Анализ доходов и расходов местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

С переходом России к демократическим принципам развития в государственном устройстве значительно возросла роль местного самоуправления как неотъемлемого компонента демократического государства. Суть данного уровня власти состоит в том, что местное самоуправление осуществляет само население через избранные им представительные органы.
Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Файлы: 1 файл

расходы доходы муницип образования.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Введение

     С переходом России к демократическим  принципам развития в государственном  устройстве значительно возросла роль местного самоуправления как неотъемлемого  компонента демократического государства. Суть данного уровня власти состоит  в том, что местное самоуправление осуществляет само население через избранные им представительные органы.

     Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения  и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования.

     Формирование  и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

     Правильная  организация процесса управления местным  бюджетом имеет первостепенное значение для его исполнения. Местные органы власти должны совершенствовать систему  отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально - экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием.

     Для обеспечения эффективного управления местным бюджетом необходима соответствующая  нормативная база, позволяющая разработать и внедрить экономичную и результативную систему управления средствами местного бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Управление доходами  и расходами бюджета  муниципального образования.

     1.1 Нормативные основы  управления доходами  и расходами бюджета  муниципального образования 

     Правовую  основу местного самоуправления в любом  муниципальном образовании составляет Конституция Российской Федерации, федеральные законы, издаваемые в  соответствии с ними иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, Устав  и Законы Субъекта Российской Федерации, Устав муниципального образования и правовые акты органов местного самоуправления.

     Местное самоуправление в муниципальных  образованиях осуществляется на следующих  основных принципах: соблюдение прав и  свобод человека и гражданина; законности и гласности; самостоятельность местного самоуправления в пределах полномочий, установленных федеральным и областным законодательством; экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления; взаимодействие органов местного самоуправления и должностных лиц с органами и должностными лицами государственной власти, с иными органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед жителями района и государством; многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение самим населением структуры органов местного самоуправления.

     В ведении муниципального образования  находятся вопросы местного значения:

     - формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль, за его соблюдением;

     - установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов муниципального  образования;

     - организация в границах района  электро - и газоснабжения поселений;

     - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

     - содержание и строительство автомобильных  дорог общего пользования между  населенными пунктами, мостов и  иных транспортных инженерных  сооружений вне границ населенных  пунктов, в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения;

     - организация охраны общественного  порядка на территории муниципального  образования муниципальной милицией;

     - организация мероприятий межпоселенческого  характера по охране окружающей  среды;

     - опека и попечительство;

     - создание условий для обеспечения  поселений, входящих в состав  района, услугами связи, общественного  питания, торговли и бытового обслуживания;

      -создание условий для предоставления  транспортных услуг населению  и организация транспортного  обслуживания населения между  поселениями в границах муниципального  образования;

     - выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности поселений, входящих в состав района, за счет средств бюджета муниципального образования;

     - иные вопросы, отнесенные к  ведению органов местного самоуправления.

     Финансовой  основой реализации функций органов  местного самоуправления является бюджет муниципального образования.

     Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета  и контроль за его исполнением  осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральном  законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 06 октября 2003г. №131- ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

     Органы  местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

     Проект  местного бюджета, решение об утверждении  местного бюджета, годовой отчет  о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных  служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

     Принципы  и задачи процесса управления доходами и расходами бюджета муниципального образования в целом соответствуют  принципам и задачам бюджетной системы Российской Федерации. Однако, в ходе реализации этих принципов и задач должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.

     В соответствии со статьями 28 - 38 БК РФ к основным принципам бюджетной системы РФ относят:

      - единство бюджетной системы;

      - самостоятельность бюджета;

      - полнота отражения доходов и  расходов;

      - сбалансированность бюджета;

      - эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

      - общее (совокупное) покрытие расходов;

      - гласность;

      - достоверность бюджета;

      - адресность и целевой характер  бюджетных средств.

     Принцип единства бюджета означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведение бухгалтерского учета бюджетов.

     Одним из основных принципов для местного бюджета является принцип самостоятельности, означающий, что он принимается только органом местного самоуправления по его усмотрению без вмешательства извне.

     В соответствии с принципом общего покрытия расходов бюджета все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

     Важным  принципом, актуальным для муниципального образования является сбалансированность бюджета. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете  при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

     Превышение  расходов над доходами образует дефицит  бюджета. В случае принятия бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом, в правовом акте о бюджете  должны быть обязательно предусмотрены  источники покрытия дефицита. Текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем его доходов. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации. Поступления из источников финансирования местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

     Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:

     - муниципальные займы, осуществляемые  путем выпуска муниципальных  ценных бумаг, от имени муниципального  образования;

     - бюджетные ссуды, полученные от  бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

     - кредиты, полученные от кредитных организаций;

     - поступления от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

     - изменение остатков средств на  счетах по учету средств местного  бюджета.

     Достижение  сбалансированности местных бюджетов продолжает оставаться основной проблемой муниципальных финансов Российской Федерации. При составлении местного бюджета необходимо добиваться, чтобы объем и структура его расходной части соответствовала возможностям муниципального образования по мобилизации финансовых ресурсов в доходную часть.

     При управлении использованием основных источников финансирования местного бюджета –  налогов, платежей, займов, дотаций  и субвенций – следует учитывать, что данные источники не являются полностью взаимозаменяемыми.

     В этой связи при управлении доходами необходимо руководствоваться следующими принципами:

     - поступления от платежей по  возможности должны использоваться  для финансирования текущих расходов, лишь в исключительных случаях  их можно использовать на финансирование  капитальных расходов;

     - там, где использование платежей для финансирования расходов, связанных с оказанием местных услуг невозможно, следует использовать средства, поступающие от налогообложения. Как источник средств для капитальных расходов налоги можно использовать крайне редко;

     - если поступления от платежей нельзя применять для текущих расходов на финансирование услуг, которые местные органы власти оказывают в порядке исполнения государственных полномочий, здесь по мере возможности следует использовать дотации и субвенции; в ряде случаев субвенции и дотации могут также использоваться для финансирования капитальных расходов;

      - займы целесообразно использовать  для финансирования капитальных  расходов и лишь в редких  случаях следует применять для  покрытия текущих расходов.

     Финансовая  политика играет особую роль в муниципальной экономической политике, поскольку она обеспечивает посредством финансовых инструментов реализацию экономических стратегий.

     В этом плане финансовая политика выступает  ключевым фактором эффективного социально- экономического развития муниципального образования.

     Основными направлениями муниципальной финансовой политики являются бюджетная, налоговая, кредитная, инвестиционная, страховая  политика.

     Ключевая  составляющая финансовой политики муниципального образования – бюджетная политика. Задачами бюджетной политики выступают: обеспечение минимального местного бюджета; рост объема бюджетных доходов, формирование бюджета развития; достижение сбалансированности бюджета; обеспечение обслуживания муниципального долга. 

Информация о работе Анализ доходов и расходов местного бюджета