Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:11, контрольная работа
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса Российской Федерации классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов [1].
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств составляет 34,73%. В следующем году (2009) показатель снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году [14].
В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах продолжится их предоставление по большинству направлений государственной поддержки, предусмотренных в 2009 году, в том числе:
- в рамках антикризисных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации (по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения) - 300,0 млрд. рублей, в случае если такие государственные гарантиии Российской Федерации не были предоставлены в 2009 году;
- в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (по заимствованиям ОАО "АИЖК") - 44,0 млрд. рублей;
- в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами - 76,5 млрд. рублей;
- для реализации инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики - 10,0 млрд. рублей;
- для поддержки экспорта промышленной продукции - 8,0 млрд. долларов США;
- по займам, привлекаемым ГК "Роснанотех" на осуществление инвестиционных проектов - 120,0 млрд. рублей;
- по займам, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов в валюте Российской Федерации - 100,0 млрд. рублей, в иностранной валюте - 3,3 млрд. долларов США;
- по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций - 2,7 млрд. долларов США [6].
Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах составит:
- в валюте Российской Федерации - в общей сумме 650,5 млрд. рублей;
- в иностранной валюте - 14,0 млрд. долларов США.
В 2010-2012 годах необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 233,3 млрд. рублей (в том числе в 2010 году в сумме 105,2 млрд. рублей, в 2011 году - 61,7 млрд. рублей и в 2012 году - 66,4 млрд. рублей) [6].
Политика в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на увеличение объема средств, предусматриваемых для проведения компенсационных выплат, а также на охват всех категорий граждан, включая их наследников, имеющих право на получение компенсации [6].
В 2010 году на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в сумме 85 млрд. рублей, в 2011 году - 85,0 млрд. рублей и в 2012 году -100,0 млрд. рублей.
3 ПРОГНОЗ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2012 ГОДА
При прогнозировании доходов федерального бюджета учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2010 года [6].
В части налогового законодательства предполагается реализация следующих решений:
1) индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия: на сигареты с фильтром - в среднем на 30 процентов, на сигареты без фильтра (папиросы) - на 50 процентов;
2) повышение действующих размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и оптимизация размеров государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимых действия;
В части бюджетного законодательства будут осуществляться следующие меры:
1) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100 процентов;
2) зачисление в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния с 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. [6].
В части законодательства о Банке России запланировано увеличение с 50 до 75% норматива зачисления в доход федерального бюджета фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов [6].
В части таможенного законодательства предполагается введение специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен на никель [6].
Вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году на 213,6 млрд. рублей (0,5 % к ВВП), в 2011 году - на 203,6 млрд. рублей (0,4 % к ВВП), в 2012 году - на 175,7 млрд. рублей (0,3 % к ВВП).
Динамика доходов федерального к ВВП в 2008-2012 годах представлена на рисунке 9
Рисунок 9. Доходы федерального бюджета
Динамика доходов федерального бюджета характеризуется снижением с 22,3 % к ВВП в 2008 году до 15,0 % к ВВП в 2012 году. Наибольшее снижение отмечается в 2009 году по сравнению с 2008 годом: на 5,6 % к ВВП по доходам федерального бюджета на 2009 год, утвержденным Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в действующей редакции (далее - Федеральный закон) и на 5,0 % к ВВП по уточненной оценке доходов федерального бюджета за 2009 год. При этом общая сумма доходов федерального бюджета за 2009 год по уточненной оценке, рассчитанная на основе показателей прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, представленного Министерством экономического развития Российской Федерации в сентябре т.г., составила 6 713,8 млрд. рублей, что соответствует общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом [4].
В "Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2009 и на период 2010-2012 годы" главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
В соответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что расходы бюджетной системы в реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать, а их доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетной системы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращением федеральной доли в расходах (на 0,25 % за год) [4].
То есть в среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста. Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения [4].
Согласно данным ООН, в среднем расходы центральных правительств развитых государств составляют примерно 29% ВВП. В то же время доля расходов федерального бюджета Российской Федерации по отношению к ВВП примерно в два раза меньше этого уровня, составляя порядка 16% - 17% ВВП. Это существенно ослабляет роль федерального правительства России в перераспределении национальных ресурсов в соответствии с объявленными национальными приоритетами [6].
В Бюджетном послании особо подчеркивалась задача повышения достоверности и надежности экономического прогнозирования, что должно минимизировать внесение многочисленных и часто значительных изменений в уже утвержденные бюджеты [6].
Анализ проекта бюджета на 2009-2012 годы показывает, что прогнозные оценки исходных экономических показателей, на основе которых строится макроэкономический прогноз и ведётся расчет основных параметров бюджета, в целом ряде случаев нуждается в дополнительной аргументации. В частности, это касается прогнозных оценок темпов роста экспорта и импорта, уровня инфляции, темпов и объемов роста ВВП. Так, например, оценка прогноза вновь исходит из заниженного уровня инфляции [6].
