Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать проблему дефицита (профицита) государственного бюджета и государственного долга РБ.
Задачи исследования:
• раскрыть понятия дефицита и профицита бюджета
• выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики
Введение 4
1. Бюджетный дефицит и профицит 5
1.1 Сущность, классификация и причины возникновения 5
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита 8
1.3 Меры по управлению бюджетным дефицитом 10
1.4 Финансирование бюджетного дефицита 11
2. Государственный долг 14
2.1 Сущность и виды 14
2.2 Способы сокращения государственной задолженности 16
3. Государственный бюджет и государственный долг РБ 18
3.1 Анализ государственного бюджета РБ на 2011 год 18
3.2 Анализ государственного долга РБ 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
Курсовая работа: 25 с., 3 табл., 12 источников
Государственный бюджет, бюджетный дефицит, бюджетный профицит, внешний государственный долг, внутренний государственный долг, мультипликатор сбалансированного бюджета.
Объект исследования – государственный бюджет, его дефицит и профицит.
Предмет исследования – особенности государственного бюджета РБ и проблема государственного долга РБ.
Цель работы: исследовать теоретические аспекты формирования государственного дефицита (профицита). Анализировать государственный бюджет и государственный долг Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию бюджетного дефицита (профицита) и государственного долга выделены основные факторы, влияющие на них. Изучен опыт государственной политики по регулированию бюджетного дефицита, исследована динамика и структура государственного бюджета и государственного долга за 2011 год в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «Макроэкономика». В практике работы Минфина РБ.
Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом. Тема является актуальной, так как с проблемой дефицита бюджета сталкиваются в настоящее время большинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь.
Цель данной курсовой работы – исследовать проблему дефицита (профицита) государственного бюджета и государственного долга РБ.
Задачи исследования:
При написании работы использовались
Бюджетный кодекс Республики Беларусь,
соответствующие нормативно-
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве государства, необходимо определить, что представляет собой государственный бюджет. Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления и имеет силу закона.
Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.
Профицит бюджета – это превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансовых органов, над расходами и чистым кредитованием.
Бюджетный профицит есть не всегда хорошее явление. Составление бюджета с профицитом также влечет за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [3, с.250]
Бюджетный дефицит рассчитывается по формуле: BD=G-T, где G – все государственные расходы, а T – доходы бюджета. А отклонение этих величин есть мультипликатор сбалансированного бюджета: M=ΔG/ΔT
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти.
Анализ формирования доходов
бюджетов различных стран
Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджета являются войны и спады производства.
Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.
Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно.
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, как правило, обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.
По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.
По отношению к плану
С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
В мировой практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
Циклический дефицит является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких механизмов могут выступать подоходный налог, косвенные налоги (НДС, акцизы), пособия по безработице, социальные выплаты. Вследствие действия стабилизаторов налоговые поступления, как и доход домашних хозяйств, увеличиваются во время экономического роста, но ограничиваются или стабилизируются во время спада.
Структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Если дефицит не составляет более 3% от ВВП, то такой дефицит считается временным. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит. По установленным международным стандартам размер бюджетного дефицита не должен превышать 5% от ВВП.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До “Великой депрессии” 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнано считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. Рассмотрим пример, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.