Анализ государственного бюджета РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать проблему дефицита (профицита) государственного бюджета и государственного долга РБ.
Задачи исследования:
• раскрыть понятия дефицита и профицита бюджета
• выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики

Оглавление

Введение 4
1. Бюджетный дефицит и профицит 5
1.1 Сущность, классификация и причины возникновения 5
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита 8
1.3 Меры по управлению бюджетным дефицитом 10
1.4 Финансирование бюджетного дефицита 11
2. Государственный долг 14
2.1 Сущность и виды 14
2.2 Способы сокращения государственной задолженности 16
3. Государственный бюджет и государственный долг РБ 18
3.1 Анализ государственного бюджета РБ на 2011 год 18
3.2 Анализ государственного долга РБ 20
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

курсовая по макре.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

 Вторая концепция базируется  на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.[4, с. 216] Попробуем обосновать это. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного  долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с  идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных  финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.[4, с. 217] Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

    • наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
    • контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
    • выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

1.3 Меры по управлению  бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий  бюджетного дефицита для экономики  страны может быть предпринят ряд  мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

Секвестрование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

1.4 Финансирование бюджетного  дефицита

Выделяют 3 основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:

    • Монетизация (денежное)
    • Внешнее долговое финансирование
    • Внутреннее долговое финансирование

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента, денежная масса национальной валюты увеличивается на величину не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты.

При монетизации бюджетного дефицита, когда уровень инфляции в стране возрастает, может возникнуть «эффект  Танзи» - сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщиками, что  характерно для стран с переходной экономикой. В результате происходит обесценение денег, а следовательно, будущих государственных доходов, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведёт к возрастанию бюджетного дефицита. [7, с. 105]

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается  менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если  облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию бюджетного дефицита государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции.

Для финансирования дефицита бюджета  используются различные источники, которые делятся на внутренние и  внешние.

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

    • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
    • бюджетные кредиты;
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

    • средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
    • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
    • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный долг

2.1 Сущность и виды

Государственный долг – это сумма  задолженности страны своим или  иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других  стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за  вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств  иностранным  кредиторам (за  вычетом  той  части, которая пошла на  покрытие  бюджетного  дефицита) на определенную дату. [2, с.265] Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех  странах  мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных  финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате  заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных  дефицитов.

Различают капитальный и текущий  государственный долг.

    • Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определённую дату, включая начисленные проценты
    • Текущий государственный долг – это сумма задолженности, которую необходимо погасить в текущем периоде.

В странах, валюта которых не является свободно конвертируемой, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний – это долг государства  населению, субъектам  хозяйствования  своей  страны. Внешний – это  задолженность физическим, юридическим  лицам, правительствам других  стран. [2, с. 266]

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так  называемым долговым финансированием. Государственные займы  выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные  долги, так как дата  их  погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие.

Большинство экономистов утверждают, что рост  внутреннего долга  не  может привести к банкротству нации, так как это долг  самим себе. Кроме того,  государство всегда  имеет возможность профинансировать  его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать  негативные последствия внутреннего долга, потому что при определенных  условиях он  может  стать  серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем.

Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем  доходов, но следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных ценных  бумаг является  альтернативой инвестированию  свободных денежных  средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению  основного капитала.

Другая  опасность связана с  тем, что государство, продавая ценные  бумаги, конкурирует  на  рынке  ссудного  капитала с  частным  сектором. В результате конкуренции  ставка ссудного  процента  повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта  и частично  потребительских расходов.

Негативным последствием роста  внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике  наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом  и объемом национального производства. Если  долг  растет  медленнее, чем объем валового внутреннего  продукта, то  это  означает уменьшение  его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют  темпы  роста валового  внутреннего  продукта, то  доля  государственного долга  в последнем будет  увеличиваться. Чтобы при этом  его  последствия не  стали  слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меря по управлению  государственным долгом.

Информация о работе Анализ государственного бюджета РБ