Причем на фоне планируемого снижения уровня инфляции в прогноз закладывается ускоренный рост тарифов на электроэнергию, услуги ЖКХ и т.д. Кроме того, в трёх летнем периоде предусматривается ослабление рубля (до 27,5 рублей за доллар в 2011 г.). Такие разнонаправленные тенденции делают прогноз по снижению уровня инфляции трудновыполнимым [6].
Как следствие, возникает необходимость корректировать оценки ВВП и базовые бюджетные показатели. В проекте бюджета предусматривается, что по окончании 2009 г. инфляция составит 8,5%, тогда как первоначально утвержденный показатель на тот же год в предыдущем трёхлетнем бюджете был утвержден на уровне 6,5% [6].
Объём ВВП и фактически полученных бюджетных доходов ежегодно значительно превышают прогнозные оценки. Так, в законе о бюджете на 2009 год объём прогнозируемого ВВП (около 51,5 трлн. руб.) почти на треть больше первоначально утвержденного показателя. Аналогичная картина - по основным бюджетным параметрам. Объём запланированных доходов федерального бюджета на 2009 год составит 10,9 трлн. руб., что более чем на 46% превышает утвержденные параметры, которые первоначально были заложены на тот же год в предыдущем трехлетнем бюджете. Общий объем расходов планируется в размере 9,024 трлн. руб., что более чем на 20% больше первоначально утвержденного показателя [6].
Очевидно, что значительные расхождения факта и прогноза основных показателей, выходящие за рамки обычной корректировки, приводят к необходимости значительных изменений ранее утвержденных основных характеристик и, соответственно, большинства показателей федерального бюджета на 2009 и 2010 годы. Все это в конечном итоге не позволяет в должной мере реализовать основные преимущества сквозного трёхлетнего бюджетного планирования, не обеспечивает предсказуемость и стабильность на среднесрочную перспективу бюджетных проектировок и бюджетной политики в целом [6].
При постоянно возрастающих доходах бюджета всё большая их часть не используется на решение задач социально-экономического развития страны, а идет на пополнение огромного по размерам профицита и перечисляется в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Так, объем Резервного фонда по состоянию на конец года увеличится с 3,5 трлн. рублей в 2008 году до 6,8 трлн. рублей в 2011 году, а объем Фонда национального благосостояния за этот же период возрастёт с 2,7 до 6,1 трлн. рублей. То есть в суммарном выражении объём этих фондов к 2011 году составит порядка 20% ВВП [6].
Не реализована также задача значительного снижения профицита федерального бюджета в 2009 году и достижения его полной сбалансированности по доходам и расходам в 2010 году. По-прежнему значительную часть изъятых из экономики и социальной сферы средств предполагается фактически выводить из бюджета и "замораживать" на счетах указанных фондов [6].
Главным аргументом в пользу такого подхода является убеждение, что принятые меры в виде создания и поддержания стабилизационных фондов, выполнят функцию "надежной страховки" и гарантируют устойчивость бюджета при падении нефтяных цен на период 1-2 лет, а также будут способствовать снижению инфляции. Однако представляется, что устойчивость бюджета и финансовой системы в целом в долгосрочном плане в гораздо большей степени будет зависеть от подъёма и модернизации реального сектора экономики. На решение этих задач, стимулирование инвестиционной деятельности, в первую очередь должна быть направлена бюджетно-налоговая политика [6].
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов характеризуется ожидаемой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 31-32%% ВВП, снижением общего объема расходов с 41,3% до 34,1% ВВП и дефицита с 9,6% до 3,2% ВВП (таблица 2):
Таблица 2. Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации (млрд. руб.)
Показатели
2008
2009
2010
2011
2012
Доходы, всего
16 169,1
12 363,9
13 652,1
15 404,9
16 556,8
%% к ВВП
38,8
31,7
31,6
32,0
30,8
Федеральный бюджет
9 275,9
6 713,8
6 950,0
7 455,7
8 069,6
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
3 253,3
3 411,6
4 794,7
5 541,0
6 057,4
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
1 654,4
1 324,3
2 176,4
3 279,4
3 577,9
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
6 198,8
5 686,0
5 505,3
5 634,4
5 735,1
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
5 073,3
4 211,8
4 382,2
4 642,2
4 850,1
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
536,7
479,1
502,8
558,2
617,7
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов
166,7
114,0
143,5
27,6
59,2
Расходы, всего
14 157,0
16 101,7
16 946,4
17 588,4
18 289,3
%% к ВВП
34,0
41,3
39,2
36,6
34,1
Федеральный бюджет
7 570,9
9 931,4
9 886,9
9 389,8
9 681,0
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов
4 893,9
6 386,7
6 167,6
6 159,1
6 341,1
Информация о работе Анализ расходов государственного бюджета