Анализ доходов и расходов местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

С переходом России к демократическим принципам развития в государственном устройстве значительно возросла роль местного самоуправления как неотъемлемого компонента демократического государства. Суть данного уровня власти состоит в том, что местное самоуправление осуществляет само население через избранные им представительные органы.
Местные бюджеты включают в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Файлы: 1 файл

расходы доходы муницип образования.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов, а также неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений.

     На  местные налоги, неналоговые доходы, а также доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным законодательством на постоянной основе, падает около 30% всех доходов местного уровня власти. Остальные поступления муниципальные бюджеты получают в виде регулирующих налогов, дотаций, трансфертов, субвенций из федерального бюджета Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Основную  долю расходов местных бюджетов составляют статьи «Жилищно - коммунальное хозяйство», «Образование», «Здравоохранение».

     Большой объем расходов на ЖКХ связан с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

     В сельских и поселковых советах основная доля бюджетных средств расходуется  на образование.

     Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению и ответственным за удовлетворение его потребностей и обеспечение общественными благами. Основная цель муниципальной деятельности состоит в повышении качества жизни населения на территории местного самоуправления через оказание муниципальных услуг на базе эффективного использования всех видов ресурсов, прав и полномочий местной власти. 

 

      1.3 Нормативно-правовое  и информационное  обеспечение процесса  управление доходами  и расходами бюджета  муниципального образования 

     Основными нормативно - правовыми документами муниципального образования в Российской Федерации являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003г. №131 - ФЗ, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с действующим российским законодательством финансовая политика муниципального образования строится на основе использования следующих основных прав:

     - на самостоятельное управление  муниципальной собственностью и  получение в местные бюджеты  всех доходов от её приватизации - статья 29 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»;

     - на создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности, на регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги - соответственно статья 30 и 31 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     - на выдачу муниципального заказа  с использованием собственных  материальных и финансовых средств  - статья 33 Федерального Закона «Об 

     общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     - на самостоятельное формирование местных бюджетов - статья 35 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     - на обеспечение уровня доходных  источников, необходимых для покрытия  минимально необходимых расходов  местных бюджетов на основе величин минимальных государственных социальных стандартов - статья 37 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     - на установление местных налогов  и сборов - статья 39 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     - на участие в финансово - кредитных  отношениях, выпуск муниципальных  займов и лотерей, что предполагает  эмиссию муниципальных ценных  бумаг - статья 42 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает  принцип самостоятельности бюджетов, определяет полномочия органов местного самоуправления в области формирования доходов и осуществления расходов. Однако Бюджетным и Налоговым кодексами не гарантируется необходимый уровень собственных доходов местных бюджетов, а для обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления явно недостаточно просто провозгласить принцип наличия собственных источников доходов.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным  Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» только муниципальным образованиям предоставлено право формировать местные бюджеты, и поэтому каждое муниципальное образование должно иметь свой бюджет.

     Основу  собственных доходов местных  бюджетов должны составлять местные  налоги и сборы. Принципиально важное значение имеет необходимость закрепления  за местными бюджетами таких налогов, которые гарантировали бы органам местного самоуправления стабильное поступление доходов в местные бюджеты и равномерно распределялись бы на всей территории Российской Федерации.

     В целях снижения налогового бремени  на предприятия при проведении налоговой реформы сокращается общее количество налогов, снижаются размеры ставок по ним. Однако неприемлемо, когда при этом ежегодные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве постоянно уменьшают доходную базу местных бюджетов и ведут к выпадению их доходных источников. Кроме того, компенсация уменьшения доходов местных бюджетов органами государственной власти, как правило, или не осуществляется, или осуществляется не в полном объеме.

     Для эффективного управления местными финансами  и муниципальной собственностью, а так же применения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления необходимо разработать и принять ряд нормативно – правовых актов. Такие нормативно - правовые акты должны, с одной стороны, соответствовать федеральному и региональному законодательству, а с другой - учитывать особенности и специфику экономического положения соответствующих муниципальных образований.

     Разработка  нормативно - правовых актов, предусматривающих  конкретные меры финансового регулирования  экономики, является непременной составляющей механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность муниципальных образований.

     В целом совершенствование правовой базы управления местными финансами  должно основываться на следующих принципах:

     - четкое разграничение расходов  и доходов между уровнями бюджетной  системы;

     - повышение заинтересованности органов  местного самоуправления в максимальной  собираемости налогов через механизм  долгосрочного закрепления доходных  источников;

     - повышение заинтересованности муниципалитетов  в оптимизации расходной части  местных бюджетов через укрепление их самостоятельности.

     Можно сделать вывод, бюджетный процесс, который продолжается без конкретного  политического руководства, теряет много времени и не служит тем, кто принимает решения, соответствующим  образом. 
 

     2. Анализ доходов  и расходов бюджета муниципального образования Бузулукский район 

     2.1 Анализ доходов  муниципального образования  Бузулукский район 

     Доходы  консолидированного бюджета Бузулукского района за  2010 год составили 778,0 млн. рублей (100% к  годовому плану). 
Собственные доходы местного бюджета выполнены на 113% (101,5 млн. рублей).  Для сравнения в 2009 году собственные доходы местного бюджета составили 164 млн. рублей (25,1% от доходов бюджета). Как и прежде в структуре собственных доходов основную долю занимают налог на доходы физических лиц, налог на имущество, поступления от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Отсутствие в доходной части налога на прибыль значительно снизило поступления собственных доходов бюджета по сравнению с 2009 годом  на 62,5 млн.рублей с учетом замещения транспортным налогом и упрощенной системой налогообложения. Данный факт ставит органы местного самоуправления в сложное положение поиска дополнительных доходных источников. Одним, из которых является увеличение ставок арендной платы за землю. 
Выполнение бюджетных показателей практически по всем направлениям позволило профинансировать многое из запланированного в 2010 году. 
Расходная часть  консолидируемого бюджет района исполнена на 96 % (годовой план – 808,3 млн. рублей, фактически финансирование осуществлено в объеме     776,4 млн. рублей), при этом самыми крупными продолжали  оставаться статьи, по которым осуществлялось финансирование социальной сферы.   На образование было направлено 239,4 млн. рублей,  здравоохранение и спорт – 93 млн. рублей,   социальную политику – 114,5 млн. рублей. Значительные средства вложены в ремонт дорог, школ, детских садов, ФАПов, Домов культуры, в создание условий для лучшей работы жилищно-коммунальной сферы. 
            Вместе с тем не использованы все возможности по увеличению поступления платежей в бюджет. Так только недоимка налоговых платежей в бюджет района составляет 5,2 млн. рублей (по данным налоговой инспекции). 
Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней составили –163,3 млн. рублей (на 15,5% больше, чем в 2009 году). Основная часть собранных на территории района налогов консолидируется в доходах федерального и областного бюджетов и только 34,8 % поступают в местный бюджет.   
Недоимка налоговых платежей в бюджеты всех уровней, предприятий всех форм собственности, по состоянию на 01.01.2011 года  составила –38,3 млн. рублей. 
         Финансовое положение предприятий остается по-прежнему тяжелым. Так по состоянию на 01.01.2011года просроченная кредиторская задолженность составляет 14,9% к общей задолженности, дебиторская – 25% (по крупным и средним предприятиям).  
Просроченной задолженности по заработной плате на предприятиях и в бюджетных организациях нет.

          В первом полугодии 2011 года в консолидированный бюджет Бузулукского района поступило доходов 326872,8 тыс. рублей против плановых назначений 727656,0 тыс.рублей.

            Исполнение по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета района составило 50048,9 тыс. рублей или 61,1 % годовых бюджетных назначений.

           В бюджет муниципального района налоговых и неналоговых доходов поступило 31017,2 тыс. рублей, что составило 63,1% прогнозных показателей.

В разрезе  основных источников доходов консолидированного бюджета исполнение сложилось следующим образом: по налогу на доходы физических лиц – 12874,7 тыс. рублей или 57,7 %, по налогам на совокупный доход – 7476,4 тыс. рублей или 65,1 %, по налогам на имущество – 11797,8 тыс. рублей или 85,7 %, по арендной плате за землю – 9815,7 тыс. рублей или 43,6 %. Низкое выполнение прогнозных показателей по арендной плате за землю вызвано переоформлением ранее арендуемых земель ОАО «Оренбургнефть» в федеральную собственность.

            Безвозмездных поступлений из областного бюджета в бюджет муниципального района получено в объеме 251319,9 тыс. рублей, что составляет 43,5 % годовых назначений, дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности получено 63115,2 тыс. рублей, или 43,0% годового объема.

             Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в консолидированный бюджет района поступили в сумме 26030,7 тыс. рублей или 38,3 % прогнозных показателей на год.

           Расходные обязательства консолидированного бюджета исполнены на 37,7 % к годовым назначениям, профинансировано мероприятий на сумму 290238,8 тыс. рублей относительно планового объема 769813,5 тыс. рублей.

Доходная  часть бюджета муниципального района, предлагаемая к утверждению на 2010 год составляет 505 236,6 тыс. руб. 

     Налоговые и неналоговые доходы бюджета на 2010 год предусмотрены в сумме 44321,6 тыс. руб., снижение к ожидаемой оценке 2009 года на 51,1 процентов.  

                                    Налог на прибыль организаций

                                                                                                                  

     Динамику  налога на прибыль мы видим из следующей таблицы.

     Таблица 1.

Информация о работе Анализ доходов и расходов местного бюджета