Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:48, курсовая работа
Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы.
Введение 2
Раздел1. Доходы бюджета Российской Федерации. Общая характеристика и прогнозирование
1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны 5
1.2. Налоговый доход бюджета, как приоритетный источник его формирования 8
1.3. Прогнозирование и планирование доходов государственного бюджета 12
Раздел 2. Общая характеристика расходов государственного бюджета его состав, структура и динамика
2.1 Экономическое содержание расходов бюджетов и их роль в экономическом регулировании 13
2.2. Состав, структура и динамика расходов федерального бюджета 14
Раздел 3. Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития
3.1. Анализ динамики доходов и расходов РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы
В 2011г. бюджеты субъектов РФ увеличились на 451 млрд. руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. были направлены: 90 млрд. руб. – на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. – на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продовольствием, коммунальными услугами и прочим.
Важным фактором наращивания экономического потенциала являются инвестиции в научно-технический потенциал. Расходы на фундаментальную науку, содействие научно-техническому прогрессу возрасли по сравнению с 2011г. на 15%. При этом доля расходов на фундаментальную науку в общих доходах этого раздела возрасла и превысила 50%. Расходы на космическую программу возрастут на следующий год на 60% и достигла 12 млрд. руб. Было продолжено осуществление поддержки авиационного комплекса.
Были предусмотрены расходы на прямую поддержку тех или иных отраслей. Так, на лизинг сельхозтехники в 2012г. – 2 млрд. руб. на страхование урожая расходы в 2012. были подняты с 1 миллиарда до 1,9 млрд. руб.
Судебная система нарастила свои расходы на 30 %, оклады судей возрасли на 40%. Увеличиваются в реальном выражении расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, на охрану окружающей среды. Среди важнейших приоритетов, которые назвал Президент, - обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается прирост расходов на 19%, что выше уровня инфляции. Стоит отметить, что третий год подряд, включая и 2013г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. долл. Это позволяет обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Как считают в Минфине, этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня также ставится задача увеличения прозрачности расходов силовых структур.
Продолжается сокращение государственного долга. В 2013г. он снизится до 3% ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат – одно из ведущих международных рейтинговых агентств Moody’s поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира – на восьмое место.
В 2013. около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. При этом важная задача – сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2012г.
В соответствии с бюджетом вырасли на 20% расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение. Общий уровень зарплаты в бюджетном секторе в 2013г. составит 65% от уровня средней зарплаты в промышленности (в 2005г. – 50%, в 2012г. – 69%). Заложен рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь – на 20,9%, социальное обеспечение службы занятости – на 15%.
Как считает наше правительство бюджет 2012г. является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было. Таковы цифры, теперь перейдем к фактам.
Доходы |
2010 в млрд. руб. |
2011 в млрд. руб. |
2012 в млрд. руб. |
Доходы |
7, 779,10 |
6, 276,30 |
5, 127,23 |
Налоги на прибыль |
635,607 |
485,681 |
328,746 |
Налоги и взносы на социальные нужды |
389,087 |
310,412 |
266,159 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 489,232 |
1 049, 017 |
1 162, 553 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
874,330 |
593,028 |
445,342 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 114,683 |
1 104,226 |
830,175 |
Государственная пошлина, сборы |
26,660 |
25,002 |
22,517 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2291 |
4,674 |
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
2 364,266 |
2301,236 |
1 644,570 |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
88,220 |
113,338 |
81,555 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
46,551 |
53,501 |
36,274 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
125,407 |
95,869 |
64,164 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
6,976 |
1,512 |
1,045 |
Административные платежи и сборы |
41,226 |
3,252 |
8,379 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
3,896 |
2,735 |
1,762 |
Прочие неналоговые доходы |
2,187 |
2,787 |
3,293 |
В целом это означает, что остальные (основные) расходы в этой сфере в лучшем случае сохранятся на уровне 2012. В то же время исходя из прогнозируемой Минэкономразвития России среднегодовой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2730 руб., легко подсчитать, что на среднюю зарплату учителя в 2014. можно приобрести всего 1,0-1,3 наборов такого минимума. Между тем даже для простого воспроизводства населения требуется средняя зарплата, на которую можно приобретать хотя бы 2,5-3,0 набора прожиточного минимума. Планируемая зарплата работников образования позволит им только выживать.
Расходы на здравоохранение определены в объеме 38,1 млрд. руб., что на 11,3% больше чем в 2011. совокупные расходы федерального и региональных бюджетов на здравоохранение – 2,7 –2,8% ВВП, т.е. 70 долл. в душевом выражении, тогда как аналогичные показатели в странах Западной Европы – 8-9%, или 2 –2,5 тыс. долл. Поэтому главная проблема развития сферы здравоохранения – хроническое недофинансирование (объем которого, согласно оценкам специалистов, составляет около половины потребности). По этой причине государственные обязательства по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения. В соответствии с расчетами экспертов минимальный для нашей страны уровень расходов консолидированного бюджета на здравоохранение – не ниже 5% ВВП. Затраты на оплату труда работников здравоохранения определены на 2012г. в сумме 17,49 млрд. руб. (39,1% общих расходов на здравоохранение) и возрастут по сравнению с 2011 г. на 25,%. При этом средний размер ставки зарплаты по отрасли повысится в течение года на 36,2% и составит 1339,5 руб. В значительной степени такое повышение будет сопряжено с существенным (почти на 55 тыс. единиц, т.е. на 10,5%) уменьшением числа ставок работников списочного состава здравоохранения. Факты таковы, что, несмотря на планируемое повышение размера зарплаты в здравоохранении, здесь (как и в образовании) средняя месячная зарплата позволит приобретать всего 1,1-1,2 набора прожиточного минимума, а значит, требуется ее более существенное увеличение. Недопустимо низкая оплата труда работников отрасли – один из факторов высоких затрат населения на платные медицинские услуги, в том числе «затененные».
Доходы населения. Бюджет 2012 г. определяет прирост реальных денежных доходов населения на 7-8% (по сравнению с 2011.). На повышение тарифных ставок ЕТС работников государственных учреждений в проекте бюджета –2013 предусмотрено свыше 42 млрд. руб., а бюджетами субъектов РФ потребуется изыскать на эти цели дополнительно (к уровню 2010г.) 90,2 млрд. Между тем в Фонде софинансирования социальных расходов, через который в предыдущие годы выделялась финансовая помощь регионам на повышение зарплаты бюджетникам, соответствующие средства на 2013г. не предусмотрены.
Принципиально важный вопрос социальной политики и бюджетного регулирования оптимизация доли в ВВП зарплаты, законодательно резервируемой на все виды обязательного социального страхования. В России сумма текущей (чистой) и законодательно резервируемой (страховой) частей заработной платы в ВВП почти вдвое ниже, нежели в развитых странах, и составляет 28,0%: доля текущей чистой (без налогов) зарплаты – около 20,8%, а на все виды социального страхования приходится 7,2% ВВП (следует иметь в виду, что сам размер ВВП России в расчете на одного работника составляет только 1-20% уровня развитых стран). Серьезное, не устраняемое в бюджете 2013 препятствие на пути развития социального страхования в России – запредельная доходная дифференциация населения, выражающаяся в кратно превышающем уровни развитых стран значениях фондового коэффициента (характеризующего соотношение среднего дохода крайних децильных групп граждан), показателя распределения общего объема денежных доходов по группам. В связи с чем принципиально важным представляется повышение не просто размеров зарплаты, а ее реальной покупательской способности. По мнению многих ученых, при разработке государственной бюджетной политики в качестве обязательной установки следует конструировать поэтапное (в течение трех – пяти лет) восстановление покупательной способности зарплаты до предреформенного уровня. Для этого потребуется обеспечить ее увеличение минимум в 2,5 раза.
В 2013г. сохранится и негативная тенденция уменьшения объема выплат из Фонда социального страхования РФ на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. Бюджетом 2004 года в составе расходов по разделу «Социальная политика» ассигнования на мероприятия по оздоровлению детей запланированы на уровне 2012 г. – в размере 1,21 млрд. руб. причем данная сумма рассчитана без учета как прогнозируемых параметров инфляции, так и значительного снижения ассигнований на детское оздоровление, обеспечиваемых из бюджета Фонда социального страхования РФ (которые определены в размере 3,3 млрд. руб. против 11,5 млрд. в 2012г.), а поэтому существенно ниже сложившегося уровня расходов на эти цели.
Расходы на культуру, искусство, кинематографию согласно бюджету должны увеличиться на 13,1 %, т.е. практически на величину … планируемого роста цен. Абсолютно меньше выделяется средств на развитие транспорта, связи, информатики: 5,58 млрд. руб. – 92% к уровню 2012года. Таков же масштаб сокращений, связанных с поддержкой средств массовой информации.
Изучив бюджет 2012г. не беспричинной бьют тревогу в регионах. Ведь из-за потери регионами ряда доходов, а также в связи с коммунальной реформой, требующей поддержки имущих слоев населения, должна, казалось бы, возрасти помощь федерального бюджета бюджетам региональным. И в бюджете-2013 предусмотрен рост этих расходов по сравнению с 2012г. Но составляет он всего 4 %. Что намного ниже уровня инфляции. В абсолютном выражении этот составит 311,046 млрд. руб. против 297,72 млрд. руб. в 2012г. В результате межбюджетные отношения центра с регионами станут еще более сложными и напряженными.
Таким образом, федеральный бюджет-2013 г демонстрирует серьезные изъяны. Он череват острыми социальными коллизиями в частности, с воплощением в нем установки на передачу многих соцобязательств государства с федерального на региональные уровни. В то же время, как показывает анализ, показатели, характеризующие социальную сферу и социальную политику, преимущественно имеют характер макроэкономических пропорций и сопоставлений. И почти не применяются параметры, дающие представление о жизненном уровне различных слоев населения, формируемом с помощью бюджетного распределения финансов.
Итак, проанализируем структуру общего объема расходов федерального бюджета за 2011-2012 гг. Данная структура показана в таблице 2
Таблица 2 – Объем и структура федерального бюджета за 2011-2012 гг.
№п/п |
Наименование |
2011г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. |
Удельный вес, % |
Сумма, млн руб. |
Удельный вес, % |
Изменение структуры по сравнению с 2011 г. | ||
1 |
Общегосударственные вопросы |
15,11 |
638885,6 |
14,96 |
-0,15 |
2 |
Национальная оборона |
17,43 |
666026,6 |
15,6 |
-1,83 |
3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
13,09 |
541634,5 |
12,68 |
-0,41 |
4 |
Национальная экономика |
7,94 |
339334,0 |
7,95 |
+0,01 |
5 |
ЖКХ |
0,28 |
38883,1 |
0,91 |
+0,63 |
6 |
Охрана окружающей среды |
0,15 |
6334,3 |
0,15 |
- |
7 |
Образование |
5,10 |
201588,7 |
4,72 |
-0,38 |
8 |
Культура, кинематография и СМИ |
1,28 |
51248,1 |
1,20 |
-0,08 |
9 |
Здравоохранение и спорт |
2,81 |
149098,7 |
3,49 |
+0,68 |
10 |
Социальная политика |
5,49 |
205253,3 |
4,81 |
-0,68 |
11 |
Межбюджетные трансферты в том числе: |
31,32/100 |
1431827.8 |
33.53/100 |
+2.21 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
9,01/28,77 |
371678,1 |
8,70 26,0 |
-0,31 -2,77 | |
Фонды компенсаций |
1,10 3,50 |
73855,6 |
1,73 5,15 |
+0,63 +1,65 | |
Другие межбюджетные трансферты |
2,32 7,41 |
83822,7 |
1,96 5,85 |
-0,36 -1,56 | |
Трансферты внебюджетным фондам |
18,89 60,32 |
902471,4 |
21,14 63,0 |
+2,25 2,78 | |
Всего расходов |
100 |
4270114,7 |
100 |
Информация о работе Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития