублей)

 

Показатель             

Прогноз             

             

2009              

2010              

2011              

2012              

 

Объем Резервного фонда на начало года             

4 027,6             

1 789,2             

48,8**             

48,8**             

 

%% к ВВП              

10,3             

4,1             

0,0             

0,0             

 

Доходы от управления средствами Резервного фонда*             

205,1                                                       

 

Курсовая разница             

426,8             

70,9             

0,0             

0,0             

 

Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета             

-2 821,5             

-1 860,1             

0,0             

0,0             

 

Объем Резервного фонда на конец года              

1 838,0             

0,0             

0,0             

0,0             

 

%% к ВВП              

4,7             

0,0             

0,0             

0,0             

 

Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах             

48,8             

48,8             

48,8             

48,8             

 

Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах             

1 789,2             

0,0             

0,0             

0,0             

 

 

 

*- доходы от управления Резервным фондом в 2010-2012 годах подлежат зачислению в доходы федерального бюджета;

 

** - средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах

 

Объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. Рублей на начало 2009 года до 1,1 трлн. Рублей на конец 2012 года (таблица 10):

 

Таблица 10. Прогноз объемов Фонда национального благосостояния (млрд. рублей)

 

Показатель             

Прогноз             

             

2009              

2010              

2011              

2012             

 

Объем Фонда национального благосостояния на начало года             

2 584,5             

2 812,9             

2 564,2             

1 815,8             

 

%% к ВВП              

6,6             

6,5             

5,3             

3,4             

 

Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния*             

79,3                                                       

 

Курсовая разница             

149,1             

137,1             

14,0             

68,3             

 

Использование средств Фонда национального благосостояния                            

- 385,8             

- 762,4             

- 812,9             

 

Объем Фонда национального благосостояния на конец года              

2 812,9             

2 564,2             

1 815,8             

1 085,2**             

 

%% к ВВП             

7,2             

5,9             

3,8             

2,0             

 

Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах             

655,0             

655,0             

655,0             

655,0             

 

Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах             

2 157,9             

1 909,2             

1 160,8             

430,2             

 

 

 

*- доходы от управления Фондом национального благосостояния в 2010-2012 годах подлежат зачислению в доходы федерального бюджета;

 

** - с учетом доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния за 2012 год в объеме 14,0 млрд. рублей, поступающих до 1 февраля 2013 года

 

При этом значительная часть средств Фонда национального благосостояния в объеме 655,0 млрд. руб. размещена на депозитах в ВЭБ [6].

 

В 2010-2012 годах повышается (таблица 11):

 

 

Таблица 11. Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2009-2012 годах (млрд. рублей)

             

2009              

2010             

2011              

2012              

 

Всего источников             

396,1             

691,0             

1 171,7             

798,5             

 

%% к ВВП             

1,0             

1,6             

2,4             

1,5             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

485,9             

1 120,9             

1 360,7             

916,6             

 

увеличение             

1 045,5             

1 514,0             

1 806,4             

1 692,5             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

642,3             

1 447,0             

1 676,7             

1 483,4             

 

уменьшение             

-649,4             

-823,0             

-634,7             

-894,0             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

-156,4             

-326,1             

-316,0             

-566,8             

 

Источники внутреннего финансирования дефицита             

572,7             

261,4             

657,3             

223,6             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

541,9             

568,4             

748,6             

236,5             

 

привлечение             

990,1             

875,6             

1 057,3             

936,6             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

642,3             

844,1             

957,5             

755,4             

 

погашение             

-417,4             

-614,2             

-400,0             

-713,0             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

-100,4             

-275,7             

-208,9             

-518,9             

 

Источники внешнего финансирования дефицита             

-176,6             

429,6             

514,4             

574,9             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

-56,0             

552,5             

612,1             

680,1             

 

привлечение             

55,4             

638,4             

749,1             

755,9             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

0,0             

602,9             

719,2             

728,0             

 

погашение             

-232,0             

-208,9             

-234,7             

-181,0             

 

в том числе государственные ценные бумаги             

-56,0             

-50,4             

-107,1             

-47,9             

 

 

 

Планируемые основные характеристики федерального бюджета обеспечивают адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период [6].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги рассмотрения государственный бюджет, приходим к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

 

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

 

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

 

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

 

В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

 

Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

 

Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

 

Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

 

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также, рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

 

Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

 

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

 

Подводя итоги, проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -2-е изд,-М.:Издательство НОРМА,2000.

Информация о работе Анализ расходов государственного бюджета