Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать проблему дефицита (профицита) государственного бюджета и государственного долга РБ.
Задачи исследования:
• раскрыть понятия дефицита и профицита бюджета
• выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики
Введение 4
1. Бюджетный дефицит и профицит 5
1.1 Сущность, классификация и причины возникновения 5
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита 8
1.3 Меры по управлению бюджетным дефицитом 10
1.4 Финансирование бюджетного дефицита 11
2. Государственный долг 14
2.1 Сущность и виды 14
2.2 Способы сокращения государственной задолженности 16
3. Государственный бюджет и государственный долг РБ 18
3.1 Анализ государственного бюджета РБ на 2011 год 18
3.2 Анализ государственного долга РБ 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.
Большой внешний долг снижает международный
авторитет страны и может осложнить
получение новых иностранных
займов. Поэтому правительство
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Управление государственным
Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:
Рефинансирование – это
Реструктуризация - пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга.
Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника.
Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть:
Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
В некоторых случаях
Внешний долг имеет последствия, которые более печальны для страны, по сравнению с последствиями внутреннего долга. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.
Для анализа государственного бюджета страны нам необходимо проанализировать доходы и расходы бюджета.
На основании закона РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» от 15 октября 2010 г. №176-3, утвержден республиканский бюджет на 2011 год по расходам в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей.[6] В 2010 году предельный размер дефицита республиканского бюджета составил 2 700 000 000 тыс. рублей.
В проекте президентского Указа об уточнении показателей на 2011 год предусмотрено ограничить его дефицит на уровне 0,6% к ВВП. При этом республиканский бюджет будет исполнен с дефицитом не более 1,4% к ВВП – снижение с 6 до 3,3 трлн. рублей.[8]
С января по июль 2011 года консолидированный бюджет (совокупность республиканского и местных бюджетов) исполнен с профицитом 2,7 трлн. рублей или 2,1% к ВВП. С учетом Фонда социальной защиты населения превышение доходов над расходами составило 4,4 трлн. рублей или 3,5% к ВВП.[8]
Профицит сформировался в
В соответствии с проведенными оценками доходы бюджета в 2011 году увеличатся на 15,6 трлн. рублей до 71,1 трлн. рублей, расходы – на 11 трлн. до 72,5 трлн. рублей.[8]
В целом за год на рост доходов бюджета по сравнению с запланированным уровнем окажут влияние следующие факторы:
Таблица 1. Исполнение бюджетов за январь – июль 2011года, трлн. рублей
Доходы |
Расходы |
Дефицит (профицит) | ||||
годовой план |
факт |
годовой план |
факт |
годовой план |
факт | |
Консолидированный бюджет |
55,9 |
31,8 |
62,6 |
35,4 |
-6,7 |
2,7 |
в % к ВВП |
30,2% |
28,0% |
2,1% | |||
Республиканский бюджет |
33,6 |
22,8 |
40,2 |
21,5 |
-6,6 |
1,3 |
в % к ВВП |
18,1% |
17,0% |
1,0% | |||
Местные бюджеты |
34,5 |
22,1 |
34,1 |
20,4 |
0,3 |
1,7 |
в % к ВВП |
17,5% |
16,2% |
1,3% | |||
Бюджет ФСЗН |
20,6 |
14,6 |
20,5 |
12,9 |
0,2 |
1,7 |
в % к ВВП |
11,5% |
10,2% |
1,3% | |||
Бюджет сектора госуправления |
76,5 |
52,6 |
83,0 |
48,2 |
-6,5 |
4,4 |
в % к ВВП |
41,7% |
38,2% |
3,5% |
ВВП за январь – июль составило 126 247,9 млрд. рублей.
Примечание: источник [8]
Таблица 2. Отдельные расходы в процентах к расходам консолидированного бюджета
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1. Заработная плата (с начислениями) |
21,6 |
24,0 |
27,7 |
30,5 |
2. Обслуживание государственного долга |
1,3 |
1,8 |
1,5 |
3,9 |
3. Компенсация процентов банкам |
0,9 |
2,2 |
2,8 |
8,2 |
Итого по 1-3 |
23,8 |
28,0 |
31,8 |
42,5 |
Примечание: источник [8]
К началу XXI века мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.
Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:
По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Беларуси в первом квартале 2011 г. возрос на 979,2 млн. долл. (на 10,1%) до рекордных 10,666 млрд. долл. на 1 апреля. Уровень внешнего госдолга Беларуси относительно ВВП страны снизился до 18,7% на 1 апреля против 18,9% месяцем ранее.
По международным стандартам, безопасным считается уровень внешнего госдолга не более 60% к ВВП. В апреле 2010 г. – марте 2011 г. долларовый эквивалент ВВП Беларуси составил 57,111 млрд. долларов.[9]
В текущей ситуации актуальным выглядит снижение дефицита консолидированного бюджета за счет сокращения госрасходов (на национальную экономику, на общегосударственную деятельность, на оборону и др.). Поскольку ограничение дефицита органов государственного управления позволит поддерживать внешние долговые обязательства правительства на приемлемом уровне, а также пройти пиковые значения по платежам по внешнему госдолгу Беларуси в предстоящие годы в нормальном режиме.[9]
В структуре внешнего госдолга Беларуси
отсутствуют краткосрочные
Таблица 3. Текущие данные о погашении внешнего государственного долга Беларуси
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 | |
Сумма погашения, млн. долл. |
862 |
1300 |
2703,2 |
2507,6 |
2078,5 |
701,8 |
684,8 |
1449 |