Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы.

Оглавление

Введение 2
Раздел1. Доходы бюджета Российской Федерации. Общая характеристика и прогнозирование
1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны 5
1.2. Налоговый доход бюджета, как приоритетный источник его формирования 8
1.3. Прогнозирование и планирование доходов государственного бюджета 12
Раздел 2. Общая характеристика расходов государственного бюджета его состав, структура и динамика
2.1 Экономическое содержание расходов бюджетов и их роль в экономическом регулировании 13
2.2. Состав, структура и динамика расходов федерального бюджета 14
Раздел 3. Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития
3.1. Анализ динамики доходов и расходов РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

2.2. Состав, структура и динамика расходов федерального бюджета

   Расходы бюджета классифицируются, по ряду признаков. В финансовой теории расходы государства подразделяются на текущие и капитальные. От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства. Группировка расходов по целевым и экономическим статьям отражает их направленность на выполнение государством своих функций – социальных, экономических, управленческих, военных и т.п.

В то же время направления использования бюджетных средств классифицируется по трем основным принципам: функциональному, экономическому и ведомственному.

Государственный бюджет расходов имеет 8 основных функций:

  1. Финансирование общегосударственных вопросов

В соответствии со ст.21 БК РФ к ним относятся:

  • функционирование Президента Российской Федерации;
  • функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
  • функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;
  • функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
  • судебная система;
  • обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
  • обеспечение проведения выборов и референдумов;
  • международные отношения и международное сотрудничество;
  • государственный материальный резерв;
  • фундаментальные исследования;
  • резервные фонды;
  • прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
  • другие общегосударственные вопросы.
  1. Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства

К расходам на национальную оборону относят:

  • Вооруженные Силы Российской Федерации;
  • модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;
  • мобилизационная и вневойсковая подготовка;
  • мобилизационная подготовка экономики;
  • подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
  • ядерно-оружейный комплекс;
  • реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;
  • прикладные научные исследования в области национальной обороны;
  • другие вопросы в области национальной обороны;

К расходам на  национальную безопасность и правоохранительную деятельность относятся:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • внутренние войска;
  • органы юстиции;
  • система исполнения наказаний;
  • органы безопасности;
  • органы пограничной службы;
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • миграционная политика;
  • модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;
  • прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
  • другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
  • Расходы на национальную экономику
  • национальная экономика:
  • общеэкономические вопросы;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • исследование и использование космического пространства;
  • воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • водное хозяйство;
  • лесное хозяйство;
  • транспорт;
  • дорожное хозяйство (дорожные фонды);
  • связь и информатика;
  • прикладные научные исследования в области национальной экономики;
  • другие вопросы в области национальной экономики.

4 Бюджетное финансирование фундаментальных  и прикладных научных исследований

  • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;
  • улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства;
  • упрочение взаимосвязи науки и образования.

5 Бюджетное финансирование жилищно - коммунального хозяйства

  • жилищное хозяйство;
  • коммунальное хозяйство;
  • благоустройство;
  • прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;
  • другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.

6 Расходов бюджета на образование  и культуру

К расходам на образование и культуру  относят:

  • дошкольное образование;
  • общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • высшее и послевузовское профессиональное образование;
  • молодежная политика и оздоровление детей;
  • прикладные научные исследования в области образования;
  • другие вопросы в области образования;
  • культура, кинематография;
  • кинематография;
  • прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;
  • (в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)
  • другие вопросы в области культуры, кинематографии.

7 Финансовое обеспечение здравоохранения и спорта

К расходам на здравоохранение относятся:

  • стационарная медицинская помощь
  • амбулаторная помощь;
  • медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
  • скорая медицинская помощь;
  • санаторно-оздоровительная помощь;
  • заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
  • санитарно-эпидемиологическое благополучие;
  • прикладные научные исследования в области здравоохранения;
  • другие вопросы в области здравоохранения;

Физическая культура и спорт:

  • физическая культура;
  • массовый спорт;
  • спорт высших достижений;
  • прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;
  • другие вопросы в области физической культуры и спорта;

К расходам социальную политику относится:

  • пенсионное обеспечение;
  • социальное обслуживание населения;
  • социальное обеспечение населения;
  • охрана семьи и детства;
  • прикладные научные исследования в области социальной политики;
  • другие вопросы в области социальной политики;

Рассмотрим диаграммы 1, 2 и 3. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2010 года по 2012 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).

Диаграмма 1- Доля расходов Федерального Бюджета на 2010 год

Диаграмма 2 - Доля расходов Федерального Бюджета на 2011 год

Диаграмма 3 Доля расходов Федерального Бюджета на 2012 год.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2011 и 2012 году появилась новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.  
 
Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2012 годов".  

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития

   Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентов РФ. В соответствии с законом в отчетном году ВВП в РФ составит 12 трлн. 677 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 5,2%, экономический рост – 9,1% ВВП. В соответствии с законом доходы федерального бюджета составят 12 трлн. 395 млрд. 40 млн. руб., расходы 13 трлн. 387 млрд. 30 млн. руб., профицит бюджета – 999 млрд. 9 млн. руб. Согласно Правительственному плану налоговые доходы должны быть получены в размере 2071384,5 млн. руб, неналоговые доходы в размере 2191194,4 млн. руб., доходы целевых бюджетных фондов – 14061,5 млн. руб., Как и на что предполагается потратить эти доходы?

Важная задача, которую поставил Президент на предстоящий финансовый год, - это повышение устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействию внешнеэкономической конъюнктуры. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета РФ. Как отметил министр финансов А.Л. Кудрин, «Сегодня доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходной бюджетной системы страны, а для федерального бюджета даже еще выше – 18%. Изменение цены на нефть на 1 доллар означает изменение доходов консолидированного бюджета на 59 миллиардов, из них на 45 – для федерального бюджета. То есть, если цена на нефть снизится до 15-16 дол., как это было в середине 90-х годов, то для исполнения такого бюджета, как в 2010г., не хватит 200 млрд. руб. поэтому необходимо сохранять и накапливать Стабилизационный фонд для предотвращения таких ситуаций. Когда в 1998 г. цена на нефть упала до 12 дол. За баррель в среднем, страна столкнулась с проблемой девальвация и дефолта. Стабилизационный фонд навсегда обезопасит от таких ситуаций».

Итак, часть доходов бюджета на сумму 83,4 млрд. руб. пойдет в Стабилизационный фонд. Общий прогноз цены на нефть – 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была заложена цена – 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в этот фонд. Кроме того, в него предполагается зачислить частично остатки средств федерального бюджета, в том числе средства финансового резерва, на конец 2014г.

В рамках бюджета 2011 года, как уже отмечалось выше, существенное внимание уделялось мерам по развитию инфраструктуры - приоритет дорожному строительству. Если в 2010г. суммарные доходы, направленные на дорожное строительство, включая доходы Федерального дорожного фонда, составляли 197 млрд. руб., в 2011г. – уже – 245 млрд. руб., то в 2012г. общий объем доходов, которые  направлялись  на строительство дорог, составило  283 млрд. руб. При этом доходные источники, которые в 2012. субъекты Федерации мобилизуют самостоятельно, составило 204 млрд. руб.

Информация о работе Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития