Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа
С переходом России к демократическим принципам развития в государственном устройстве значительно возросла роль местного самоуправления как неотъемлемого компонента демократического государства. Суть данного уровня власти состоит в том, что местное самоуправление осуществляет само население через избранные им представительные органы.
Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Введение
С переходом России к демократическим принципам развития в государственном устройстве значительно возросла роль местного самоуправления как неотъемлемого компонента демократического государства. Суть данного уровня власти состоит в том, что местное самоуправление осуществляет само население через избранные им представительные органы.
Местные
бюджеты включают в себя совокупность
социально-экономических
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Правильная организация процесса управления местным бюджетом имеет первостепенное значение для его исполнения. Местные органы власти должны совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально - экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием.
Для
обеспечения эффективного управления
местным бюджетом необходима соответствующая
нормативная база, позволяющая разработать
и внедрить экономичную и результативную
систему управления средствами местного
бюджета.
1. Управление доходами и расходами бюджета муниципального образования.
1.1
Нормативные основы
управления доходами
и расходами бюджета
муниципального образования
Правовую
основу местного самоуправления в любом
муниципальном образовании
Местное самоуправление в муниципальных образованиях осуществляется на следующих основных принципах: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законности и гласности; самостоятельность местного самоуправления в пределах полномочий, установленных федеральным и областным законодательством; экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления; взаимодействие органов местного самоуправления и должностных лиц с органами и должностными лицами государственной власти, с иными органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед жителями района и государством; многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение самим населением структуры органов местного самоуправления.
В ведении муниципального образования находятся вопросы местного значения:
- формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль, за его соблюдением;
-
установление, изменение и отмена
местных налогов и сборов
- организация в границах района электро - и газоснабжения поселений;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
-
содержание и строительство
-
организация охраны
-
организация мероприятий
- опека и попечительство;
-
создание условий для
-создание условий для
-
выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности поселений,
-
иные вопросы, отнесенные к
ведению органов местного
Финансовой основой реализации функций органов местного самоуправления является бюджет муниципального образования.
Формирование,
утверждение, исполнение местного бюджета
и контроль за его исполнением
осуществляются органами местного самоуправления
самостоятельно с соблюдением требований,
установленных Бюджетным
Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
Проект
местного бюджета, решение об утверждении
местного бюджета, годовой отчет
о его исполнении, ежеквартальные
сведения о ходе исполнения местного
бюджета и о численности
Принципы
и задачи процесса управления доходами
и расходами бюджета
В соответствии со статьями 28 - 38 БК РФ к основным принципам бюджетной системы РФ относят:
- единство бюджетной системы;
- самостоятельность бюджета;
- полнота отражения доходов и расходов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность
использования бюджетных
- общее (совокупное) покрытие расходов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.
Принцип единства бюджета означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведение бухгалтерского учета бюджетов.
Одним из основных принципов для местного бюджета является принцип самостоятельности, означающий, что он принимается только органом местного самоуправления по его усмотрению без вмешательства извне.
В соответствии с принципом общего покрытия расходов бюджета все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Важным принципом, актуальным для муниципального образования является сбалансированность бюджета. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип
адресности и целевого характера
бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в
распоряжение конкретных получателей
бюджетных средств с
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Превышение расходов над доходами образует дефицит бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, в правовом акте о бюджете должны быть обязательно предусмотрены источники покрытия дефицита. Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем его доходов. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. Поступления из источников финансирования местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:
-
муниципальные займы,
-
бюджетные ссуды, полученные
-
кредиты, полученные от
-
поступления от продажи
-
изменение остатков средств на
счетах по учету средств
Достижение сбалансированности местных бюджетов продолжает оставаться основной проблемой муниципальных финансов Российской Федерации. При составлении местного бюджета необходимо добиваться, чтобы объем и структура его расходной части соответствовала возможностям муниципального образования по мобилизации финансовых ресурсов в доходную часть.
При
управлении использованием основных источников
финансирования местного бюджета –
налогов, платежей, займов, дотаций
и субвенций – следует
В этой связи при управлении доходами необходимо руководствоваться следующими принципами:
-
поступления от платежей по
возможности должны
- там, где использование платежей для финансирования расходов, связанных с оказанием местных услуг невозможно, следует использовать средства, поступающие от налогообложения. Как источник средств для капитальных расходов налоги можно использовать крайне редко;
- если поступления от платежей нельзя применять для текущих расходов на финансирование услуг, которые местные органы власти оказывают в порядке исполнения государственных полномочий, здесь по мере возможности следует использовать дотации и субвенции; в ряде случаев субвенции и дотации могут также использоваться для финансирования капитальных расходов;
- займы целесообразно
Финансовая политика играет особую роль в муниципальной экономической политике, поскольку она обеспечивает посредством финансовых инструментов реализацию экономических стратегий.
В этом плане финансовая политика выступает ключевым фактором эффективного социально- экономического развития муниципального образования.
Основными
направлениями муниципальной
Ключевая
составляющая финансовой политики муниципального
образования – бюджетная политика.
Задачами бюджетной политики выступают:
обеспечение минимального местного бюджета;
рост объема бюджетных доходов, формирование
бюджета развития; достижение сбалансированности
бюджета; обеспечение обслуживания муниципального
долга.
Информация о работе Анализ доходов и расходов местного бюджета