Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:48, курсовая работа
Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы.
Введение 2
Раздел1. Доходы бюджета Российской Федерации. Общая характеристика и прогнозирование
1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны 5
1.2. Налоговый доход бюджета, как приоритетный источник его формирования 8
1.3. Прогнозирование и планирование доходов государственного бюджета 12
Раздел 2. Общая характеристика расходов государственного бюджета его состав, структура и динамика
2.1 Экономическое содержание расходов бюджетов и их роль в экономическом регулировании 13
2.2. Состав, структура и динамика расходов федерального бюджета 14
Раздел 3. Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития
3.1. Анализ динамики доходов и расходов РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы
1.2. Налоговый доход бюджета, как
приоритетный источник его
2.2. Состав, структура и динамика
расходов федерального бюджета
Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы. И мы были свидетелями кризиса 1998года, коснувшегося каждого россиянина, когда Россия стояла на грани дефолта, ставшего следствием не только падения мировых цен на нефть, но и недальновидной финансовой и бюджетной политики правительства и руководителей Банка России, формировавших государственный бюджет в основном за счет западных кредиторов и доходов от сырьевых ресурсов. И лишь приход к руководству федеральным правительством и Банком России людей, умеющим управлять экономикой и взявшим на вооружение здравые идеи, позволило спасти наше народное хозяйство от коллапса и «дотянуть» до повышения мировых цен на нефть. Но назначенное вторым российским президентом правительство использует «нефтяную передышку» исключительно для погашения внешнего долга, не запуская имеющиеся потенциальные механизмы экономического подъема, и недостаточно финансируя социальные программы.
Поэтому в последние годы проблема наполнения федерального бюджета, являющегося главной казной государства, а также бюджетная политика распределения расходов, находится в центре внимания оппозиционных правительству партий, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, независимых экспертов, журналистов, финансистов, ученых, общественности. Результатом этого внимания является не только критика правительственного бюджетного курса, но и разработка программы мер активной промышленной политики, включая ее бюджетно-налоговые аспекты, разработка обоснованных альтернативных правительству бюджетов на предстоящие финансовые годы. Но правительство мало прислушивается к голосу общественности. Это демонстрирует очередной принятый бюджет, в котором сохранены прежние концептуальные установки макроэкономической и бюджетно-налоговой политики, касающиеся источников бюджетных доходов и приоритетов расходов, включая императив первоочередного обслуживания и погашения внешнего долга, при отказе государства от выполнения своих бюджетных обязательств перед гражданами.
Проблема государственных доходов и расходов, актуальна, и вполне очевиден выбор обозначенной темы исследования. Как представляется автору, в последние годы расходы государства на социальную сферу имеют негативную тенденцию снижения, при этом правительство мотивирует это недостаточностью бюджетных ресурсов. Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.
Государственный бюджет состоит
из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных
частей: доходной и расходной. Доходная
часть показывает, откуда поступают средства
на финансирование деятельности государства,
какие слои общества отчисляют больше
из своих доходов. Структура доходов непостоянна
и зависит от конкретных экономических
условий развития страны, рыночной конъюнктуры
и осуществляемой экономической политикой.
Любое изменение структуры бюджетных
доходов отражает изменения в экономических
процессах. Расходная часть показывает,
на какие цели направляются аккумулированные
государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд
денежных средств, в цельном виде никогда
не существует, т. к. по мере поступления
доходов они обращаются на покрытие расходов.
Он является лишь планом образования и
использования общегосударственного
фонда денежных средств, то есть росписью
доходов и расходов государства, согласованных
друг с другом, как по объему, так и по срокам
поступления и использования.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве
в основу бюджетного планирования положен
метод "скользящей трехлетки", при
котором ранее утвержденные проектировки
второго и третьего года трехлетнего периода
становятся основной следующего бюджета
с ежегодным добавлением к ним проектировок
нового третьего года В данной
курсовой работе рассматривается вопрос
о доходах и расходах государственного
бюджета. А именно: понятие государственного
бюджета, понятие расхода и дохода государственного
бюджета.
Для достижения целей исследования, в данной работе необходимо решить следующие задачи: предстоит дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.
Для решения поставленных задач в данной работе применялись методы анализа и сравнения относительных показателей расходов и доходов федерального бюджета.
Под доходами государства понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов включают налоговые и неналоговые виды доходов, а также безвозмездные поступления.
Государство как экономический субъект, в силу своих властных полномочий устанавливая налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд – содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. В этом случае происходит огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения части доходов в бюджетный фонд и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямое воздействие с его стороны оказывает влияние на некоторые экономические показатели.
Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.
Федеральный бюджет – центральное, стратегическое звено бюджетной системы РФ. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики государства имеют его параметры – объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ), доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым доходам, в соответствии с БК РФ относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (статья 41). К налоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст. 50 БК РФ также относятся: таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов всех уровней бюджетной системы РФ. К ним относятся:
К безвозмездным поступлениям относятся:
Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом на срок не менее трех лет. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные (закрепленные) налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней, а также собственные неналоговые доходы и средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ. Полностью зачисляются в доходы федерального бюджета такие налоги, как таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также государственные пошлины. В соответствии с бюджетной политикой к регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
К доходам государства, относятся и государственные займы. Государственные займы отражают одну из форм кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает как заемщик средств. В отличие от налогов государственный заем имеет добровольный характер и основан, как и всякие кредиты, на принципах возвратности и платности. К государственным займам как методу привлечения доходов в бюджет государство обращается в случае необходимости преодоления бюджетного дефицита, который предусматривается при составлении бюджета на предстоящий год. Займы могут осуществляться в двух формах: во-первых, путем выпуска государственных облигаций и других ценных бумаг для продажи широким слоям населения и, во-вторых, путем выпуска государственных ценных бумаг для продажи национальному банку и коммерческим банкам.
Централизация финансовых средств в федеральном бюджете РФ создает финансовую базу функционирования государства, позволяет осуществлять государственную социально-экономическую политику, обеспечивать обороноспособность и безопасность страны. С помощью федерального бюджета реализуются государственные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержке социальных программ.
Таким образом, обоснованное формирование доходов федерального бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются гарантией финансирования расходов в предусмотренных законом о федеральном бюджете объемах.
1.2. Налоговый доход бюджета, как приоритетный источник его формирования
Информация о работе Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития