Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…….3
1.Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства
Российской Федерации………………………………………………….……….5
2.Принципы бюджетной системы……………………………………………..10
3.Дефицит бюджета и источники его покрытия……………………………...17
4.Государственный и муниципальный долг…………………………………...21
5.Обслуживание государственного и муниципального………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Практическое задание…………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………....33

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 67.76 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…….3

1.Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства

Российской Федерации………………………………………………….……….5

2.Принципы бюджетной системы……………………………………………..10

3.Дефицит бюджета и источники его покрытия……………………………...17

4.Государственный и муниципальный долг…………………………………...21

5.Обслуживание государственного и муниципального………………………24

Заключение……………………………………………………………………….26

Практическое задание…………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………....33

 

Введение

 

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Слово бюджет английского происхождения. Оно означает чемодан, мешок с деньгами. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти парламентами. По материальному содержанию государственный бюджет централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности основное орудие перераспределения национального дохода.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному Собранию РФ.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности осуществляемой бюджетной политики.

Цель данной работы – проанализировать особенности расходования бюджетных средств в условиях дефицита.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

    • рассмотреть основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
    • охарактеризовать основные принципы бюджетной системы;
    • дать понятие дефицита бюджета и определить источники его покрытия;
    • рассмотреть государственный и муниципальный долг;
    • проанализировать возможности обслуживания государственного и муниципального долга.

 

1. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Вообще бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

В юридическом смысле бюджет - это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Почему бюджет все-таки, строго говоря, не является центральным денежным фондом, а представляет собой финансовый план поступления и расходования денежных средств? Дело в том, что средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой и не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. финансовый план государства.

Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.

Понятие бюджета как финансового плана не тождественно бюджету как юридическому акту, принимаемому соответствующим представительным органом, так как такой акт (например, закон о федеральном бюджете на какой-либо год) отражает лишь основные показатели соответствующего бюджета и, кроме того, решает некоторые вопросы, которые, строго говоря, не относятся к самому финансовому плану.

Финансовый год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.).

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Так, например, в федеральный консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Расходование средств в рамках таких форм бюджета происходит с использованием механизма секвестирования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, за исключением защищенных статей, т.е. тех, которые в любом случае должны финансироваться в полном объеме [3, 269]. Обычно такими признаются заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п.

Существует также понятие муниципального бюджета, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.1

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Из всего сказанного следует, что бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый  уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй  уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий  уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

 

2. Принципы бюджетной системы

 

Бюджетным кодексом Российской Федерации (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

    • единства бюджетной системы Российской Федерации;
    • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • самостоятельности бюджетов;
    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированности бюджета;
    • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • гласности;
    • достоверности бюджета;
    • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней находятся в постоянном взаимодействии.

Единство бюджетной системы обеспечивается:

    • единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;
    • едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация - это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты предметная (отраслевая) и финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, доходов на постоянные и временные) классификации [5, 122];
    • единством формы бюджетной документации; предоставлением с одного уровня на другой необходимой информации;
    • единством денежной системы РФ;
    • единством принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единым порядком финансирования расходов бюджета, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Информация о работе Государственный бюджет