Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственной казны, ее доходов и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы.

Оглавление

Введение 2
Раздел1. Доходы бюджета Российской Федерации. Общая характеристика и прогнозирование
1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны 5
1.2. Налоговый доход бюджета, как приоритетный источник его формирования 8
1.3. Прогнозирование и планирование доходов государственного бюджета 12
Раздел 2. Общая характеристика расходов государственного бюджета его состав, структура и динамика
2.1 Экономическое содержание расходов бюджетов и их роль в экономическом регулировании 13
2.2. Состав, структура и динамика расходов федерального бюджета 14
Раздел 3. Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития
3.1. Анализ динамики доходов и расходов РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 94.21 Кб (Скачать)

В 2011г. бюджеты субъектов РФ увеличились на 451 млрд. руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. были направлены: 90 млрд. руб. – на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. – на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продовольствием, коммунальными услугами и прочим.

Важным фактором наращивания экономического потенциала являются инвестиции в научно-технический потенциал. Расходы на фундаментальную науку, содействие научно-техническому прогрессу возрасли по сравнению с 2011г. на 15%. При этом доля расходов на фундаментальную науку в общих доходах этого раздела возрасла и превысила 50%. Расходы на космическую программу возрастут на следующий год на 60% и достигла 12 млрд. руб. Было продолжено осуществление поддержки авиационного комплекса.

Были предусмотрены расходы на прямую поддержку тех или иных отраслей. Так, на лизинг сельхозтехники в 2012г. – 2 млрд. руб. на страхование урожая расходы в 2012. были подняты с 1 миллиарда до 1,9 млрд. руб.

Судебная система нарастила свои расходы на 30 %, оклады судей возрасли на 40%. Увеличиваются в реальном выражении расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, на охрану окружающей среды. Среди важнейших приоритетов, которые назвал Президент, - обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается прирост расходов на 19%, что выше уровня инфляции. Стоит отметить, что третий год подряд, включая и 2013г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. долл. Это позволяет обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Как считают в Минфине, этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня также ставится задача увеличения прозрачности расходов силовых структур.

Продолжается сокращение государственного долга. В 2013г. он снизится до 3% ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат – одно из ведущих международных рейтинговых агентств Moody’s поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира – на восьмое место.

В 2013. около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. При этом важная задача – сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2012г.

В соответствии с бюджетом вырасли на 20% расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение. Общий уровень зарплаты в бюджетном секторе в 2013г. составит 65% от уровня средней зарплаты в промышленности (в 2005г. – 50%, в 2012г. – 69%). Заложен рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь – на 20,9%, социальное обеспечение службы занятости – на 15%.

Как считает наше правительство бюджет 2012г. является бюджетом продолжающегося экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Такого прироста возможностей страны более чем за 15 последних лет не было. Таковы цифры, теперь перейдем к фактам.

 

 

 

 

 

3.1. Анализ  динамики  доходов и  расходов РФ  

В таблице № 1 представлены  доходы РФ. В  таблице № 2-  расходы.

Таблица №1

Доходы

2010  в млрд. руб.

2011  в  млрд. руб.

2012  в млрд. 

руб. 

Доходы

7, 779,10

6, 276,30

5, 127,23

Налоги  на  прибыль

635,607

485,681

328,746

Налоги  и взносы на  социальные  нужды

389,087

310,412

266,159

Налоги  на  товары (работы,  услуги), реализуемые на территории  РФ

1 489,232

1 049, 017

1 162, 553

Налоги  на  товары, ввозимые  на  территорию РФ

874,330

593,028

445,342

Налоги, сборы  и  регулярные платежи  за  пользование  природными  ресурсами

1 114,683

1 104,226

830,175

Государственная  пошлина, сборы

26,660

25,002

22,517

Задолженность  и  перерасчеты по отмененным налогам, сборам  и  иным  обязательным платежам

2291

4,674

 

Доходы  от  внешнеэкономической деятельности

2 364,266

2301,236

1 644,570

Доходы  от  использования  имущества, находящегося  в  муниципальной собственности

88,220

113,338

81,555

Платежи  при  пользовании  природными  ресурсами

46,551

53,501

36,274

Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

125,407

95,869

64,164

Доходы  от  продажи материальных и  нематериальных активов

6,976

1,512

1,045

Административные  платежи  и  сборы

41,226

3,252

8,379

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3,896

2,735

1,762

Прочие неналоговые доходы

2,187

2,787

3,293


 

 

 

Поступление дохода, соответственно, в размере 33,923 968 млрд. рублей, 22,064 млрд. рублей, 33,927 млрд. рублей  обеспечивала Федеральная налоговая служба, в размере 814,917 млрд. рублей, 554, 326 млрд.рублей, 393,847,млрд. рублей  обеспечивает Федеральная таможенная служба.

Поступление налога в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 320,594 млрд. рублей, 318,827 млрд. рублей, 314, 032 млрд. рублей, соответственно.

Поступление пошлины в федеральный бюджет за вычетом отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составило 255,193 млрд. рублей, 188,056 млрд. рублей, 581,943 млрд. рублей, соответственно.

Наиболее значимыми доходами федерального бюджета в 2013 г. в соответствии с законом о федеральном бюджете на этот год являются: доходы от внешнеэкономической деятельности; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; налог на товары, ввозимые на территорию РФ; налог на прибыль.

Многочисленные публикации ученых и экспертов в СМИ свидетельствуют о том, что относительные показатели расходов федерального и консолидированного бюджетов на финансирование, например, социальной сферы не соответствуют не только международным стандартам, но и нормативам, установленным федеральным законодательством. Так расходы на образование предусмотрены в размере 117,79 млрд. руб., или на 20,6% больше, чем в 2012г., т.е. в сравнении с прошедшим годов заложен абсолютный рост в 20,2 млрд. руб. Но рост росту рознь.

В целом это означает, что остальные (основные) расходы в этой сфере в лучшем случае сохранятся на уровне 2012. В то же время исходя из прогнозируемой Минэкономразвития России среднегодовой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2730 руб., легко подсчитать, что на среднюю зарплату учителя в 2014. можно приобрести всего 1,0-1,3 наборов такого минимума. Между тем даже для простого воспроизводства населения требуется средняя зарплата, на которую можно приобретать хотя бы 2,5-3,0 набора прожиточного минимума. Планируемая зарплата работников образования позволит им только выживать.

Расходы на здравоохранение определены в объеме 38,1 млрд. руб., что на 11,3% больше чем в 2011. совокупные расходы федерального и региональных бюджетов на здравоохранение – 2,7 –2,8% ВВП, т.е. 70 долл. в душевом выражении, тогда как аналогичные показатели в странах Западной Европы – 8-9%, или 2 –2,5 тыс. долл. Поэтому главная проблема развития сферы здравоохранения – хроническое недофинансирование (объем которого, согласно оценкам специалистов, составляет около половины потребности). По этой причине государственные обязательства по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения. В соответствии с расчетами экспертов минимальный для нашей страны уровень расходов консолидированного бюджета на здравоохранение – не ниже 5% ВВП. Затраты на оплату труда работников здравоохранения определены на 2012г. в сумме 17,49 млрд. руб. (39,1% общих расходов на здравоохранение) и возрастут по сравнению с 2011 г. на 25,%. При этом средний размер ставки зарплаты по отрасли повысится в течение года на 36,2% и составит 1339,5 руб. В значительной степени такое повышение будет сопряжено с существенным (почти на 55 тыс. единиц, т.е. на 10,5%) уменьшением числа ставок работников списочного состава здравоохранения. Факты таковы, что, несмотря на планируемое повышение размера зарплаты в здравоохранении, здесь (как и в образовании) средняя месячная зарплата позволит приобретать всего 1,1-1,2 набора прожиточного минимума, а значит, требуется ее более существенное увеличение. Недопустимо низкая оплата труда работников отрасли – один из факторов высоких затрат населения на платные медицинские услуги, в том числе «затененные».

Доходы населения. Бюджет 2012 г. определяет прирост реальных денежных доходов населения на 7-8% (по сравнению с 2011.). На повышение тарифных ставок ЕТС работников государственных учреждений в проекте бюджета –2013 предусмотрено свыше 42 млрд. руб., а бюджетами субъектов РФ потребуется изыскать на эти цели дополнительно (к уровню 2010г.) 90,2 млрд. Между тем в Фонде софинансирования социальных расходов, через который в предыдущие годы выделялась финансовая помощь регионам на повышение зарплаты бюджетникам, соответствующие средства на 2013г. не предусмотрены.

Принципиально важный вопрос социальной политики и бюджетного регулирования оптимизация доли в ВВП зарплаты, законодательно резервируемой на все виды обязательного социального страхования. В России сумма текущей (чистой) и законодательно резервируемой (страховой) частей заработной платы в ВВП почти вдвое ниже, нежели в развитых странах, и составляет 28,0%: доля текущей чистой (без налогов) зарплаты – около 20,8%, а на все виды социального страхования приходится 7,2% ВВП (следует иметь в виду, что сам размер ВВП России в расчете на одного работника составляет только 1-20% уровня развитых стран). Серьезное, не устраняемое в бюджете 2013 препятствие на пути развития социального страхования в России – запредельная доходная дифференциация населения, выражающаяся в кратно превышающем уровни развитых стран значениях фондового коэффициента (характеризующего соотношение среднего дохода крайних децильных групп граждан), показателя распределения общего объема денежных доходов по группам. В связи с чем принципиально важным представляется повышение не просто размеров зарплаты, а ее реальной покупательской способности. По мнению многих ученых, при разработке государственной бюджетной политики в качестве обязательной установки следует конструировать поэтапное (в течение трех – пяти лет) восстановление покупательной способности зарплаты до предреформенного уровня. Для этого потребуется обеспечить ее увеличение минимум в 2,5 раза.

В 2013г. сохранится и негативная тенденция уменьшения объема выплат из Фонда социального страхования РФ на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. Бюджетом 2004 года в составе расходов по разделу «Социальная политика» ассигнования на мероприятия по оздоровлению детей запланированы на уровне 2012 г. – в размере 1,21 млрд. руб. причем данная сумма рассчитана без учета как прогнозируемых параметров инфляции, так и значительного снижения ассигнований на детское оздоровление, обеспечиваемых из бюджета Фонда социального страхования РФ (которые определены в размере 3,3 млрд. руб. против 11,5 млрд. в 2012г.), а поэтому существенно ниже сложившегося уровня расходов на эти цели.

Расходы на культуру, искусство, кинематографию согласно бюджету должны увеличиться на 13,1 %, т.е. практически на величину … планируемого роста цен. Абсолютно меньше выделяется средств на развитие транспорта, связи, информатики: 5,58 млрд. руб. – 92% к уровню 2012года. Таков же масштаб сокращений, связанных с поддержкой средств массовой информации.

Изучив бюджет 2012г. не беспричинной бьют тревогу в регионах. Ведь из-за потери регионами ряда доходов, а также в связи с коммунальной реформой, требующей поддержки имущих слоев населения, должна, казалось бы, возрасти помощь федерального бюджета бюджетам региональным. И в бюджете-2013 предусмотрен рост этих расходов по сравнению с 2012г. Но составляет он всего 4 %. Что намного ниже уровня инфляции. В абсолютном выражении этот составит 311,046 млрд. руб. против 297,72 млрд. руб. в 2012г. В результате межбюджетные отношения центра с регионами станут еще более сложными и напряженными.

Таким образом, федеральный бюджет-2013 г демонстрирует серьезные изъяны. Он череват острыми социальными коллизиями в частности, с воплощением в нем установки на передачу многих соцобязательств государства с федерального на региональные уровни. В то же время, как показывает анализ, показатели, характеризующие социальную сферу и социальную политику, преимущественно имеют характер макроэкономических пропорций и сопоставлений. И почти не применяются параметры, дающие представление о жизненном уровне различных слоев населения, формируемом с помощью бюджетного распределения финансов.

 

 Итак, проанализируем структуру общего объема расходов федерального бюджета за 2011-2012 гг. Данная структура показана в таблице 2

Таблица 2 – Объем и структура федерального бюджета за 2011-2012 гг.

№п/п

Наименование

2011г.

2011 г.

2012 г.

2012 г.

   

Удельный вес, %

Сумма, млн руб.

Удельный вес, %

Изменение структуры по сравнению с 2011 г.

1

Общегосударственные вопросы

15,11

638885,6

14,96

-0,15

2

Национальная оборона

17,43

666026,6

15,6

-1,83

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

13,09

541634,5

12,68

-0,41

4

Национальная экономика

7,94

339334,0

7,95

+0,01

5

ЖКХ

0,28

38883,1

0,91

+0,63

6

Охрана окружающей среды

0,15

6334,3

0,15

-

7

Образование

5,10

201588,7

4,72

-0,38

8

Культура, кинематография и СМИ

1,28

51248,1

1,20

-0,08

9

Здравоохранение и спорт

2,81

149098,7

3,49

+0,68

10

Социальная политика

5,49

205253,3

4,81

-0,68

11

Межбюджетные трансферты в том числе:

31,32/100

1431827.8

33.53/100

+2.21

 

Финансовая помощь бюджетам других уровней

9,01/28,77

371678,1

8,70

26,0

-0,31

-2,77

 

Фонды компенсаций

1,10

3,50

73855,6

1,73

5,15

+0,63

+1,65

 

Другие межбюджетные трансферты

2,32

7,41

83822,7

1,96

5,85

-0,36

-1,56

 

Трансферты внебюджетным фондам

18,89

60,32

902471,4

21,14

63,0

+2,25

2,78

 

Всего расходов

100

4270114,7

100

 

Информация о работе Анализ доходов и расходов государственного бюджета и перспективы развития